Дело № 5-16/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 марта 2020 года с.Селты
Судья Сюмсинского районного суда УР Базилевских М.С., рассмотрев материалы об административной ответственности в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) действует на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о чем ему ДД.ММ.ГГГГ межрайонной ИФНС № 6 по УР выдано соответствующее свидетельство. Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя внесены в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером №.
Основными видами деятельности индивидуального предпринимателя является переработка древесины в соответствии с ОКВЭД.
Производственная деятельность осуществляется по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Льнозаводский, <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Производственные помещения – нежилое здание, в котором располагается пилорама, используется индивидуальным предпринимателем на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о праве собственности на пилорамы в настоящее время не получено.
Согласно информации, представленной индивидуальным предпринимателем, в ходе производственной деятельности им используется деревообрабатывающий станок «ПТ-03» «Крона».
Проведенной проверкой установлено, что в процессе производственной деятельности по деревообработке образуются отходы, в том числе - опил, стружка, пыль древесная, отходы древесины в кусковой форме. Установлено, что в отношении отходов, которые образуются в процессе производственной деятельности, индивидуальным предпринимателем осуществляется их накопление.
В силу абз. 6 ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
По требованиям ч.ч., 1 2 и 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Установлено, что в нарушение абз. 6 ч. 2 ст. 11, ч.ч. 1, 2 и 3 с. 14, ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ИП ФИО1 не провел инвентаризацию образующихся в процессе производственной деятельности отходов и не подтвердил их отнесение к конкретному классу опасности, не разработал паспорта на отходы 1 – 5 классов опасности, учет образовавшихся отходов не осуществлял, размещении отходов осуществляется на земельном участке, не оборудованным согласно санитарным требованиям.
По требованию ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766 утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным периодом. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении, кроме медицинских и радиоактивных.
В нарушение ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ИП ФИО1, осуществляющий в процессе производственной деятельности накопление отходов, форму федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2019 год в Управление Росприроднадзора по УР к 01.02.2020, не представил.
Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4, 9,10,12 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Единственным лицом, обладающего правами действовать и совершать сделки, принимать меры по соблюдению указанного выше законодательства является ИП ФИО1
Таким образом, совершение указанного правонарушения является результатом ненадлежащего исполнения организационно-распорядительных функций по осуществлению контроля за соблюдением действующего законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ИП ИП ФИО1, а также по осуществлению оперативного руководства и организации производственно-хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем, который не принял все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, что свидетельствует о его виновности.
В ходе проведения проверки ИП ФИО1 не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности выполнить требования законодательства об отходах в части:
- проведении инвентаризации образующихся в процессе производственной деятельности отходов и подтверждении их отнесение к конкретному классу опасности, разработки паспорта на отходы 1 – 5 классов опасности, осуществлении учета образовавшихся отходов;
- предоставления в Управление Росприроднадзора по УР статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) и отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, предоставляемой в уведомительном порядке.
Каких-либо уважительных причин, свидетельствующих об отсутствии у ИП ФИО1 возможности выполнить требования законодательства об отходах производства и потребления, индивидуальным предпринимателем, не приведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение совершено ИП ФИО1 по неосторожности, поскольку он, не обеспечив соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления, предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Таким образом, ИП ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.ч. 1, 4, 9,10,12 ст. 8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.
Время совершения правонарушения: 07.02.2020, когда по результатам проверки выявлено нарушение закона.
Местом совершения правонарушения является место осуществления ИП ФИО1 производственной деятельности: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Льнозаводский, <адрес>
Вина ИП ФИО1. подтверждается материалами дела.
Предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является раскаяние ФИО1
ИП ФИО1 в ходе рассмотрения деда выразил согласие по существу нарушении изложенных в постановлении и ходатайствуют о назначении минимального наказания по данной статье.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что в действиях ИП ФИО1 содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1,4,9,10,12 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Несоблюдение требовании в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации отходов производства и потребления, несоблюдение требовании в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления 1-5 классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления.
Вина ИП ФИО1 подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.02.2020 года (л.д.3-5),
- заключением специалиста от 07.02.2020 года (л.д.6-7),
- объяснением ФИО1, от 10.02.2020 года (л.д.8),
- актом по результатам проверки от 07.02.2020 года (л.д.9-11),
- свидетельством № о постановке на учет пункта приема и переработки древесины на территории УР (л.д.12),
- свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.13),
- договором аренды земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена № от 22.08.2019 г. (л.д.16-17).
Ответственным за нарушение вышеуказанных норм и правил санитарно-эпидемиологических требований является ИП ФИО1, так как у данного индивидуального предпринимателя имелась возможность для соблюдения вышеуказанных норм и правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.4.4 ч.2 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Санкция ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривает для лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица административный штраф составляет от 30 000 рублей до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ от 40 000 рублей до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ от 40 000 рублей до 60 000 рублей;
по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ от 40 000 рублей до 60 000 рублей;
по ч.12 ст.8.2 КоАП РФ от 40 000 рублей до 60 000 рублей;
Учитывая, вышеуказанные обстоятельства, а также что ИП ФИО1, после проведенной проверки принял меры по устранению недостатков Санкция ст. 8.2 КоАП РФ, кроме штрафа предусматривает административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, в связи с чем, прокурор Селтинского района, обратился в суд с материалами административного производства для применения данной санкции, в виду явной угрозы окружающей среде и экологии.
На основании изложенного следует, что соблюдение закона об отходах производства и потребления оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, является основной обязанностью всех граждан и юридических лиц независимо от форм собственности, а его пренебрежение создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.1-29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1, 4, 9, 10, 12 ст.8.2 КоАП РФ, подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности деревообрабатывающего станка «ПТ-03» «Крона», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, сроком 10 суток, то есть до 12 часов 22 марта 2020 года.
Разъяснив при этом, что судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья: М.С.Базилевских
Копия верна судья: М.С.Базилевских
Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности:
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.
С правами ознакомлен: ФИО1