Именем Российской Федерации
г. Оренбург 21 декабря 2015 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Гайсиной Ю.М.
с участием представителя ответчика Паничкиной Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Бузулука Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Бузулука Оренбургской области (далее Администрация) обратилась в суд с иском к МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Паничкиной Г.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах ФИО2 об обязании Администрации предоставить ФИО2 жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счёт средств субъекта – Оренбургской области.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО3 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в адрес Администрации ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен 5-дневный срок с момента получения для добровольного исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда содержит указание на источник приобретения жилого помещения, а именно за счёт средств субъекта - Оренбургской области.
Администрация осуществляет переданные отдельные государственные полномочия за счёт и в рамках полученной субвенции из областного бюджета, размер которых определяется законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В рамках своих полномочий Администрация направляет в Правительство Оренбургской области информацию о необходимом объеме средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по решению судов.
Поскольку денежные средства в местный бюджет поступают в виде субвенций из бюджета Оренбургской области, то администрация города Бузулука не имеет возможности распределять денежные средства бюджета субъекта Российской Федерации – Оренбургской области. Соответственно поступление денежных средств из регионального бюджета не зависит от воли Администрации.
Полагают, что своевременное исполнение <данные изъяты> Бузулукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным по независящим от Администрации обстоятельствам.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в <данные изъяты> районный суд Оренбургской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области ФИО3 об отложении исполнительных действий.
Законом Оренбургской области от 08.12.2014 г. N2809/775-V-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» муниципальному образованию город Бузулук Оренбургской области предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере <данные изъяты> руб., а также иные межбюджетные трансферты на исполнение решений суда об обеспечении жильем детей-сирот по договорам социального найма в размере <данные изъяты> руб.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании город Бузулук возникло право на обеспечение жилыми помещениями у 78 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, следовательно, для обеспечения всех нуждающихся муниципальному образованию город Бузулук Оренбургской области необходимы денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
За истекший период 2015 года муниципальным образованием город Бузулук освоено денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. (99%) выделенные на исполнение решений суда об обеспечение жильем детей сирот по договорам социального найма. Указанные денежные средства направлены на исполнение обязательств по заключенным в 2013-2014 годах муниципальных контрактах, в рамках которых были приобретены жилые помещения и в декабре 2014 года предоставлены лицам из числа детей сирот. Оставшиеся субвенции в сумме <данные изъяты> руб. направлены на оплату двух муниципальных контрактов, заключенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на приобретение 6 жилых помещений путём участия в долевом строительстве квартир, которые заключены по результатам проведенных аукционов в сентябре.
Администрация систематически направляет сведения о количестве неисполненных решений судов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию город Бузулук Оренбургской области и о необходимых для исполнения решений денежных средствах в министерство социального развития Оренбургской области. В ответ на неоднократные обращения в Министерство социального развития поступило письмо о рассмотрении вопроса о выделении муниципальному образованию города Бузулука дополнительных финансовых средств на исполнений решений судов об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере <данные изъяты> тыс. руб. за счёт средств областного бюджета, из которых <данные изъяты> руб. будут направлены на приобретение 7 квартир, сдача которых планируется в IV квартале 2015 года, и <данные изъяты> руб. на оплату авансового платежа (30%) для приобретения 11 квартир путём участия в долевом строительстве, сдача которых планируется в 1 квартале 2016 года.
С момента поступления в местный бюджет указанных денежных средств, после реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Администрацией будет выполнена обязанность, установленная в рамках реализации государственных полномочий, решений суда по обеспечению жилым помещением ФИО2
Таким образом, считают, что вина в неисполнении решения суда об обязании обеспечить ФИО2 жилым помещением за счёт средств Оренбургской области в течение установленного судебным приставом–исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует. Администрация предпринимает все возможные действия по надлежащему исполнению государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот. Просили освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ
На основании определения судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков - МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области и судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Паничкиной Г.А. на надлежащего – УФССП по Оренбургской области.
