Судья: Саломатин А.А. адм.дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 ноября 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Лазаревой М.А. и Сивохина Д.А. (докладчик),
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Каримова Б.Г. на решение Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Каримова Б.Г. о признании незаконным решения УФМС России по Самарской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Каримова Б.Г. и его представителя Муратшиной Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Самарской области Шалгина А.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гражданин Республики Узбекистан Каримов Б.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Самарской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Считает данное решение незаконным, необоснованным, нарушающим право на получение убежища от преследований властями страны его гражданской принадлежности вследствие приписываемых ему политических и религиозных убеждений. Полагает, что УФМС по Самарской области надлежащим образом не исследовало все обстоятельства, не учло того факта, что его возвращение в Узбекистан повлечет наступление неблагоприятных последствий, поскольку, по убеждению Каримова Б.Г., он будет подвергнут жестоким пыткам и осужден несправедливым судом на длительный срок лишения свободы по обвинениям в преступлениях, которые он не совершал. Указал, что власти Узбекистана незаконно преследуют его за якобы принадлежность к религиозно-экстремистской организации «Хизбут-Тахир».
Ссылаясь на изложенное, просил признать решение УФМС России по Самарской области от 02 июня 2015 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации незаконным; обязать УФМС России по Самарской области устранить допущенные нарушения, направить ходатайство на новое рассмотрение; предоставить ему временное убежище на территории РФ; приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании Каримов Б.Г. и его представитель требования поддержали, представитель УФМС России по Самарской области просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение. (л.д.20-26 Том 2).
В апелляционной жалобе Каримов Б.Г. ставит вопрос об отмене решения и удовлетворении требования по основаниям, изложенным выше (л.д. 32-37).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Каримов Б.Г., 15.05.1983 года рождения, является гражданином Республики Узбекистан. С 2005 года преимущественно проживает в Российской Федерации.
10 июня 2014 года Каримов Б.Г. задержан сотрудниками Отдела №6 У МВД России по г.Самаре, как находящийся в розыске за совершение преступлений на территории Республики Узбекистан. (л.д.38-39).
11 июня 2014 года. прокурором Самарского района г.Самары в целях обеспечения возможной выдачи Каримова Б.Г. правоохранительным органам Республики Узбекистан возбуждено перед судом ходатайство о применении в отношении Каримова Б.Н. меры пресечения в виде заключения под стражу, которое постановлением судьи Самарского районного суда г.Самары от 11 июля 2014года удовлетворено. Каримов Б.Г. помещен в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Самарской области. (49-52, 65-66, 71-73).
05 августа 2014 года Каримов Б.Г. обратился в УФМС России по Самарской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
Решением от 31 октября 2014 года УФМС России по Самарской области отказало в предоставлении Каримову Б.Г. статуса беженца, так как он не соответствует требованиям п.п.1 п.1 ст.1 Федерального закона «О беженцах». (л.д.79-91).
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом N 4528-1 от 19 февраля 1993 года "О беженцах" (далее - Закон о беженцах).
В соответствии с подп.1 п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 N4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1); либо не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2).
Предусмотренное пп. 2 п. 2 ст. 12 данного Федерального закона основание предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища конкретизируется в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
Согласно п. 7 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации, либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации (пункт 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 1317-О-П от 30 сентября 2010 года).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Каримов Б.Г. обратился в УФМС России по Самарской области с ходатайством о предоставлении временного убежища. на территории Российской Федерации. В обоснование ходатайства указал, что в республике Узбекистан существует угроза его преследования по причине ложного доноса, потому что его братья арестованы по политическим и религиозным убеждениям. Заявителя преследовали по тем же подозрениям. Сообщил, что покинул Узбекистан по причинам постоянного насилия, применения пыток, психологического давления, нечеловеческого обращения со стороны властей Узбекистана. Считает, что в Республике Узбекистан для него существует реальная угроза безопасности в случае его возращения, он опасается за жизнь и здоровье.
Решением от 02 июня 2015 года УФМС России по Самарской области отказало в предоставлении Каримову Б.Г. в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, так как он не соответствует требованиям п.п.1 п.1 ст.1 Федерального закона «О беженцах» (л.д.129-137).
Судом установлено и документально подтверждено, что на основании постановления следователя СУ УСНБ Ферганской области Республики Узбекистан от 31 октября 2013 года Каримов Б.Г. находится в розыске за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 ст.159 (посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан), ч.1 ст. 244-2 (создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских и иных запрещенных организациях) УК Республики Узбекистан. (л.д.20-26). Каримов Б.Г. обвиняется в том, что, проживая в г.Екатеринбурге Российской Федерации, по предварительному сговору с другими лицами, создал запрещенную организацию «Хизбут-Тахрир», участвовал в ее деятельности, обеспечивал существование, а также по прибытии в Республику Узбекистан устраивал религиозные собрания данной организации, вовлекал в нее граждан Республики Узбекистан.
Из материалов дела усматривается и из объяснений Каримова Б.Г. следует, что он впервые прибыл на территорию Российской Федерации в 2005 году с целью трудоустройства. После этого неоднократно ездил в Узбекистан, в том числе, с целью замены паспорта, встречи с родителями, и вновь возвращался на территорию Российской Федерации через несколько месяцев. Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что он свободно пересекал границу Российской Федерации без опасения каких-либо преследований со стороны властей Узбекистана.
В период с 2005 года до момента избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу Каримов Б.Г. в органы Федеральной миграционной службы РФ с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца и временного убежища не обращался.
Впервые обратился с заявление о предоставлении статуса беженца в феврале 2014года, после того как узнал об объявлении его в международный розыск в связи с обвинением в совершении преступлений, о чем прямо указано в его заявлении на имя руководителя ФМС России.
Перечисленные обстоятельства в полной мере подтверждают, что заявленные Каримовым Б.Г. причины, по которым он просит предоставить статус беженца, носят надуманный характер, а его нежелание возвращаться в Республику Узбекистан связано с опасением понести уголовное наказание за совершение указанных выше преступлений.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по Самарской соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявления подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы Каримова Б.Г. о том, что он преследуется властями Узбекистана за приписываемые ему политические и религиозные убеждения, повторяют позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, каких-либо новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали его выводы, не содержат, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными по основаниям, изложенным выше.
Совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований Каримова Б.Г., судом не установлена. Решение миграционного органа принято в пределах установленной для него компетенции в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г.Самары Самарской области от 20 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримова Б.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: