РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-6033/2019 25 декабря 2019 года
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,
при секретаре Хлопиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
установил:
первый заместитель прокурора г. Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» (далее – ГБУЗ АО «Архангельская станция переливания крови») об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, ссылаясь на то, что у ответчика проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в результате которой в здании, расположенном по адресу: г.Архангельск, <адрес>, выявлены грубые нарушения действующего законодательства. На основании изложенного прокурор просил обязать ответчика в срок до 30 июня 2020 года устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью граждан.
Помощник прокурора г. Архангельска Иванова Н.В. в судебном заседании исковые требования уточнила и просила обязать ответчика осуществить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно: 1) в нарушение п. 1.1, п. 1.2 Приложения А, п. А.3, п. А.4, табл. А1 п. 9, СП 5.13130.2009, ст. 51, ст. 54, ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ; табл. 2 п. 38 НПБ 110-03; п. 4.1 СП 6.13130.2013 помещения учреждения частично не защищены установкой автоматической пожарной сигнализации; 2) в нарушение п. 1.10, п. 1.11 п. 1.12 РД 009-02-96; п. 4.2.4 ГОСТ Р 53325-2009, п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010, п. 61 ППР в РФ; ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ при достижении системой автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (АУПС и СОУЭ) или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, не принято своевременных мер к выводу из эксплуатации или списанию и созданию новой системы; 3) в нарушение п. 7.4, п. 7.5, п. 5.14*, таблица 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не разделены между собой ограждающими конструкциями помещения различных классов функциональной пожарной опасности: двери, отделяющие помещение склада на третьем этаже, компрессионная и мастерские в подвал выполнены с пределом огнестойкости менее EI 30; 4) в нарушение п. 12.48* НПБ 88-01, п. 13.14.5 СП 5.13130.2009 приемно- контрольный прибор и прибор управления автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала; 5) в нарушение п. 5.1.9, 5.1.12, 5.2.2.5, 6.1.15, 6.1.16, 6.10, 5.4 СП 4.13130.2013 на объекте защиты общественного назначения допускается размещение производственного помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 5, относящиеся в категориям А и Б (дизельгенераторная в подвале). Прокурор также пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности создают реальную опасность жизни и здоровью лиц, находящихся в здании ответчика, а также должностных лиц, осуществляющих в указанном здании трудовую деятельность; влекут нарушения прав граждан на безопасное пребывание на объекте учреждения.
Представители ответчика ГБУЗ АО «Архангельская станция переливания крови» Широкий А.А. и Кирьянов Ю.В. в судебном заседании имеющиеся нарушения пожарной безопасности не оспаривали; поясняли, что меры по устранению нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности ими предпринимались, однако за отсутствием дополнительного финансирования учреждение выполнить требования надзорных органов в полном объеме не смогло. Просили установить срок устранения нарушений – не ранее 31 декабря 2020 года.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в их отсутствие, требования прокурора поддерживают.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, требования прокурора поддерживают.
В судебное заседание представитель третьего лица министерства здравоохранения Архангельской области не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки требований пожарной безопасности, проведено обследование (проверка) в помещениях ГБУЗ АО «Архангельская станция переливания крови», а также дополнительное обследование 24 декабря 2019 года, в результате которых в здании, расположенном по адресу: г. Архангельск, <адрес>, выявлены и не устранены следующие нарушения установленных правил пожарной безопасности:
- помещения частично не защищены установкой автоматической пожарной сигнализации.
- при достижении системой автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (АУПС и СОУЭ) или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, не принято своевременных мер к выводу из эксплуатации или списанию и созданию новой системы.
- не разделены между собой ограждающими конструкциями помещений различных классов функциональной пожарной опасности: двери, отделяющие помещения склада на третьем этаже: компрессионная и мастерские в подвал выполнены с пределом огнестойкости менее EI 30.
- приемно-контрольный прибор и прибор управления автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала.
- на объекте защиты общественного назначения допускается размещение производственного помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 5, относящиеся в категориям А и Б (дизельгенераторная в подвале).
Выявление указанных нарушений подтверждается представлением об устранении нарушения требований законодательства о пожарной безопасности от 04 декабря 2018 года, ответом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Архангельска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области от 24 декабря 2019 года.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, в том числе Правила противопожарного режима в Российской Федерации пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР), государственные строительные нормы и правила в сфере пожарной безопасности, утвержденные Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности», государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в решении задач в области пожарной безопасности.
Должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями;
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг).
В соответствии с положениями ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
В соответствии с положениями ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных ему законодательством.
Наличие предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности само по себе не ограничивает право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
Как установлено судом и подтверждено представленными доказательствами, в том числе объяснениями сторон, ответчиком для устранения выявленных нарушения предприняты следующие действия: подготовлен план мероприятий по устранению выявленных нарушений, на имя учредителя направлялись письма о необходимости дополнительного финансирования для устранения нарушения. Из ответа заместителя министра здравоохранения Архангельской области следует, что вопрос о финансировании мероприятий по пожарной безопасности взят на контроль, планируется в 2020 году выделить 2 500 тыс. руб.
Принимая во внимание, что доказательств исполнения ответчиком предписания в указанной прокурором части и устранения нарушений требований пожарной безопасности суду не представлено, представитель ответчика не отрицал, что уточненные прокурором требования ответчиком не исполнены, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку сам факт наличия выявленных нарушений правил пожарной безопасности установлен судом и ответчиком не оспаривался. Выдача органом государственного пожарного надзора в административном порядке предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, не исключает право прокурора на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, то истец вправе произвести эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом пояснений сторон, данных в судебном заседании, суд полагает возможным установить срок для исполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности – до 31 августа 2020 года.
На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования первого заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» в срок до 31 августа 2020 года обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1) в нарушение п. 1.1, п. 1.2 Приложения А, п. А.3, п. А.4, табл. А1 п. 9, СП 5.13130.2009, ст. 51, ст. 54, ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ; табл. 2 п. 38 НПБ 110-03; п. 4.1 СП 6.13130.2013 помещения учреждения частично не защищены установкой автоматической пожарной сигнализации;
2) в нарушение п. 1.10, п. 1.11 п. 1.12 РД 009-02-96; п. 4.2.4 ГОСТ Р 53325-2009, п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010, п. 61 ППР в РФ; ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ при достижении системой автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (АУПС и СОУЭ) или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, не принято своевременных мер к выводу из эксплуатации или списанию и созданию новой системы;
3) в нарушение п. 7.4, п. 7.5, п. 5.14*, таблица 2* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» не разделены между собой ограждающими конструкциями помещения различных классов функциональной пожарной опасности: двери, отделяющие помещение склада на третьем этаже, компрессионная и мастерские в подвал выполнены с пределом огнестойкости менее EI 30;
4) в нарушение п. 12.48* НПБ 88-01, п. 13.14.5 СП 5.13130.2009 приемно- контрольный прибор и прибор управления автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала;
5) в нарушение п. 5.1.9, 5.1.12, 5.2.2.5, 6.1.15, 6.1.16, 6.10, 5.4 СП 4.13130.2013 на объекте защиты общественного назначения допускается размещение производственного помещения класса функциональной пожарной опасности Ф 5, относящиеся в категориям А и Б (дизельгенераторная в подвале).
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская станция переливания крови» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2019 года.
Председательствующий Е.В. Акишина