Дело №2а-556/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2019 года с. Новокаякент
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при ведения протокола помощником судьи Османовой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МРИ ФНС России №14 по Республике Дагестан к административному ответчику к А.М.М. о взыскании транспортного налога и пени, земельного налога и пени в общей сумме 40573,38 рублей,
установил:
МРИ ФНС России №14 по Республике Дагестан обратилась в суд с административным иском к административному ответчику А.М.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, по земельному налогу и пени в общей сумме 40573,38 руб. по тем основаниям, что А.М.М. проживающий по адресу: РД, <адрес>, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России №14 по Республике Дагестан.
Земельный налог установлен главой 31 НК РФ.
В соответствии со статьей 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающими земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого дарения.
Согласно ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования, на территории которого установлен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Транспортный налог установлен главой 28 НК РФ, а также Законом Республики Дагестан от 02.12.2002 г. №39 (ред. от 29.11.2013) «О транспортном налоге».
В силу ч.2 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с НК РФ, инспекцией был начислен должнику налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и направлено единое налоговое уведомление.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.
В нарушение вышеуказанных положений НК РФ, должник не уплатил в установленный срок в бюджетную систему РФ суммы начисленных налогов.
В соответствии со ст.75 НК РФ при неуплате в установленный законодательством срок начисляется пеня в размере 1/300 действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка России.
Инспекцией в соответствии со ст.69 НК РФ было направлено должнику требование с предложением погасить задолженность по вышеуказанным налогам, однако в установленный срок должник не уплатил сумму налога и соответствующие пени.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС России №14 по РД при рассмотрении дела участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. В своем административном иске начальник МРИ ФНС России №14 по РД просит рассмотреть дело без участия представителя инспекции.
Административный ответчик А.М.М. при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела. Письменным ходатайством он просит рассмотреть дело без его участия. Из письменного возражения А.М.М. следует, что он просит суд отказать административному истцу в иске в связи с пропуском им шестимесячного срока обращения в суд.
МРИ ФНС России № 14 по РД направил отзыв на возражение А.М.М., из которого следует, что МРИ ФНС России №14 по РД своевременно обратился в мировой суд судебного участка №118 Каякентского района РД с заявлением о вынесении судебного приказа и потому считает административное исковое заявление обоснованным, а возражение А.М.М. не состоятельным.
В связи с неявкой в судебное заседание участников процесса, дело рассмотрено судом без их участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Административным ответчиком в суд представлено письменное возражение на административное исковое заявление № об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском административным истцом сроков обращения в суд.
В части 2 ст.286 КАС РФ закреплено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст.52 НК РФ А.М.М. были направлены налоговые уведомления с предложением оплатить задолженность по налогам до 01 декабря 2017 года.
В сроки, установленные налоговым законодательством, налогоплательщик суммы налога, указанные в уведомлении, не уплатил, в связи с чем налоговая инспекция направила А.М.М. требование № от ДД.ММ.ГГГГ о погашении задолженности по транспортному и земельному налогам до 19 февраля 2018 года.
Административный истец обратился 23.05.2019 года к мировому судье судебного участка №118 Каякентского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №118 Каякентского района РД от 23 мая 2019 года с должника А.М.М. взысканы задолженность по транспортному налогу и пени, по земельному налогу и пени в размере 40573,38 руб.
Определением от 13 июня 2019 года мировым судьей судебный приказ от 23.05.2019 года о взыскании с административного ответчика А.М.М. задолженности по налогам и пени был отменен, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с административным иском к А.М.М.
Из положений ст.48 НК РФ следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с А.М.М. задолженности по уплате налога и пени 23.05.2019г., то есть с пропуском установленного шестимесячного срока на обращение в суд с таким заявлением.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Обращение в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием свидетельствующим о соблюдении административным истцом срока обращения в суд, поскольку изначально срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа был уже пропущен.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований истца и соглашается с доводами административного ответчика о пропуске административным истцом шестимесячных сроков обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 291-293 КАС РФ, районный суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Дагестан к административному ответчику к А.М.М. о взыскании транспортного налога и пени, земельного налога и пени в общей сумме 40573,38 рублей, отказать в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.Г.Абдулхаликов
Решение в окончательной форме отпечатано в совещательной комнате и оглашено 04.10.2019 года.