Представитель истца Слис М.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В адресованном суду дополнении к исковому заявлению сообщила о сроках реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, то извещение о проведении электронного аукциона размещается не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 7 дней с даты окончания срока подачи указанных заявок. Днём проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать 3 рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем аукциона. Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
После заключения муниципального контракта он должен быть зарегистрирован в органах государственной регистрации. Срок государственной регистрации – в течение 10 рабочих дней со дня приёма заявления и необходимых документов. Таким образом, вина Администрации в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует. Кроме того, определением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Паничкина Г.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства, в которой должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 дней с момента получения постановления, были направлены Администрации г. Бузулука и получены истцом ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установленный добровольный срок для исполнения требований исполнительного документа истекает ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что исполнительный документ не исполнен в установленный для добровольного исполнения срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., установлен 5-дневный срок для исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. В установленный срок требования исполнительного документа должником не исполнены. Доказательства невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы не представлены.Кроме того, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличие у истца препятствий по выполнению установленных требований закона и принятию им всевозможных мер для их соблюдения, заявителем не представлено. Администрация не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от неё в целях надлежащего и своевременного исполнения исполнительного документа. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года (далее Закона) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2).
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
На основании пунктов 11 и 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.
В силу ч.6 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 ст.112 Закона установлено, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствие с ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч.2 ст.401 ГК РФ).
По смыслу приведённых норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО город Бузулук возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Оренбургской области.
На основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ возбужденно исполнительное производство № в отношении должника: администрации МО г. Бузулук Оренбургской области на предмет исполнения: обязание предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Оренбургской области.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения указанного требования, содержащегося в исполнительном документе.
Данное постановление получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении постановления.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП Паничкиной Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации взыскан исполнительский сбор по исполнительному производству № в размере <данные изъяты> руб.
Указанное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Паничкиной Г.А. установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, вынесено предупреждение в адрес главы Администрации.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Паничкина Г.А. направила в адрес администрации требования о предоставлении документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, сообщении о принимаемых мерах к исполнению судебного решения, а также копии платёжного поручения о перечислении исполнительского сбора.
В ответ на указанное требование Администрация сообщила судебному приставу-исполнителю Паничкиной Г.А., что с момента поступления в местный бюджет денежных средств из средств областного бюджета, после реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Администрацией будет выполнена обязанность, установленная в рамках реализации государственных полномочий решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению жилым помещением ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ Администрация обратилась в <данные изъяты> районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП ФИО3 об отложении исполнительских действий до вынесения судебного акта о предоставлении либо отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2 ст.83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Администрацией проведена определённая работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц. Были направлены письма в адрес вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике ФИО6 (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) и директору департамента социальной защиты населения Оренбургской области ФИО7 (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) о предоставлении дополнительных денежных средств из областного бюджета.
По ходатайству Администрации был увеличен объём субвенций муниципальному образованию, предусмотренных на 2015 год, за счёт средств областного бюджета. С учётом изменений составил <данные изъяты> руб., что следует из письма Министерства социального развития Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Поступившие в адрес муниципального образования денежные направлены на приобретение жилья.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были заключены 4 муниципальных контракта на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путём участия в долевом строительстве квартир в многоквартирных домах между администрацией МО г. Бузулук и ООО «УК «Монолит» о приобретении жилого помещения в количестве 14 единиц. В соответствии с условиями муниципальных контрактов срок передачи квартир участнику долевого строительства – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении данного дела суд также учитывает, что решением <данные изъяты> районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ не установлен конкретный срок его исполнения. Суд обязал администрацию МО г. Бузулук предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Оренбургской области.
Кроме того, ч.2 ст.92 и ч.1 ст. 99 ЖК РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения.
Также следует учитывать сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Приобретение жилых помещений осуществляется Администрацией в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, согласно ч.2 ст.62 указанного Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно ст.70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
При таких обстоятельствах установленный данным Законом порядок, не зависящий от воли Администрации, не позволяет исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок.
Принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия должника) должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника, приходит к выводу, что истцом принимались меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.
В связи с изложенным, исковые требования администрации МО г. Бузулук об освобождении от взыскания исполнительского сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28.12.2015 ░░░░.
░░░░░ -
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 16.03.2016 ░░░░.