Дело № 2-524/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 20 марта 2018 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего Жилякова В.Г.,
при секретаре Моховой М.В.,
с участием:
истца Марченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Юрги о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Марченко А.В. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Юрги о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***Б, в силу приобретательной давности (л.д. 2-3).
Требования мотивированы тем, что вышеуказанное недвижимое имущество перешло во владение истца 16 декабря 2002 года на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка ***, заключенного между истцом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Юрги (далее по тексту КУМИ г. Юрги).
Регистрацию перехода права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество отложили на более поздний срок по причине нехватки времени и больших очередей на регистрацию. Позже появились проблемы со здоровьем и на работе и регистрацию перехода права собственности еще отложили.
Истец полагает, что поскольку с 16 декабря 2002 года он добросовестно, открыто и непрерывно владеет вышеуказанным жилым домом и земельным участком как своими собственными, прав на указанное недвижимое имущество ни бывший собственник, ни кто-либо другой не предъявляли, он прибрел право собственности на указанное имущество в силу приобретательной давности.
На основании изложенного и ст. 234 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***Б, в силу приобретательной давности и предоставить ему возможность регистрации права собственности.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования по изложенным в иске основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика КУМИ г. Юрги Гордиенко А.А., действующая на основании доверенности (л.д. 32), извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 42), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, данными о том, что отсутствие представителя ответчика вызвано уважительными причинами, суд не располагает, вследствие чего рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Ранее представителем ответчика в суд были представлены письменные пояснения, в которых указано, что представитель ответчика считает, что правовое основание, указанное в ст. 234 ГК РФ, не подлежит применению, так как истец приобрел право собственности на указанное в иске недвижимое имущество на основании договора купли-продажи и может обратиться за регистрацией перехода права собственности.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Герейн М.В., действующая на основании доверенности (л.д. 39), извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 43), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, данными о том, что отсутствие представителя третьего лица вызвано уважительными причинами, суд не располагает, вследствие чего рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Марченко А.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Судом установлено, что предметом настоящего спора является жилой дом общей площадью 163,7 кв.м. и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: ***Б (копия технического паспорта на жилой дом на л.д. 8-20).
Из раздела 1 договора купли-продажи жилого дома № *** от 16 декабря 2002 года, заключенного между истцом и ответчиком, следует, что ответчик продал истцу вышеуказанные жилой дом и земельный участок, а истец приобрел в собственность указанные объекты недвижимости в результате публичного предложения в соответствии с решением Совета народных депутатов, поданной заявки и на основании распоряжения Главы г. Юрги (копия на л.д. 5-7).
Справкой КУМИ г. Юрги от 26 февраля 2003 года № 01-12/1010 подтверждается, что оплата по указанному договору купли-продажи жилого дома произведена истцом в полном объеме (копия на л.д. 23).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями представителя ответчика (л.д. 33-35).
Из заявления от 17 марта 2003 года усматривается, что истец и ответчик оформили заявление о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за истцом (копия на л.д. 24).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что сразу после заключения договора купли-продажи жилого дома, он и ответчик в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности, с заявлением о государственной регистрации права собственности истца на указанное недвижимое имущество не обращались, так как у истца вследствие болезни и отсутствия времени не было такой возможности. В настоящее время в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное недвижимое имущество истец и ответчик также не обращались. Однако в ходе неофициальной консультации представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области пояснил истцу, что государственная регистрация права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество не возможна в связи с тем, что у КУМИ г. Юрги отсутствует полный набор необходимых документов на проданное истцу имущество.
Проанализировав вышеизложенное и оценив представленные истцом доказательства, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований истца.
Из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Право собственности истца на жилой дом общей площадью 163,7 кв.м. и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: ***Б, возникло на основании договора купли-продажи жилого дома № *** от 16 декабря 2002 года, заключенного между истцом и ответчиком. Истец владеет указанным недвижимым имуществом на основании договора купли-продажи данного имущества, что исключает применение ст. 234 ГК РФ.
Кроме того, ст. 234 ГК РФ не может применяться для установления права собственности на землю, так как законодательством РФ предусмотрены специальные основания для приобретения земельных участков в собственность.
Согласно п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Из указанных норм права следует, что правами собственника вышеуказанного земельного участка наделено Муниципальное образование «Юргинский городской округ».
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, нормы которой не предусматривают приобретение права собственности на землю в силу приобретательной давности.
Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные права.
Доказательств того, что ответчик каким-либо образом нарушил права истца, истцом в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлено.
Заключив с ответчиком договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, который на день рассмотрения дела не расторгнут, не признан незаключенным или недействительным, истец не лишен права в порядке, предусмотренном законодательством РФ, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию перехода прав, с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности. Доказательств невозможности осуществления данного права истцом суду не представлено.
Суд не вправе подменять собой другие государственные органы, решение суда о признании права собственности не может являться способом уклонения от выполнения требований закона, устанавливающих порядок регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Марченко А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Юрги о признании права собственности на жилой дом общей площадью 163,7 кв.м. и земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: ***Б, в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда В.Г.Жиляков
Решение принято в окончательной форме 23.03.2018 года