РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2023 года г. Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сироткиной Т.П.,
при помощнике судьи Разореновой А.В.,
с участием представителя ответчика по доверенности Гаак О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1672/2023 (УИД 71RS0021-01-2023-001877-34) по иску Стрельникова Сергея Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о признании права на пенсию по старости,
установил:
истец Стрельников С.И. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 03 октября 2023 года подал ответчику заявление о назначении пенсии по основаниям п.1 ч.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» и ст.ст.33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», представив необходимые документы. Однако в назначении пенсии ему было отказано в связи с невозможностью снижения возраста выхода на пенсию по двум основаниям. В период с 26 апреля 1986 года по 22 января 1989 года и с 01 июля 1993 года по 31 января 1998 года проживал в г. Узловая - в зоне с правом на отселение, и с 01 февраля 1998 года по 31 марта 2010 года, с 01 января 2014 года по 30 декабря 2014 года, с 15 января 2015 года по 31 марта 2015 года, с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года проживал в г. Узловая Тульской области – зона с льготным социально-экономическим статусом (за исключением периодов работы, протекавших на территории «чистой» зоны). Таким образом, продолжительность его проживания на загрязненной территории в общей сложности дает ему право на снижение пенсионного возраста на пять лет.
Просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста выхода на пенсию, обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с 27 сентября 2023 года.
В судебное заседание истец Стрельников С.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области по доверенности Гаак О.Б. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в решении об отказе в установлении пенсии.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года №1244-1 (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст.10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 27 января 1999 года.
03 октября 2023 года Стрельников С.И. обратился к ответчику по вопросу досрочного назначения пенсии по старости, претендуя на снижение общеустановленного возраста по двум основаниям в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ и в связи с проживанием на загрязненной территории, что подтверждается соответствующим заявлением, копия которого имеется в материалах дела.
Как следует из решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области №369155/23 от 16 октября 2023 года, истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ и ст.ст.33,34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года №1244-1 в связи с недопустимостью суммирования снижения пенсионного возраста по двум основаниям.
Согласно п.2 ч.1 ст.30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Наличие необходимых индивидуального пенсионного коэффициента, страхового стажа и права на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ ответчиком не оспаривается.
Ответчик отказал истцу в снижении возраста в связи с проживанием на загрязненной территории.
Стрельников С.И. с 26 апреля 1986 года по 22 января 1989 года, с 01 января 1993 года по дату обращения (03 октября 2023 года) постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела и не отрицалось стороной ответчика.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года №237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ №1582 от 18 декабря 1997 года территория города Узловой Тульской области стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне она относится и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ №1074 от 08 октября 2015 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Распоряжению Правительства РФ от 28 марта 2023 года №745-р.
Следовательно, в силу положений п.7,8 ст.13, ст.ст.34,35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину в виде 2 лет за проживание в зоне с правом на отселение.
Также истец имеет право на дополнительную величину в виде 1 года за каждые полные 4 года проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть на 3 года.
Истец обратился в суд, претендуя на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием на загрязненной территории на 5 лет.
Проживая и работая на территории с правом на отселение, истец приобрел право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания (работы) на загрязненной территории, в связи с чем последующее проживание (работа) на территории с иным статусом не может лишать его права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере.
Поскольку истец приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию на 2 года в связи с проживанием (работой) в зоне с правом на отселение и 3 года в связи с проживанием (работой) с зоне с льготным социально-экономическим статусом (5 лет в общей сложности), то с учетом права на максимальное снижение этого возраста на 5 лет в связи с п.1 ч.2 ст.10 ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на пенсию по достижению возраста 50 лет.
На основании ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2001 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Право на указанную пенсию у Стрельникова С.И. 27 сентября 2023 года, за ее назначением он обратился 03 октября 2023 года, в связи с чем, пенсия подлежит назначению с 03 октября 2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Стрельникова Сергея Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о признании права на пенсию по старости гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить частично.
Признать за Стрельниковым Сергеем Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт №), право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 19 мая 1991 года №1244-1, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области назначить и выплачивать ему данную пенсию с 03 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2023 года.
Председательствующий подпись Т.П. Сироткина
<данные изъяты> |