Гр. дело № 2-2227/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2018г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре Чернове В.А., с участием представителя истца Плетнева М.А., представителя ответчика Матвеевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толстовой ФИО16 к МВД по Чувашской Республике о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
Толстова Л.Н. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца от дата., возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца.
В обоснование требований указала, что обратилась в МВД по Чувашской Республике с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца по мотиву того, что ее супруг, Толстов ФИО17, погиб при исполнении служебных обязанностей в дата., в связи с чем их несовершеннолетним детям была назначена пенсия по случаю потери кормильца. дата. ответчиком в назначении пенсии по случаю потери кормильца отказано со ссылкой на то обстоятельство, что Толстова Л.Н. вступила в повторный брак. Считает данный отказ незаконным, поскольку ранее она реализовала право на получение пенсии по потере кормильца, что в силу ст.ст.29 и 30 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 дает ей право на получение соответствующего вида пенсии.
В судебное заседание Толстова Л.Н. не явилась, обеспечив явку представителя Плетнева М.А., который требования доверителя поддержал по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду. Указал на описку в исковом заявлении в части указания отчества погибшего супруга истицы «Иванович» вместо «Михайлович».
Представитель ответчика МВД по Чувашской Республике Матвеева Н.Н. просит отказать в иске за отсутствием правовых оснований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что приказом МВД по Чувашской АССР от дата ----- л/с ФИО12, ------ исключен из списков личного состава за смертью при исполнении служебных обязанностей с дата.
На основании заключения и.о. министра внутренних дел Чувашской АССР от дата. была назначена пенсия по случаю потери кормильца на двоих детей погибшего сотрудника органов внутренних дел ФИО12: сына - Толстова ФИО18, дата г.р. и дочь - Толстову ФИО19, дата г.р. С дата и с дата до дата. и дата. соответственно (т.е. до их совершеннолетия). Получателем пенсии указана: мать – Толстова Л.Н. (супруга погибшего ФИО12).
Согласно п.14 Постановления Совмина СССР от 17.02.1960 N 168 "О пенсиях и пособиях лицам начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел и их семьям", действующего на момент назначения пенсии по потере кормильца, при назначении и выплате пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел и пенсионеров из числа этих лиц применялись правила, установленные пунктами 60, 61, 63 - 67, подпунктами "б" и "в" пункта 68 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
Пунктом 60 Положения установлено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего военнослужащего, состоявшие на его иждивении (пункт 61).
К нетрудоспособным членам семьи относятся, в том числе, дети, не достигшие 16 лет (учащиеся - 18 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 16 лет (учащиеся - 18 лет); супруг, независимо от возраста и трудоспособности, если он был занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работал, а жена военнослужащего, погибшего вследствие ранения, контузии или увечья, полученного при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, занятая уходом за детьми погибшего военнослужащего, не достигшими 8 лет, - независимо и от того, работает жена или нет.
Таким образом, право истицы на получение пенсии по потере кормильца было обусловлено уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 8 лет, что следует из пенсионного дела, представленного ответчиком.
В последующем, по вступлении в силу Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993г. N 4468-1), Толстова Л.Н. являлась получателем пенсии по потере кормильца лишь на двоих детей. С дата и с дата выплата пенсии на детей Толстовой Л.Н. была прекращена в связи с окончанием детьми обучения.
дата. Толстова Л.Н. обратилась в МВД по Чувашской Республике с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, как супруге военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Однако, со ссылкой на положения Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993г., дата. ответчик отказал в назначении пенсии, указав, что со вступлением в новый брак истец утратила статус члена семьи военнослужащего, в связи с чем отсутствуют основания для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца.
Данный отказ суд считает законным, основанным на нормах действующего законодательства.
Положениями ст.28 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрено, что пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
В соответствии со ст.29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособными членами семьи считаются в том числе дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами, а также супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.
Статей 30 Закона предусмотрено, что супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О статусе военнослужащих" за вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные пунктами 2 - 4 настоящей статьи, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак.
Согласно представленным доказательствам, Толстова Л.Н. дата. вступила в повторный брак с ФИО13 (брак расторгнут дата.), в связи с чем, по мнению суда, истец не имеет право на пенсию по случаю потери кормильца, поскольку отсутствует условие для назначения соответствующего вида пенсии. На момент подачи заявления в Министерство истица не являлась супругой умершего ФИО12, утратив этот статус с вступлением в брак с ФИО13
Правовой статус супругов определен в семейном законодательстве. Так, в соответствии со ст. 10 Семейного кодекса РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
При вступлении истицы в дата. в брак с гражданином ФИО13 имело место возникновение прав и обязанностей по отношению к новому супругу, в связи с чем статус супруги по отношению к умершему (бывшему супругу), а соответственно и право на получение пенсии по случаю потери кормильца было утрачено. Действующим законодательством не предусмотрено сохранение права на назначение пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга, если оно не было реализовано до вступления в новый брак.
Ссылка стороны истца о применении к возникшим правоотношениям сторон Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, согласно которым пенсия по случаю потери кормильца, назначенная супругу умершего, сохраняется и при вступлении супруга в новый брак (ст.35), несостоятельна.
Как установлено выше, истица являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца на несовершеннолетних детей и как супруга, занятая уходом за детьми погибшего военнослужащего, не достигшими 8 лет. По достижении детьми 8-ми летнего возраста пенсионное обеспечение самой истицы по данному основанию было прекращено.
Права на пенсию в соответствии с указанным выше законом у самой истицы не имелось.
Таким образом, поскольку Толстова Л.Н. после гибели Толстова В.М. вступила в повторный брак, ответчик обоснованно отказал ей в назначении пенсии по случаю потери кормильца, так как до вступления в новый брак истцом не было реализовано право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для признания незаконным отказа Министерства от дата. в назначении пенсии по случаю потери кормильца, равно как и возложении обязанности назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца не имеется, поэтому требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Толстовой ФИО20 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании незаконным отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца от дата., возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья Порфирьева А.В.