КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 августа 2022 года по делу № 33-3008/2022
Судья Хлюпин Д.В. Дело № 2-6/2022
43RS0013-01-2021-000812-53
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,
судей Катаевой Е.В., Обуховой С.Г.,
при секретаре Петрове Д.Н.,
с участием прокурора Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционному представлению И.о. прокурора Зуевского района Кировской области, апелляционной жалобе Чудинова Д.В., Мельниковой М.В., Ярославцевой С.Ю., Кладовой Е.А., Хариной С.А., Катаевой О.Г., Злобина А.П., Ашихминой О.А. на решение Зуевского районного суда Кировской области от 19 апреля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора Зуевского района Кировской области к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Зуевская центральная районная больница» об обязании предоставить меры социальной поддержки отказать.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Зуевского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах Чудинова Д.В., Мельниковой М.В., Ярославцевой С.Ю., Кладовой Е.А., Хариной С.А., Катаевой О.Г., Злобина А.П., Ашихминой О.А. к КОГБУЗ «Зуевская ЦРБ» об обязании предоставить меры социальной поддержки. В обоснование указывает, что ответчиком в Фонд социального страхования ежемесячно направляется сводный табель за фактически отработанное время медицинским персоналом по постановлению Правительства РФ № 1762 от 30.10.2020, в который включены медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, и медицинские работники, контактирующие в пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Вместе с тем, медицинские работники Злобин А.П., Катаева О.Г., Харина С.А., Кладова Е.А., Ярославцева С.Ю., Мельникова М.В., Ашихмина О.А., Чудинов Д.В., осуществлявшие с ноября 2020 года по октябрь 2021 года, в том числе первичный прием в кабинете неотложной помощи граждан, у которых впоследствии установлен диагноз новой коронавирусной инфекции, в указанный перечень необоснованно не включены. По результатам проверки 09.09.2021 в адрес главного врача внесено представление с требованием принять действенные меры к устранению нарушений закона, однако требования ответчиком не выполнены. С учетом уточнений просил обязать КОГБУЗ «Зуевская ЦРБ» включить в реестр медицинских работников, имеющих право на социальные выплаты, предусмотренные подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762, сведения о нормативных сменах, отработанных Мельниковой М.В. Ашихминой О.А., Кладовой Е.А., Катаевой О.Г., Злобиным А.П., Хариной С.А., Ярославцевой С.Ю. и Чудиновым Д.В. и направить в адрес – ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации для их начисления.
Зуевским районным судом Кировской области 19.04.2022 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
И.о. прокурора Зуевского района Кировской области обратился с апелляционным представлением, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, допущенных судом при рассмотрении дела нарушений норм процессуального права. Приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Чудинов Д.В., Мельникова М.В., Ярославцева С.Ю., Кладова Е.А., Харина С.А., Катаева О.Г., Злобин А.П., Ашихмина О.А. обратились с апелляционной жалобой, просят решение суда отменить, исковые требования прокурора, действующего в их интересах, удовлетворить.
В возражениях на представление, жалобу представители КОГБУЗ «Зуевская центральная районная больница», ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ считают решение суда законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции не явились: Злобин А.П., Катаева О.Г., Ашихмина О.А., просили о рассмотрении дела в их отсутствие, Чудинов Д.В., Мельникова М.В., Ярославцева С.Ю., Кладова Е.А., о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора Блинову А.В., поддержавшую доводы и требования представления, Харину С.А., поддержавшую доводы и требования жалобы, главного врача КОГБУЗ «Зуевская центральная районная больница» Овечкину О.В., представителя КОГБУЗ «Зуевская центральная районная больница» по доверенности Бересневу О.С., представителя ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности Денисову Е.Ю., полагавших представление и жалобу оставлению без удовлетворения, обсудив доводы апелляционного представления, жалобы, возражений на них, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Чудинов Д.В., Мельникова М.В., Ярославцева С.Ю., Кладова Е.А., Харина С.А., Катаева О.Г., Злобин А.П., Ашихмина О.А. осуществляют трудовую деятельность в КОГБУЗ «Зуевская центральная районная больница».
С 01.03.2013 Чудинов Д.В. принят на должность рентгенолаборанта (приказ от <дата> №, трудовой договор от <дата> №) (т. 1 л.д. 16, 17-18).
С 03.03.2005 Мельникова М.В. принята на должность рентгенолаборанта (приказ от <дата> №, трудовой договор от <дата> №) (т. 1 л.д. 20, 21).
С 15.09.2015 Ярославцева С.Ю. принята на должность врача-рентгенолога (приказ от <дата> №, трудовой договор от <дата> №) (т. 1 л.д. 23, 24-25).
С 24.08.1994 Кладова Е.А. принята на должность медицинской сестры (приказ от <дата> №, дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата>) (т. 1 л.д. 27-28, 29-30).
С 10.09.2018 Харина С.А. принята на должность фельдшера (приказ от <дата> №, трудовой договор от <дата>) (т. 1 л.д. 32, 33-36).
С 10.07.2002 Катаева О.Г. принята на должность медицинской сестры врача общей практики (приказ от <дата> №, дополнительное соглашение к трудовому договору от <дата>) (т. 1 л.д. 38-39, 40-41).
С 06.05.2019 Злобин А.Н. принят на должность врача-терапевта (приказ от <дата> №, трудовой договор от <дата> №) (т. 1 л.д. 43, 44-47).
С 14.01.2021 Ашихмина О.А. принята на должность рентгенолаборанта (приказ от <дата> №, трудовой договор от <дата>) (т. 1 л.д. 49, 50-52).
Должностные обязанности указанных работников закреплены в должностных инструкциях (т. 1 л.д. 109-110, 111-116, 117-118, 119-120, 121-122, 123-124).
Прокурор Зуевского района Кировской области, действующий в интересах материальных истцов, просил включить сведения о нормативных сменах, отработанных Мельниковой М.В. Ашихминой О.А., Кладовой Е.А., Катаевой О.Г., Злобиным А.П., Хариной С.А., Ярославцевой и Чудиновым Д.В. в реестр медицинских работников, имеющих право на социальные выплаты, предусмотренные подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762, поскольку данные медицинские работники при осуществлении первичного приема в кабинете неотложной помощи, а также в кабинете рентгенодиагностики, контактировали с пациентами, которым впоследствии, после получения положительных результатов лабораторных исследований, был поставлен диагноз - новая коронавирусная инфекция (COVID-19), однако в эти дни оплата не была произведена.
В обоснование доводов представлены копии медицинских документов, в которых отражены результаты первичного осмотра пациентов, осмотра пациентов на дому, выписные эпикризы, другие медицинские документы, табели учета рабочего времени.
Рассматривая требования прокурора и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Злобин А.П., Харина С.А., Кладова Е.А., Мельникова М.В., Катаева О.Г., Ашихмина О.А., в указанные в исковом заявлении даты (в рамках соответствующих рабочих смен), не контактировали с пациентами, которым ранее уже был поставлен диагноз - новая коронавирусная инфекция (COVID-19), а в отношении Чудинова Д.В., Ярославцевой С.Ю. не представлено сведений о соответствующих датах (рабочих сменах). Оснований для удовлетворения заявленных требований о включении отработанных указанными работниками сменах в реестр медицинских работников, имеющих право на специальные социальные выплаты, предусмотренные подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762, не имеется.
Судебная коллегия вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований находит правильным.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство РФ приняло постановление от 30.10.2020 № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации».
Из содержания подп. «а» п. 2 названного постановления Правительства РФ следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19.03.2020 № 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены: врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях; врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 №1762).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 №484 утверждены «Правила предоставления в 2020г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19».
В пункте 11 указанных Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12 (1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 Верховный суд РФ разъяснил, что право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, исходя из толкования вышеуказанных норм, Обзора Верховного Суда РФ, выплаты стимулирующего характера по подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 выплачиваются медицинским работникам, оказывающим (принимающим участие в оказании) медицинской помощи гражданам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID 19) на момент оказания такой медицинской помощи, а по подп. "б" п. 2 указанного постановления - медицинские работники, которые при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами, которым ранее уже был установлен диагноз - новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 в отделение Фонда от КОГБУЗ «Зуевская ЦРБ» поступали реестры для получения специальной социальной выплаты на Чудинова Д.В. (рентгенлаборант), Мельникову М.В. (рентгенлаборант), Кладову Е.А. (медсестра кабинета врача-инфекциониста), Харину С.А. (фельдшер кабинета неотложной медпомощи), Катаеву О.Г. (медсестра врача общей практики (семейного врача), Злобина А.П. (врача-терапевта), Ашихмину О.А. (рентгенлаборант), реестры для получения специальной социальной выплаты на Ярославцеву С.Ю. в отделение Фонда не поступали.
Реестры на смены, в которые медицинские работники Чудинов Д.В. Мельникова М.В., Кладова Е.А., Харина С.А., Катаева О.Г., Злобин А.П., Ашихмина О.А. контактировали с пациентам, с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо контактировали с ним, были поданы работодателем в отделение Фонда и соответственно им была произведена специальная социальная выплата.
Учитывая, что стороной истцов доказательств того, что в дни, указанные в исковом заявлении прокурора, Злобин А.П., Харина С.А., Кладова Е.А., Мельникова М.В., Катаева О.Г., Ашихмина О.А., (в отношении истцов Чудинова Д.В. и Ярославцевой С.Ю. дни не указаны) контактировали с пациентами, которым ранее не был поставлен диагноз - новая коронавирусная инфекция (COVID-19) либо оказывали медицинскую помощь в специализированных стационарах по лечению больных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не представлено, а дни когда истцы выполняя должностные обязанности контактировали с больными пациентами, которым ранее уже был установлен диагноз - новая коронавирусная инфекция были оплачены ФСС РФ на основании реестров, направленных КОГБУЗ «Зуевская ЦРБ», в полном объеме на основании подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762, выводы суда об отказе в удовлетворении иска И.о. прокурора Зуевского района Кировской области являются правильными.
Фактически в апелляционной инстанции прокурор и истцы просили установить право на получение специальной социальной выплаты, при этом в качестве правового обоснования ссылались на положения подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762, однако данные требования предметом рассмотрения суда первой инстанции не были, а новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам представления и жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Зуевского районного суда Кировской области от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление И.о. прокурора Зуевского района Кировской области, апелляционную жалобу Чудинова Д.В., Мельниковой М.В., Ярославцевой С.Ю., Кладовой Е.А., Хариной С.А., Катаевой О.Г., Злобина А.П., Ашихминой О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.08.2022