Дело № 2а-331/2021
№ 88а-1862/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 02 марта 2022 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.03.2022
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определённых действий.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО7., поддержавшего доводы кассационных жалоб, возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) и просил обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в течение 12 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, провести текущий ремонт МКД № 7 и № 8, расположенных по адресу: Хабаровский край, село Хурба, улица Добровольского, выполнив в объёмах, указанных в дефектном акте №3 от 25 сентября 2020 года и ведомости объёмов работ от 25 сентября 2020 года, перечислив виды необходимых работ.
Определением суда от 02 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России).
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 ноября 2021 года, исковые требования военного прокурора удовлетворены: на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирных жилых домов №7 и № 8, расположенных по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, посёлок Хурба, улица Добровольского, в соответствии с дефектными актами №7 и № 8 от 25 сентября 2020 года и ведомостями объёмов работ от 25 сентября 2020 года.
14 января 2022 года и 08 февраля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Минобороны России, поданные через Комсомольский районный суд Хабаровского края 02 декабря 2021 года и 28 января 2022 года соответственно, а 18 февраля 2022 года непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило дополнение к кассационной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в которых ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений. При этом, Минобороны России просит принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, а ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, объём исковых требований военного прокурора не подтверждён какими-либо достоверными и допустимыми доказательствами. Судебные акты о возложении обязанности по проведению текущего ремонта МКД на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вынесены без выяснения вопроса о передаче спорных объектов Минобороны России в безвозмездное пользование или оперативное управление, вопроса об эксплуатации Учреждением данного объекта и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Спорные МКД 1969 года постройки, капитальный ремонт в них не проводился, все элементы конструкции домов нуждаются в капитальном, а не текущем ремонте. Решение о проведении таких работ принимает исключительно Минобороны России как собственник объекта. Срок, установленный судами, является неразумным, поскольку для включения объекта в титул текущего ремонта необходимо проведение технического обследования объекта, определения стоимости работ.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2022 года и от 11 февраля 2022 года кассационные жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Минобороны России переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб с извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, дополнения к кассационной жалобе, выслушав объяснения представителя Минобороны России ФИО7, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, изучив письменные возражения на кассационную жалобу военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб, дополнений к кассационной жалобе и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении жилищным фондом - многоквартирных жилых домов № 7 и № 8, расположенных по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, посёлок Хурба, улица Добровольского (военный городок «Хурба-23зак.») установлено, что Минобороны России является собственником указанных МКД, которые на основании договора управления жилищным фондом, закреплённым за вооруженными силами Российской Федерации № 3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года переданы в управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (пунктом 3.1.1. договора предусмотрена обязанность управляющей организации осуществлять управление жилищным фондом в соответствии с условиями Договора и законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов).
Согласно дефектным актам №№ 7 и 8 от 25 сентября 2020 года, актам осмотра от 01 апреля 2020 года и 25 сентября 2020 года, акту выявленных нарушений от 22 марта 2021 года, состояние жилых домов №№ 7, 8 в посёлке Хурба требует проведения текущего ремонта.
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы 24 марта 2021 года начальнику ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по проведению ремонта объектов не принято.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции, правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Положение о Минобороны России, утверждённое Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Приказ Министра обороны РФ от 02 марта 2017 года № 155, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённый приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года №607, установили, что многоквартирные жилые дома № 7 и № 8, расположенные по улице Добровольского в посёлке Хурба Комсомольского района Хабаровского края, нуждаются в проведении текущего ремонта, а ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как управляющая организация от лица собственника МКД - Минобороны России, приняла на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества МКД, надлежащих мер к проведению ремонта не принимает, в связи с чем, нарушаются жилищные права нанимателей жилых помещений многоквартирных жилых домов, и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора. При этом, суд апелляционной инстанции уточнил редакцию абзаца 2 резолютивной части решения суда.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационных жалобах Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не представлено.
Вопреки доводам кассационных жалоб, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о том, что Учреждение не наделено полномочиями по проведению капитального/текущего ремонта объектов недвижимости, опровергаются положениями Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В связи с чем, вопреки доводам кассационной жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в силу пунктов 21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (в редакции от 30 июля 2018 года № 2025), а также на основании договора управления жилищным фондом, закреплённым за вооруженными силами Российской Федерации №3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года, обязанность по проведению ремонта МКД № 7 и № 8, расположенных по адресу: Хабаровский край, посёлок Хурба, улица Добровольского, лежит именно на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как лице, обеспечивающем содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационных жалоб, аналогичны позиции и доводам Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 03 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи