Решение принято в окончательной форме 03 февраля 2020 г.
Дело № 2-361/2020
УИД: 76RS0016-01-2019-004751-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2020 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Коноваловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидовой Татьяны Александровны к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля о сохранении жилого помещения в перепланированном, переустроенном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Демидова Т.А., собственник квартиры по адресу: <адрес>, обратилась в суд с иском к территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля о сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии в соответствии с техническим планом от 24 апреля 2019 г., изготовленным кадастровым инженером Анисимовой Е.С. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что для повышения благоустройства и улучшения условий эксплуатации и проживания в квартире произведены перепланировка и переустройство, в ходе которой за счет демонтажа ненесущих и некапитальных перегородок, путем установки новой легкой перегородки с дверным проемом и увеличения площади санузла за счет площади коридора, с устройством нового дверного проема в перегородке между помещением кухни и жилой комнаты с усилением данного дверного проема по периметру швеллером № 14. Выполненные в квартире перепланировка и переустройство не противоречат строительным нормам и правилам, не нарушают права и законные интересы других граждан, не создают угрозу жизни и здоровью.
В судебном заседании представитель Демидовой Т.А. по доверенности Леванова Е.А., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Емельянов Г.А., представляющий интересы несовершеннолетнего Емельянова И.Г., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца по доверенности Левановой Е.А., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
Судом установлено, что четырехкомнатная <адрес> общей площадью 76,7 кв.м, расположенная на втором этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Демидовой Т.А. на основании договора купли-продажи от 11 августа 2017 г. В квартире совместно с собственником проживает и зарегистрирован несовершеннолетний сын, Емельянов И.Г., 26 октября 2016 года рождения.
Изложенные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРН, выпиской из домовой книги, свидетельством о рождении Емельянова И.Г.
Согласно ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения; переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ при отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления о согласовании переустройства и (или) перепланировки, соответствующие переустройство и (или) перепланировка являются самовольными.
На основании ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Как следует из материалов дела, в том числе проекта перепланировки <адрес>, выполненного ИП Токаревым А.Ю., технического паспорта жилого помещения, выполненного АО «Ростехинветаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на 16 июня 2000 г., технического плана помещения, выполненного по состоянию на 24 апреля 2019 г. кадастровым инженером ООО «Метро-Кадастр» Анисимовой Е.С., в квартире истца выполнены перепланировка и переустройство: организован новый дверной проем между жилой комнатой площадью 17,1 кв.м (помещение № на плане в техническом паспорте) и кухней (помещение №). Кроме того, демонтированы перегородки между кухней (помещение №) и туалетом (помещение №), между кухней и коридором (помещение №), между коридором (помещение №) и туалетом (помещение №), между коридором (помещение №) и ванной (помещение №), между коридорами (помещения № и №), между коридором (помещение №) и кладовой (помещение №, между жилой комнатой (помещение №) и коридором (помещение №), между жилой комнатой (помещение №) и помещением коридора (помещение №), между жилой комнатой (помещение №) и кладовой (помещение №), установлены новые перегородки. В результате за счет площади коридора (помещение №), туалета (помещение №), ванной (помещение №) организован совмещенный санузел – ванная площадью 4,9 кв.м (помещение № на плане ООО «Метро-Кадастр»), образован коридор площадью 7,2 кв.м (помещение №), коридор площадью 3,8 кв.м (помещение №), жилая комната площадью 12,4 кв.м (помещение №), жилая комната площадью 9,4 кв.м (помещение №). В помещении санузла заменена ванная, изменено местоположение раковины, унитаза, ванной.
Разрешение территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ, а также Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 09 июля 2010 г. № 2773, не было получено. Напротив, распоряжением главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии г. Ярославля от 30 января 2018 г. № 37 Демидовой Т.А. отказано в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения со ссылкой на несоответствие проекта требованиям п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170.
Частью 4 статьи 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилого помещения может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания. Отсутствие решения о согласовании переустройства и перепланировки не является непреодолимым препятствием для признания прав истца, но с выявлением обстоятельств, не нарушающих права и законные интересы граждан либо не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, со стороны истца суду не представлено убедительных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что выполненные работы по перепланировке и переустройству квартиры не повлекли нарушения прочности или разрушения несущих конструкций здания, не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу их жизни или здоровью.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила), установлено, что настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу п. 1.7 названные Правила устанавливают условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
В соответствии с п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке, перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также перепланировка, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Устройство проема в несущей стене здания является конструктивным изменением несущей конструкции и запрещено законом.
На основании абзаца 6 пункта 4.2.4.9 Правил не допускается расширять и пробивать проемы в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий.
С учетом того, что повреждения и деформация в целом представляют собой отдельное несоответствие конструкций требованию, установленному проектом, оспариваемое правовое регулирование обеспечивает соответствие параметров и других характеристик указанных строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние и поэтому полностью согласуется с приведенными нормами названного Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р (далее - Распоряжение), и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079, или требований специальных технических условий.
При этом часть 3 статьи 16 Федерального закона, закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.
Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Согласно пункту 8.4.6 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», подлежащего применению на обязательной основе в силу пункта 89 Распоряжения, конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации.
Из материалов дела следует, что квартира истца расположена на втором этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома, материал наружных стен, внутренних несущих стен, перекрытий – железобетонные панели. В результате перепланировки, переустройства квартиры организован новый дверной проем между жилой комнатой площадью 17,1 кв.м и кухней.
Согласно заключению ООО «Артгруппроект плюс» от 21 января 2020 г., стена между комнатой площадью 17,1 кв.м и кухней, в которой организован указанный дверной проем, представляет собой несущую сборную железобетонную однослойную панель толщиной 140 мм с внутренним армированием.
Таким образом, истцами организован дверной проем, то есть выполнен демонтаж фрагмента внутренней несущей стены, что прямо запрещено приведенными нормативными актами, регулирующими отношения в жилищной сфере и направленными на охрану и защиту прав граждан в области безопасности условий проживания.
Заключение ООО «Артгруппроект плюс» дано без учета положений пунктов 1.7.2, 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170, в связи с чем к выводам заключения о том, что строительно-монтажные работы по устройству дверного проема в несущей стене квартиры не противоречат положениям нормативных документов действующих на территории Российской Федерации и Ярославской области, не противоречат требованиям безопасной эксплуатации здания, не создают угрозу жизни и здоровью людей, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, суд относится критически.
Заключение ИП Токарева А.Ю. не может быть принято судом в качестве доказательства, поскольку содержит несоответствующие действительности сведения о том, что стена между жилой комнатой и кухней, в которой организован дверной проем, не является несущей. Данное обстоятельство опровергается показаниями свидетеля Кошкиной Т.Г. в судебном заседании 23 октября 2019 г., заключением ООО «Артгруппроект плюс» от 21 января 2020 г.
При этом, суд учитывает, что в приведенных заключениях в перечне используемых нормативных документов и специальной литературы отсутствуют ссылки на Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170.
Других доказательств, свидетельствующих о соблюдении строительно-технических норм при выполнении перепланировки и переустройства квартиры, со стороны Демидовой Т.А. не представлено.
При таких обстоятельствах дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая, что перепланировка и переустройство квартиры выполнены с существенным нарушением строительно-технических норм и правил, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для сохранения квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░