УИД 78RS0011-01-2020-004071-64
Дело № 2-1256/21 8 сентября 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.
при секретаре Васильевой Н.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черемухиной Е.В. к ООО «ЖКС № 2 Центрального района», НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании привести общее имущество дома в надлежащее состояние, произвести перерасчет, провести проверку качества и объема выполненных по договору подряда работ на капитальный ремонт инженерных систем водоотведения и соответствие выполненных работ проектной документации и установленным нормам,
УСТАНОВИЛ:
Черемухина Е.В. обратилась суд с иском к ООО «ЖКС № 2 Центрального района», НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», ООО «Импульс», просила об обязании ООО «ЖКС № 2 Центрального района» привести общее имущество дома № 76 по ул.Марата в надлежащее состояние, устранив все замечания, указанные в Акте обследования дома, составленном 17.02.2020 Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга, произвести перерасчет по квартире <....>, удалив из счетов за коммунальные услуги за период с ноября 2018 г. по сентябрь 2020 г. повышающий коэффициент за потребленную воду и стоимость расходов по установке общедомовых приборов учета отопления с мая 2018 г., а также об обязании НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» провести проверку качества и объема работ, выполненных по договору подряда № 18-358/Б/ИС/ТС/2019 от 27.02.2019 на капитальный ремонт инженерных систем водоотведения и соответствие выполненных работ проектной документации и установленным нормам, и кроме того, взыскать с ООО «Импульс» на лицевой счет жилого дома денежные средства, полученные данным ответчиком по указанному договору подряда за некачественно выполненные по договору работы.
Определением суда от 28.08.2020 в принятии исковых требований, предъявленных к ООО «Импульс» было отказано (л.д.5-6). В данной части определение вступило в законную силу (л.д.81-84).
В обоснование требований истица указала, что является собственником квартиры <....>, управление домом осуществляет ООО «ЖКС № 2 Центрального района», которое производит начисления по оплате водоснабжения по квартире истицы с повышающим коэффициентом, применяемым из-за отсутствия приборов учета, что является неправомерным, поскольку технические условия для установки счетчика в квартире истицы отсутствуют, а также в счет с мая 2018 г. необоснованно, по истечении 7 лет в нарушение требований законодательства, включена сумма на оплату расходов по установке приборов общедомового учета, установленных 26.12.2011. Также истица указала, что 27.02.2019 НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» был заключен с ООО «Импульс» договор подряда, на основании которого подрядчик ООО «Импульс» осуществил ремонт инженерных сетей водоотведения дома, однако, работы выполнены некачественно и не в полном объеме, проверить их соответствие условиям договора и требованиям технических регламентов не представилось возможным, так как управляющая компания не предоставила объект к проверке.
Истица и ее представитель в судебное заседание явились, иск поддержали, просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика НО «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в судебном заседании иск не признал, возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что качество и объем работ по договору подряда, заключенному для капитального ремонта общего имущества (системы водоотведения) дома № <....>, проверены рабочей комиссией и приняты, при этом участок трубопровода, проходящего через квартиру истицы, не был заменен из-за отказа в предоставлении доступа в квартиру, обусловленного требованием установления трубы большего диаметра, чем предусмотрено проектом капитального ремонта и охранными обязательствами по сохранению объекта культурного наследия, поскольку данный дом является таким объектом. В дело приобщены письменные возражения ответчика НО «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (л.д.133-135).
Представителем ответчика ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» в судебном заседании заявлено о возражениях по существу требований, со ссылкой на недоказанность факта невозможности установления в квартире истицы приборов учета используемой воды, что исключает удовлетворение требований иска о перерасчете платы, а также, на устранение недостатков по содержанию общего имущества и не исполнение истицей обязательств о внесению платы за установку общедомовых приборов учета отопления. Письменные возражения приобщены к материалам дела (л.д.201-202).
