УИД 13RS0023-01-2020-000259-08
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 05 марта 2022 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
судьи Надёжиной С.Ю.,
при секретаре Проказовой О.А.,
с участием:
истцов – Комаровой Веры Андреевны,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Кочеткова Данила Алексеевича, представившим доверенность от 05.04.2021 № 41-д,
представителя ответчика Администрации Ленинского района городского округа Саранск,
третьего лица Комарова Игоря Викторовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой Веры Андреевны к Администрации городского округа Саранск, Администрации Ленинского района городского округа Саранск о снятии с жилого помещения статуса служебного, возложении обязанности заключить договор социального найма,
установил:
Комарова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск, Администрации Ленинского района городского округа Саранск о снятии с жилого помещения статуса служебного, возложении обязанности заключить договор социального найма.
В исковом заявлении указала, что на основании ордера № 97 от 19.09.1991, выданного на основании решения исполкома Саранского горсовета от 18.03.1975, Комаровой Вере Андреевне, было предоставлено право занятия с семьей из трёх человек квартиры площадью 17 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрирована она и её сын Комаров И.В.
Поскольку они в данном жилом помещении проживают на законных основаниях с 1991 года, за ними следует признать право пользования жилым помещением на условиях социального найма.
При обращении в Администрацию г.о. Саранск с заявлением об исключении спорного жилого помещения из числа служебных, они получили отказ, поскольку отсутствует решение об отнесении жилого помещения по вышеуказанному адресу к числу служебных. Рекомендовано обратиться в судебные органы.
Просили исключить жилое помещение – квартиру общей площадью 17,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> из числа служебных помещений.
Возложить на Администрацию Ленинского района городского округа Саранск обязанность заключения с Комаровой Верой Андреевной и Комаровым Игорем Викторовичем договора социального найма на жилое помещение - квартиру общей площадью 17,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Комарова В.А., третье лицо Комаров И.В. не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, о месте и времени разбирательства по делу извещен своевременно и надлежаще, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Ленинского района городского округа Саранск Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из протокола заседания профкома ХЖРЭУ № 5 от 12.09.1991 следует, что Комаровой Вере Андреевне – дворнику предоставляется на время работы служебная комната жилой площадью 17,0 кв.м по адресу: <адрес> на состав семьи из 3 человек.
Из приказа-Постановления №14 от 12.09.1991г. начальника ХЖРЭУ №5 следует, что Комаровой Вере Андреевне – дворнику предоставляется на время работы служебная комната жилой площадью 17,0 кв.м по адресу: <адрес> на состав семьи из 3 человек.
На основании ордера № 97 от 19.09.1991, выданного на основании решения исполкома Саранского горсовета от 18.03.1975, Комаровой Вере Андреевне, было предоставлено право занятия с семьей из трёх человек квартиры площадью 17 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (служебное жилое помещение с выдачей специального ордера).
Согласно выписке из домовой книги по состоянию на 23.06.2021, выданной ООО «Саранский информационный центр», в <адрес>, зарегистрированы: Комарова Вера Андреевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Комаров Игорь Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
23.09.2021 Комарова В.А. обратилась в Администрацию Ленинского района городского округа Саранск с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Администрацией Ленинского района городского округа Саранск письмом от 22.10.2021 Комаровой В.А. отказано в заключении договора социального найма, поскольку жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.07.2021 жилое помещение – квартира с кадастровым номером № общей площадью 17,2 кв.м по адресу: <адрес>, находится в собственности городского округа Саранск, дата государственной регистрации права: 27.10.2014.
При этом в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав и обременений на указанный объект отсутствуют.
Сведений об отнесении указанного жилого помещения к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использования не имеется.
В реестр служебных помещений оно не включено.
Из ответа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск от 22.02.2022 в адрес суда следует, что комнаты 35, 51, расположенные по адресу <адрес> значатся в реестре муниципального имущества городского округа Саранск, относятся к муниципальному жилищному фонду. Сведений о переименовании и переадресации комнат не имеется. Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21 октября 2010 года №607 объект жилищного фонда по <адрес> исключён из числа домов, имеющих статус общежитий.
Письмом директора ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия» от 10.02.2022 в адрес суда сообщено, что решение исполкома Саранского городского Совета депутатов трудящихся МАССР от 18.03.1975 в составе документов архивного фонда исполкома Саранского городского Совета депутатов трудящихся МАССР в ГКАУ «ЦГА Республики Мордовия» на хранение не поступало.
Из сообщения заместителя Главы городского округа Саранск – Директора Департамента строительства Администрации городского округа Саранск от 02.02.2022 № 502 – исх следует, что решение об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> числу служебных жилых помещений Администрацией городского округа Саранск не принималось.
Справкой начальника Центрального отделения по Республике Мордовия АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 23.07.2021 установлено, что по учётным данным отделения, комната № в <адрес>, ранее на основании технического паспорта от 15.03.2001 имела почтовый адрес <адрес>
Из выписки из технического паспорта Центрального отделения по Республике Мордовия АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 23.07.2021 следует что общая площадь комнаты № в <адрес> составляет 17,2 кв.м, в том числе жилая 16, 4 кв.м.
Анализируя представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно части 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
В договоре социального найма жилого помещения должен быть указан наниматель и члены его семьи.
В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (ст. 71 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 07 июня 2006 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
На момент обеспечения Комаровой В.А. спорной служебной квартирой данная квартира входила в государственный жилищный фонд и находилась в ведении местного совета народных депутатов (ст. 5 - 6 Жилищного кодекса РСФСР).
В настоящее время спорная квартира принадлежит на праве собственности городскому округу Саранск Республики Мордовия.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих в жилых помещениях, переданных из государственной собственности в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и проживающих в жилых помещениях переданных из государственного жилищного фонда, находящегося в ведении местного совета народных депутатов в государственный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности субъекту Российской Федерации.
Таким образом, при переходе квартиры из собственности государства в собственность городского округа Саранск, данная квартира утратила статус служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В отличие от общего порядка исключения жилых помещений и специализированного жилищного фонда, закрепленного в ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение особого правового режима жилых помещений при передаче в ведение органов местного самоуправления не связывается с принятием органами местного самоуправления решений об исключении указанных жилых помещений из специализированного фонда.
Разрешая заявленные требования по существу, суд руководствуется положениями ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 1541-I от 04.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в РФ" и исходит из того, что служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации.
Судом установлено, что Комарова В.А. и Комаров И.В. зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 17,2 кв.м., по адресу: <адрес>.
Спорное жилое помещение отвечает требованиям ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Комарова В.А. и Комаров И.В. вселены в квартиру на основании ордера, выданного в установленном законом порядке, продолжают пользоваться жилым помещением, исполняют обязанности нанимателя, иной жилой площади не имеют, требований о выселении к ним не предъявляется.
Истец доказала факт совместного проживания и пользования спорным жилым помещением семьей из двух человек, определила кто будет нанимателем жилого помещения, от права пользования жилым помещением не отказывались, несут расходы по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных услуг.
Суд приходит к выводу, что вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что между сторонами в отношении спорного жилого помещения фактически сложились отношения по договору социального найма.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Комаровой Веры Андреевны к Администрации городского округа Саранск, Администрации Ленинского района городского округа Саранск о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Комаровой Веры Андреевны к Администрации городского округа Саранск, Администрации Ленинского района городского округа Саранск удовлетворить.
Исключить жилое помещение – квартиру общей площадью 17, 2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> из числа служебных жилых помещений.
Возложить на Администрацию Ленинского района городского округа Саранск обязанность заключить договор социального найма с Комаровой Верой Андреевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение - квартиру общей площадью 17,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, с включением на правах членов семьи нанимателя сына Комарова Игоря Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина
Мотивированное решение суда составлено 10 марта 2022 года.
Судья С.Ю. Надёжина