Решение по делу № 8Г-3958/2023 [88-5651/2023] от 20.02.2023

            УИД 89RS0001-01-2022-000447-68

            Дело № 88-5651/2023

            мотивированное определение

            составлено 12 апреля 2023 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                                             06 апреля 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.

    судей    Малоедовой Н.В., Чернецовой С.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-463/2022 по иску прокурора Приуральского района, действующего в интересах Исмаилова Сохраба Рустама оглы к муниципальному образованию Аксарковское, администрации Приуральского района о признании недействительным договора мены жилых помещений в части, взыскании денежных средств,

по кассационной жалобе администрации Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда постоянное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., возражения прокурора Тепловой М.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

прокурор Приуральского района в интересах Исмаилова С.Р. оглы обратился в суд с иском к администрации Приуральского района, муниципальному образованию Аксарковское (в лице Департамента жилищно-коммунального комплекса администрации Приуральского района в порядке правопреемства), о признании недействительными пунктов 6 и 7 договора мены жилых помещений от 20 декабря 2018 года, взыскании денежных средств в размере 794000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 20 декабря 2018 года между администрацией муниципального образования Аксарковское и Исмаиловым С.Р. оглы был заключен договор мены жилых помещений, по условиям которого у истца была изъята в связи со сносом дома квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, рыночной стоимостью 3662000 рублей, взамен предоставлена в собственность квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, рыночной стоимостью 4456000 рублей, с возложением обязанности на истца по выплате ответчику разницы в стоимости квартир – 794000 рублей. Дом, в котором истец ранее проживал, включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018-2022 годы, утвержденную Постановлением Правительства ЯНАО от 13 июля 2018 года № 745-П. Истец полагает, что жилищным законодательством, а также указанной адресной программой не установлена доплата гражданам, переселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Исмаилов С.Р. оглы произвел перечисление денежных средств на основании договора в сумме 794000 рублей, что является неосновательным обогащением ответчика. На обращение истца о возврате денежных средств, ответчик ответил отказом.

Решением Лабытнангского городского суда постоянное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2022 года, исковые требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 6 и 7 договора мены жилых помещений от 20 декабря 2018 года, заключенного между администрацией муниципального образования Аксарковское и Исмаиловым Сохрабом Рустам оглы. С администрации Приуральского района в пользу Исмаилова Сохраба Рустама оглы взыскано 794 000 рублей.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.

Судом установлено, что Исмаилов С.Р. оглы являлся собственником квартиры № <данные изъяты>

Заключением межведомственной комиссии от 12 октября 2015 года и постановлением администрации МО Аксарковское от 16 октября 2015 года № 308 дом № <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением принято решение в срок до 31 декабря 2017 года произвести отселение граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме № <данные изъяты> (л.д. 18).

20 декабря 2018 года между администрацией муниципального образования Аксарковское и Исмаиловым С.Р. оглы заключен договор мены жилых помещений, по условиям которого стороны совершают мену принадлежащих им на праве собственности жилых помещений (квартир), признаваемых сторонами равноценными, то есть администрация МО Аксарковское передает свою квартиру, находящуюся по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 65,1 кв.м в собственность Исмаилову С.Р. оглы, а последний свою квартиру, находящуюся по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 66,7 кв.м в собственность администрации МО Аксарковское (л.д. 21-24).

Из пункта 2 договора следует, что стоимость квартиры, принадлежащей администрации МО Аксарковское составляет 4456000 руб.

Стоимость квартиры, принадлежащей Исмаилову С.Р. оглы составляет 3662000 руб. (пункт 3 договора).

В связи с тем, что предоставляемая квартира, указанная в пункте 2 настоящего договора, по рыночной стоимости превышает рыночную стоимость квартиры, указанной в пункте 3 настоящего Договора, в соответствии с Законом ЯНАО от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», Исмаилов С.Р. оглы обязуется произвести возмещение разницы в рыночной стоимости, рассчитанной на основании отчетов от 06 декабря 2018 года № 848 и от 17 декабря 2018 года № 883 в сумме 794 000 руб. (пункт 6 договора).

По платёжному поручению от 21 декабря 2018 года № 167988 Исмаилов С.Р. оглы перечислил в пользу администрации МО Аксарковское денежные средства в размере 794000 руб. (л.д. 17).

20 ноября 2018 года между НО Фонд ЖКХ ЯНАО и муниципальным образованием Аксарковское договора безвозмездной передачи (пожертвования) жилого помещения в муниципальную собственность № 405, согласно которому спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, безвозмездно передано в собственность муниципального образования Аксарковское (л.д. 25-28).

Жилой дом № 8 по улице 8 Марта с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 2017 года, и рамках Региональной программы.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования о недействительности пунктов 6 и 7 договора мены от 20 декабря 2018 года, заключенного между администрацией муниципального образования Аксарковское и Исмаиловым С.Р. оглы по установлению доплаты в размере 794000 руб. в качестве разницы между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого объекта недвижимого имущества, и взыскании уплаченных во исполнение недействительной части сделки денежных средств в размере 794000 руб., суд первой инстанции, руководствуясь ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» исходил из безвозмездного характера предоставления жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу и пришел к выводу о противоречии оспариваемых условий договора сущности законодательного регулирования указанного правового института.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы о том, что муниципальное образование Аксарковское при заключении договора мены жилых помещений не имело права предоставлять Исмаилову С.Р. оглы новое благоустроенное помещение без предоставления возмещения разницы в рыночной стоимости между жилыми помещениями, что соответствует ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, между сторонами заключен договор мены, который не регулируется нормами жилищного законодательства, основанием для отмены судебных актов не являются.

Так, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что переселение Исмаилова С.Р. оглы осуществлялось в рамках постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2018 г. № 745-П «Об утверждении адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 – 2022 г.г.», и жилой дом № <данные изъяты>, в котором находится принадлежащая истцу квартира, был включен в указанную программу на момент заключения сторонами договора мены.

Так, основной целью данной Региональной программы является предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

Условиями данной Региональной программы не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, а равно как и не предусмотрена возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья, источниками финансирования программных мероприятий указанной Региональной программы являются средства некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" и средства местных бюджетов.

Учитывая, что Исмаилов С.Р.оглы как собственник жилого помещения - квартиры № <данные изъяты>, отказавшись от получения выкупной стоимости за аварийное жилое помещение, выбрал в качестве способа реализации своих жилищных прав получение взамен аварийного другое равноценное жилое помещение, то ему должно быть предоставлено жилое помещение на безвозмездной основе. Включение в договор мены условий о доплате противоречит действующему законодательству и нарушает жилищные права указанного лица.

Вопреки доводам жалобы, как правомерно и обоснованно указал суд апелляционной инстанции, обращение прокурора с настоящим иском в суд в интересах Исмаилова С.Р.о соответствует порядку, предусмотренному ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.

Доводы администрации о попуске истцом срока исковой давности правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку в нарушение ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороной спора до вынесения решения судом первой инстанции не было заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.

Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Лабытнангского городского суда постоянное присутствие в с. Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-3958/2023 [88-5651/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа
Прокурор Приуральского района в интересах Исмаилова Сохраба Рустама оглы
Исмаилов Сохраб Рустам оглы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г.Челябинске) апелляционно -кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Администрация Приуральского района
Муниципальное образование Аксарковское в лице департамента жилищно-коммунального комплекса администрации Приуральского района
Другие
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
06.04.2023Судебное заседание
06.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее