Дело № 2-317/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2015 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
В составе: председательствующего судьи Красновой Н.П.,
При секретаре Дмитриеве А.В.,
При участии представителя истца Николаева А.Я.,
Представителя ответчика ФИО13.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Ф.М. к администрации <адрес> сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными отказы в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида участника Великой Отечественной войны и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова Ф.М. обратилась в суд с заявлением к администрации ФИО3 сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными отказы администрации ФИО3 сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида участника Великой Отечественной войны, в обоснование заявления, указывая, что истец, Михайлова Ф.М., являясь вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны ФИО2, проживает в жилом доме без удобств с ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию ФИО3 сельского поселения Чебоксарского района ЧР с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1), в связи с непригодностью жилья.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила отказ, ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец написала заявление и представила техническое заключение о непригодности жилья и техпаспорт. ДД.ММ.ГГГГ истец опять получила отказ.
Основаниями отказа в обоих случаях указано, что истец якобы преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. При этом не указано, в чем это выразилось. Указывает, что истец с 1971 года проживала и проживает по данному адресу, за ней ухаживают ее дети и внуки, администрация никаких мер по уходу за истцом или ремонту дома не принимала и не принимает, никакого умысла ухудшить свое жилищное положение истец не имела и не имеет, ей 90 лет.
Считает, что противоправными действиями Администрации ФИО3 сельского поселения Чебоксарского района ЧР нарушается ее конституционное праве на жилье и пpaва, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах". <данные изъяты>;Просит признать незаконными отказы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрации ФИО3 сельского поселения Чебоксарского района ЧР и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющий право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". <данные изъяты>
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, реализовала свое процессуальное право на участие в судебном разбирательстве через участие своего представителя ФИО19
В судебном заседании представитель истца Михайловой Ф.М.- Николаев А.Я. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- Администрации <адрес> сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в лице главы администрации ФИО13 исковые требования истца не признал, полагал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В силу подпункта 3 подпункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, и в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, критерием постановки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" определено, что право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Следовательно, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость таких граждан в жилье.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая по <адрес> сельскому поселению Чебоксарского района Чувашской Республики установлена в размере 12 кв. м общей площади жилья на одного человека.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Михайлова Ф.М. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны- ФИО2.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию <адрес> сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредоставлением, или предоставлением не в полном объеме документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги и в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более учетной нормы (39,7 кв.м.).
ДД.ММ.ГГГГ года истица повторно обратилась в администрацию <адрес> сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица ФИО1 зарегистрирована и проживает в доме № № по <адрес>. Ранее истица являлась собственником этого дома, расположенного по указанному адресу. В настоящее время данный дом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит сыну Михайловой Ф.М.- ФИО8 При этом, как установлено судом, право пользования истицы домом на прежних условиях предусмотрено условиями договора дарения. Указанные обстоятельства не оспариваются стороной истца.
Кроме истицы в доме зарегистрирован ФИО9
С ДД.ММ.ГГГГ в данном доме также зарегистрированы: дочь ФИО9- ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО12, являющийся соответственно супругом и дочерью ФИО10
Из материалов дела следует, что ранее ФИО10, ФИО11 и ФИО12 были зарегистрированы по месту своего жительства: <адрес>, в квартире, принадлежавшей на праве собственности ФИО11, право собственности, на которую прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что ФИО11 продал принадлежащую ему квартиру.
Проверяя законность отказа истца в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида участника Великой Отечественной войны суд приходит к следующему.
Как следует из письма администрации от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий стало непредоставление документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги и обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более учетной нормы (39,7 кв.м.).
В судебном заседании представитель ответчика ФИО13 суду пояснил, что отказ администрации в постановке на учет Михайловой Ф.М. в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ был основан на том, что ФИО1 к заявлению не были приложены документы, необходимые для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, о необходимости предоставления которых, заявителю было сообщено. Кроме того, обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи составляла более учетной нормы (39,7 кв.м.). Отказ администрации в постановке на учет Михайловой Ф.М. в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ был основан на том, что кроме истицы и ее сына ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ в данном доме также были зарегистрированы: дочь ФИО9- ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО12, являющийся соответственно супругом и дочерью ФИО10 после чего ФИО1 и члены ее семьи стали обеспечены жилым помещением в размере менее учетной нормы по <адрес> сельскому поселению Чебоксарского района ЧР. Кроме того, жилое помещение, в котором проживает Михайлова Ф.М., является пригодным для проживания, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ года. Однако, при этом пояснил, что фактически межведомственной комиссией спорное жилое помещение не осматривалось, заключение межведомственной комиссией не выносилось. Указанные документы были составлены позже без осмотра жилого помещения межведомственной комиссией ввиду несоответствия акта осмотра жилого помещения форме согласно приложению № 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Законодатель определил, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а само жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены этим уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с предоставленными ему полномочиями Постановлением от 28 января 2006 года N 47 Правительство Российской Федерации утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее также - Положение). Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, а также основания, по которым жилое помещение признается таковым, устанавливается также этим Положением.
Вопросы признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания действительно решаются межведомственными комиссиями, создаваемыми в соответствии с требованиями п. 7 Положения соответствующими органами, в том числе и органом местного самоуправления. Кроме того, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать указанной комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8 Положения).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № № по <адрес> был осмотрен администрацией <адрес> сельского поселения в составе комиссии: председателя комиссии- главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО13, членов: зам. главы ФИО14 и директора <адрес> ЦСДК ФИО28 по результатам которого комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом № № по <адрес> является пригодным для проживания.
В подтверждение своих доводов о непригодности жилого помещения для проживания истцом представлено техническое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненное ООО «<данные изъяты>», согласно которому физический износ жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 71%.
В настоящем деле имеются документы о том, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации <адрес> сельского поселения Чебоксарского района, составила акт обследования жилого дома № № по <адрес> и приняла заключение, согласно которым дом, в котором проживает ФИО1, признан пригодным для постоянного проживания.
Между тем, указанные документы всеми членами межведомственной комиссии не подписаны, в ходе судебного заседания представитель ответчика не оспаривал, что обследование жилого помещения межведомственной комиссией не производилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что непригодным для проживания в установленном порядке жилой дом не признан.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Михайлова Ф.М. проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения в доме № № по <адрес>. Жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м. В указанном жилом помещении она проживает совместно с сыном ФИО8, с ДД.ММ.ГГГГ в данном доме также зарегистрированы и проживают: дочь ФИО9- ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО12, являющийся соответственно супругом и дочерью ФИО10, после чего ФИО15 и члены ее семьи стали обеспечены жилым помещением в размере менее учетной нормы по <адрес> сельскому поселению.
Как следует из объяснений представителя истца, свидетелей ФИО10, ФИО16, ФИО20 регистрация и проживание в жилом помещении дочери ФИО8- ФИО17 и ее семьи была вызвана не целью преднамеренного ухудшения жилищных условий ФИО1, а уважительными причинами для осуществления ухода за престарелой ФИО1, которая нуждается в силу состояния здоровья и преклонного возраста в постороннем уходе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, до ДД.ММ.ГГГГ Михайлова Ф.М., будучи главой хозяйства по адресу: <адрес> проживала там вместе с сыном ФИО8 и была обеспечена жильем в пределах, превышающих установленную учетную норму.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ в данном доме также зарегистрированы и проживают: дочь ФИО9- ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО12, являющийся соответственно супругом и дочерью ФИО10, после чего ее обеспеченность жильем стала менее учетной нормы. При этом все указанные лица вплоть до своего переселения к ФИО8 имели постоянное жилье в <адрес>.
Каких-либо уважительных причин для вселения к себе своих родственников Михайлова Ф.М. не привела, и не подтвердила какими-либо доказательствами.
Учитывая, что регистрация ФИО10, ФИО11 и ФИО12 в жилом доме повлияла на жилищные условия проживающих в нем лиц, в том числе и на жилищные условия истицы, поскольку обеспеченность жильем истицы стала менее учетной нормы, в связи с чем следует признать, что истица совершила указанные действия лишь с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С учетом данных обстоятельств оспариваемый отказ администрации сельского поселения является законным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для постановки Михайловой Ф.М. на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Михайловой Ф.М. в удовлетворении заявления о признании незаконными отказы администрации <адрес> сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет Михайловой Ф.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы инвалида участника Великой Отечественной войны, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Н.П. Краснова
Мотивированное решение
составлено: 10.03.2015 года