Представитель третьего лица Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в суд не явился, извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.157), возражений не поступило, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению к ответчику ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района» и не находит оснований для удовлетворения иска к НО «Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Из материалов дела усматривается, что истице на праве собственности с июля 2017 г. принадлежит квартира <....>. Эксплуатационное обслуживание данного дома осуществляет ООО «Жилкомсервис №2 Центрального района».
Комиссией Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, с участием представителя ООО «ЖКС №2 Центрального района», по результатам обследования лицевых и дворовых фасадов, лестничных клеток многоквартирных домов и дворовых территорий, расположенных на территории Центрального района Санкт-Петербурга были выявлены недостатки в обеспечении содержания общего имущества, в частности, <....>, где в парадной № 1 была выявлена неисправность входной двери (оторвана петля), что было отражено в акте от 17.02.2020 (л.д.125-133).
На основании данного акта истицей заявлено требование к ООО «ЖКС № 2 Центрального района» об устранении недостатков по содержанию общего имущества дома, которое суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих приведение указанного имущества в надлежащее состояние.
Суд не принимает в качестве доказательства письмо ООО «ЖКС № 2 Центрального района» от 30.11.2020 № 1167-3-20 (л.д.215), поскольку из содержания письма не следует, что неисправность входной двери парадной № 1 <....> устранена. Указанное письмо не отвечает принципу относимости доказательств, так как составлено в порядке исполнения предостережения, выданного ГЖИ Санкт-Петербурга 18.08.2020, в связи с выявлением в деятельности ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» других нарушений по содержанию общего имущества дома 76 литера А по ул.Марата, требований об устранении которых в настоящем деле не заявлено.
Требование иска о перерасчете платы за коммунальные услуги, начисленной с повышающим коэффициентом за потребленную воду с ноября 2018 г. по сентябрь 2020 г. суд считает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела и представленных сведений о начислениях платы за холодное и горячее водоснабжение, производимых по лицевому счету истицы с ноября 2018 г., следует, что плата начисляется, исходя из нормативов потребления ввиду отсутствия индивидуальных приборов учета в квартире истца, с повышающим коэффициентом, о чем имеется указание в платежных документах.
В соответствии со ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны ежемесячно, не позднее 10 числа текущего месяца, следующего за истекшим, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).
В соответствии с пп. «г» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с пунктом 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления является мерой стимулирования к выполнению обязательных требований по установке приборов учета в многоквартирных домах, которые установлены Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ. В соответствии со статьей 13 указанного закона собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов.
Начисление платы без применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления возможно только в случае отсутствия в жилом помещении технической возможности установки индивидуальных приборов учета и представления соответствующего акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета, предусмотренного соответствующими нормативными актами.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», были определены условия и правила их оценки при установке в многоквартирных жилых домах приборов учета используемых коммунальных ресурсов. Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, содержащего аналогичные положения.
Критериям отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме соответствует выявление в ходе обследования наличия хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
В соответствии с п.6 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета. Порядок составления акта и его форма также регламентированы Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось отсутствие в принадлежащей истице квартире 8 дома 76 по ул.Марата в Санкт-Петербурге индивидуального прибора учета объемов холодного водоснабжения, при этом, истицей не представлено соответствующего акта, фиксирующего невозможность установления данного прибора учета. Следовательно, суд считает недоказанным данный факт, на котором основано требование о неправомерном начислении платы за водоснабжение с повышающим коэффициентом, в связи с чем, требование о перерасчете, за счет исключения повышающего коэффициента, не подлежит удовлетворению.
Требование об обязании ООО «ЖКС № 2 Центрального района2 произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исключив стоимость затрат по установке общедомовых приборов учета отопления с мая 2018 г. суд также считает не подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктами 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.03.2013.
В случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, обязанность производить оплату установки в доме общедомового прибора учета тепловой энергии возложена законом на собственников жилых помещений.
