Дело № 2-557/2024 (№2-5151/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Полищук Л.И.,
при секретаре судебного заседания Оганесян Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-557/2024 (№ 2-5151/2023) по иску Потапова В.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Потапов В.В. обратился в суд с настоящим иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете страховой пенсии, ссылаясь на то, что истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с частью 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ в размере 13531,44 руб., в том числе фиксированная выплата - 6564,31 руб., страховая часть - 6967,13 руб.
По мнению истца, при установлении размера страховой пенсии ответчиком произведен некорректный расчет коэффициента отношения среднего заработка к среднему по стране.
Из смысла приведенной в п. 3 ст.30 ФЗ №173 нормы следует, что средний заработок должен определяться в целом по стране. Это было определено в ст.1 Федерального Закона №113-ФЗ от 21.07.1997, который явился основой для определения размера пенсии с применением ИКП (индивидуального коэффициента пенсионера), в ст.7 ФЗ №340-1, а впоследствии - п. 3 ст. 30 №173-Ф3. Иных норм о порядке определения коэффициента отношения средних зарплат нормы действующего законодательства не содержат.
Среднемесячный заработок Потапова В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ (60 месяцев), принятый к расчету, составил 200,9913 рублей. Ответчиком произведен расчет коэффициента отношения среднего заработка истца к среднему по стране, деля заработок на средний заработок по РСФСР за эти же годы.
Однако, в годы, взятые ответчиком для расчета коэффициента средних заработков Потапова В.В. (период с ДД.ММ.ГГГГ), такого государства, как Российская Федерация, РСФСР не существовало. Государственный суверенитет Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика получила в связи с Декларацией Совета Народных Депутатов от 12.06.1990, а до этого времени входила в состав союзного государства СССР как одна из 15 союзных республик. В связи с этим, оснований для использования среднего заработка по РСФСР в указанный период у ОСФР не имеется.
Средняя заработная плата по стране СССР за период с ДД.ММ.ГГГГ согласно Письму Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ № №, была значительно ниже, чем по республике (РСФСР), поэтому реальный коэффициент отношения средних зарплат должен быть выше рассчитанного ответчиком. Применение неправильного коэффициента средних зарплат существенно уменьшает расчетный пенсионный капитал Потапова В.В.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы Потапова В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ к средней заработной плате в СССР за тот же период по данным Госкомстата; произвести перерасчет пенсии, с учетом вновь вычисленного коэффициента отношения средних зарплат, с момента ее назначения; выплатить недополученные суммы пенсионного обеспечения, связанные с допущенной ошибкой, с момента назначения страховой пенсии, - с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом.
Представитель истца на основании доверенности Потапова С.Т. в судебное заседание явилась, поддержала исковые требования, просила удовлетворить.
Ответчик о дате, времени и месте слушания дела извещался судом надлежащим образом, представил в материалы дела письменные возражения, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований, а также письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие уполномоченного представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) относит определение условий и порядке реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Исходя из положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В части 1 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Потапов В.В. является получателем страховой пенсии, назначенной в соответствии с п.1.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Исходя из пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положение статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об установлении при определении расчетного размера трудовой пенсии ограничения соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации направлено на обеспечение баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.04.2009 г. № 406-О-О, от 21.04.2011 г. № 470-О-О, от 24.09.2013 г. № 1382-О, от 24.12.2013 г. № 1947-О, от 20.03.2014 г. № 526-О и др.).
Размер пенсии истца был определен ответчиком с использованием порядка исчисления, установленного пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Норма пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет входящую в формулу расчета размера пенсии (в качестве делителя) значение «ЗП» как среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, что и среднемесячный заработок застрахованного лица за 60 месяцев работы.
Ответчик производил расчет пенсии из заработка истца за период с августа 1982 года по июль 1987 года, и делил этот заработок на средний заработок по РСФСР за этот же отрезок времени.
Оснований для использования значений заработка по РСФСР у ответчика, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имелось. Иных норм о порядке определения названного делителя нормы действующего законодательства не содержат.
Вместе с тем, из смысла приведенной нормы следует, что средний заработок должен определяться в целом по стране. В действовавшем до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» предусматривалось, что индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (ст. 1).
В соответствии с письмом Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ № № средняя заработная плата в СССР составляла: 1980 год - 168,9 руб., 1981 год – 172,5 руб.; 1982 год – 177,3 руб.; 1983 год – 180,5 руб.; 1984 год – 184,8 руб.; 1985 год – 190,1 руб., 1986 год -195,6 руб., 1987-202,9 руб.
Из изложенного следует, что истец правомерно настаивает на том, что отношение его заработка должно определяться к среднему заработку по стране (СССР), а не к среднему заработку по РСФСР, при том, что по данным Госстата средний заработок по СССР ниже, чем средний заработок по РСФСР, что выгоднее для истца при расчете пенсии с использованием данной величины в качестве делителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ к средней заработной плате в СССР за тот же период с выплатой соответствующей задолженности.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 1575-О, положения данной нормы, обеспечивая сохранение выплаты не полученной пенсионером своевременно пенсии за прошедшее время, но не более чем за три года, согласуется со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности, направлено на достижение правовой определенности, а закрепленное в данной статье правило о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Таким образом, учитывая, что ошибочное применение ответчиком отношения заработка истца к среднему заработку по РСФСР было произведено при назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера пенсии необходимо произвести с ДД.ММ.ГГГГ, так как с этого времени истец имел право на получение пенсии в большем размере.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Потапова В.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №), – удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) произвести перерасчет коэффициента отношения средней заработной платы Потапова В.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) за период с ДД.ММ.ГГГГ к средней заработной плате в СССР за тот же период.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) произвести перерасчет пенсии Потапова В.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) с учетом осуществленного перерасчета коэффициента отношения средней заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) произвести выплату Потапову В.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №) недополученной суммы пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.И. Полищук
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2024 г.