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
На основании договора на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, заключенного 10.08.2011 между ООО «ЖКС № 2 Центрального района» и ООО «Петербургтеплоэнерго» в доме 76 по ул.Марата был установлен соответствующий прибор, относящийся к общедомовому имуществу (л.д.203-214). Затраты на выполнение данных работ в сумме 1 126 899 руб.34 коп. были взысканы с ООО «ЖКС № 2 Центрального района в пользу исполнителя ООО «Петербургтеплоэнерго» в судебном порядке решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 07.06.2017 (л.д.195-200).
Как установлено судом, с мая 2018 г. на истицу возложена обязанность по оплате установки общедомовых приборов учета, путем ежемесячного начисления соответствующих фиксированных платежей (л.д.57-58). Выражая несогласие с данными начислениями, истица ссылалась на истечение пятилетнего срока, установленного пунктом 12 статьи 13 Закона об энергосбережении для возмещения затрат управляющей организации, исчисляя срок с даты установки приборов учета с января 2012 г. Суд находит данный довод неубедительным, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о возложении на собственников помещений дома данных расходов до взыскания с управляющей организации задолженности в судебном порядке.
Правовых оснований для освобождения собственников о возмещения затрат управляющей организации по установке общедомового прибора учета, суд не находит. Срок, установленный пунктом 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, на который ссылается истица, как на основание, исключающее ее участие в данных расходах, не является пресекательным, не влияет на обязательства собственников по содержанию общего имущества, устанавливает правила реализации права собственников на предоставление рассрочки по данным платежам.
Суд также находит не подлежащим удовлетворению исковое требование об обязании ответчика НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» провести проверку качества и объема работ, выполненных по договору подряда № 18-358/Б/ИС/ТС/2019 от 27.02.2019 на капитальный ремонт инженерных систем водоотведения и соответствие выполненных работ проектной документации и установленным нормам.
Как усматривается из материалов дела между НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и ООО «Импульс» 27.02.2019 был заключен договор подряда № 18-358/Б/ИС/ТС/2019, по условиям которого подрядчик ООО «Импульс» обязался выполнить капитальный ремонт инженерных систем водоотведения дома <....> (л.д.101-118). Работы, предусмотренные договором, были выполнены и приняты в эксплуатацию рабочей комиссией, что подтверждается актом от 31.07.2019 (л.д.119-120). Оснований оценивать данный документ как несоответствующий действительности у суда не имеется, так как он составлен в установленном порядке, комиссионно, не противоречит другим материалам дела, его содержание не опровергается с помощью каких-либо доказательств и не оспорено.
Соответственно, суд считает, что подтвержденным с помощью данного письменного доказательства, что работы по договору подряда выполнены надлежащим образом, и их качество и объем не подлежат дополнительной проверке. К тому же ни представленным договором, ни действующим законодательством не предусмотрены основания для пересмотра результатов работ, принятых в установленном порядке.
Доводы истицы о наличии недостатков при проведении капитального ремонта суд не принимает во внимание, поскольку являются голословными, не подтверждены с помощью доказательств, не могут повлечь возложение на регионального оператора капитального ремонта обязанности по проведению проверки и наступление последствий, на которые рассчитывает истица, в виде признания работ некачественными и устранения недостатков. При этом, суд учитывает, что истица не лишена возможности защитить свои права иным способом, в частности, обратившись с требованиями об устранении недостатков, либо возмещении ущерба.
На основании п.11 ч.2 ст.182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Проведение проверки качества и объема работ, выполненных по договору подряда на капитальный ремонт, после приемки в эксплуатацию, не предусмотрено ст.182 ЖК РФ, определяющей круг обязанностей регионального оператора.
Таким образом, суд считает, что при обращении с данными требованиями Черемухина Е.В. избрала неверный способ защиты права.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично. Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района устранить недостатки по содержанию общего имущества жилого дома, указанные в акте обследования дома от 17.02.2020, в части ремонта петли на входной двери парадной № 1 <....>, в удовлетворении остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья