Дело № 2-781/2024 (М-708/2024)
УИД 14RS0014-01-2024-001187-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ленск 28 октября 2024 года
Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой Л.И., при помощнике Тартыевой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Ленск» к Филатову ФИО6 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности и выселении, при участии в деле прокурора Ленского района
встречное исковое заявление Филатова ФИО6 к администрации муниципального образования «Город Ленск», государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» о признании права на получение денежной компенсации за изымаемое аварийное жилье в рамках республиканской программы в размере рыночной стоимости,
при участии представителя истца Жир М.А., ответчика Филатова А.А., помощника прокурора Потаповой Д.А.,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования «Город Ленск» Республики Саха (Якутия) (далее – истец, администрация МО «Город Ленск», администрация) обратилась в суд с иском к Филатову ФИО6 (далее – ответчик, Филатов А.А.) об изъятии в собственность муниципального образования принадлежащей ответчику на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: [АДРЕС], а также приходящейся на ее долю земельного участка, с предоставлением равнозначного жилого помещения по [АДРЕС], общ.площадью ___ кв.м.; прекращении права собственности ответчика на названные жилое помещение и земельный участок, признании права собственности за муниципальным образованием «Город Ленск» на данное недвижимое имущество, выселении ответчика.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что многоквартирный жилой дом, расположенный по [АДРЕС], признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг.», утвержд. постановлением Правительства РС (Я) от 27.03.2019 № 50, в рамках которой администрацией принято решение от 02.06.2022 [НОМЕР] об изъятии жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, путем изъятия земельного участка для муниципальных нужд. В рамках указанной программы собственник выбрал способ переселения – предоставление другого жилого помещения, однако, от предложенных трех вариантов равноценной квартиры отказался. 07 мая 2024 г. ответчику направлено соглашение об изъятии имущества, 11 июня 2024 г. заказное письмо возвращено по истечении срока хранения, 3-мес. срок на его подписание истек. В связи с отказом от предложенных вариантов, соглашение о предоставлении жилого помещения взамен аварийного с собственником не достигнуто, что нарушает права и обязанности истца по проведению мероприятий по сносу аварийного жилья, нарушению сроков по контрактам на строительство многоквартирных жилых домов. Поскольку собственник, зарегистрированный в квартире, отказывается добровольно освободить жилое помещение, соглашение не подписывает, действующим законодательством допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Определением суда от 03 сентября 2024 г. к участию в деле привлечен прокурор Ленского района.
Определением суда от 23 сентября 2024 г. принято встречное исковое заявление Филатова ФИО6, уточненное в порядке статьи 39 ГПК РФ, к администрации МО «Город Ленск», государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» (далее – соответчик, ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства», Дирекция) о признании права на получение денежной компенсации за изымаемое аварийное жилье в рамках республиканской программы в размере рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником аварийной квартиры, многоквартирный дом по указанному адресу включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг.», утвержд. постановлением Правительства РС (Я) от 27.03.2019 № 50. В рамках республиканской программы уведомлением ответчику предложены жилые помещения по [АДРЕС], общ.площадью ___ кв.м., [АДРЕС], общ.площадью ___ кв.м., [АДРЕС], общ.площадью ___ кв.м. Истец отказался от указанных квартир, полая их не равнозначными, поскольку принадлежащая ему на праве собственности квартира является ___-комн. В связи с не достижением соглашения по изъятию квартиры, полагает, что имеет право на выбор второго предусмотренного законом варианта обеспечения его жилищных прав – выплату компенсации в размере рыночной стоимости. Согласно представленному заключению рыночная стоимость квартиры составила ___ руб.
В судебном заседании представитель администрации иск поддержала, в обоснование иска указала, что переселение из аварийного жилья не является улучшением жилищных условий, направлено на предоставление безопасного жилья, предлагаемая квартира равнозначна по площади. С встречным иском Филатова А.А. не согласны полностью, в соответствии с выбором истца о предоставлении другого жилья в рамках программы для Филатова А.А. построено жилое помещение, денежные средства освоены, на стадии исполнения программы истец не имеет права изменить избранный способ.
На вопросы суда представитель истца пояснила, что право выбора Филатова А.А. не оспаривают, последний является собственником аварийного жилья до внесения изменений в статью 32 ЖК РФ.
Филатов А.А. с иском администрации не согласен, категорически не согласен с переселением в предлагаемую квартиру, поскольку последняя является студией, истец по встречному иску проживает с гражданской супругой, у которой двое детей, проживание в - комн. квартире невозможно, иных вариантов администрацией не предложено, в связи с чем соглашение не достигнуто. Поскольку предлагаемое жилье ему не подходит, полагает, что не лишен права изменить ранее избранный способ на предоставление компенсации в размере рыночной стоимости. На вопросы суда пояснил, что на его обращение об изменении ранее избранного способа переселения, поданного в мае 2024 г., администрацией представлен ответ об отказе в удовлетворении заявления. В настоящее время многоквартирный дом практически расселен.
Прокурором дано заключение, согласно которому требования Филатова А.А. подлежат удовлетворению, иск МО «Город Ленск» не подлежит удовлетворению, поскольку соглашение с собственником не достигнуто.
Представитель соответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)», извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя учреждения.
Выслушав участников процесса, проверив их доводы, оценив доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Часть 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации также закрепляет, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
При этом в силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, собственник жилого помещения, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, имеют безусловное право выбора способа обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им другого жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания либо его выкуп.
В подпункте «и» пункта 20 постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как усматривается из материалов дела, Филатов А.А. является собственником ___-комн. квартиры по [АДРЕС], общ.площадью ___ кв.м., этаж ___; право собственности зарегистрировано в ЕГРН 09.02.2015.
Согласно акту обследования от 15.09.2016, заключению от 15.09.2016 многоквартирный дом по [АДРЕС], признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в республиканскую адресную программу, утвержденную Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 г. №50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» со сроком расселения в 2023 году, что сторонами не оспаривается.
17 ноября 2021 г. Филатов А.А. обратился в администрацию МО «Город Ленск» с заявлением о предоставлении ему равноценного жилого помещения взамен аварийного.
02 июня 2022 г. администрацией МО «Город Ленск» вынесено распоряжение [НОМЕР] об изъятии для муниципальных нужд у собственников земельных участков, жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в том числе жилое помещение, принадлежащее истцу (пункт 174).
29 января 2024 г. в рамках республиканской программы уведомлением ответчику предложено жилое помещение по [АДРЕС], общей площадью ___ кв.м., Филатов А.А. отказался от предложенного варианта.
14 февраля 2024 г. в рамках республиканской программы уведомлением ответчику предложено жилое помещение по [АДРЕС], общей площадью ___ кв.м., Филатов А.А. отказался от предложенного варианта по причине ___-комн.
19 февраля 2024 г. в рамках республиканской программы уведомлением ответчику предложено жилое помещение по [АДРЕС], общей площадью ___ кв.м., Филатов А.А. отказался от предложенного варианта, считая ее неравнозначной его ___-комн. квартире. 27 февраля 2024 г. составлен акт об отказе от квартиры.
Однако, с предложенными ему вариантами переселения категорически не согласен, считая предлагаемые квартиры не равнозначными ввиду того, что принадлежащая ему на праве собственности квартира является ___-комнат., тогда как предлагаемая – студией, Филатов А.А. проживает с гражданской супругой, у которой двое детей, проживание в - комн. квартире невозможно, желает приобрести иную квартиру, доплатив денежные средства.
В подпункте «и» пункта 20 постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон (определения Верховного Суда РФ от 04.03.2014 № 18-КГ13-198, от 24.04.2018 № 5-КГ18-19, от 26.06.2018 № 5-КГ18-93).
По смыслу вышеприведенных правовых норм, принимая во внимание, что между сторонами должно быть достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения с конкретными индивидуализирующими признаками, сторона такого соглашения вправе выразить несогласие с предлагаемым ей конкретным жилым помещением. Более того, с учетом гражданско-правового принципа свободы договоры такие отказы могут быть неоднократными.
23 апреля 2024 г. в рамках республиканской программы Филатову А.А. направлено письменное соглашение с приложением уведомления, согласно которому ответчику предложено жилое помещение по [АДРЕС], общей площадью ___ кв.м. Заказное письмо направлено 07.05.2024, возвращено отправителю 11.06.2024.
14 мая 2024 г. Филатов А.А. обратился с заявлением о предоставлении денежной компенсации взамен аварийной квартиры.
Письмом без даты и номера администрация отказала, указав, что в настоящее время не представляется возможным изменить способ реализации на иное (денежную компенсацию).
Представитель администрации указывает на то, что иных жилых помещений, которые могли бы быть предложены ответчику, не имеется.
Ввиду того, что администрация МО «Город Ленск» и Филатов А.А. не достигли соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу в порядке реализации региональной программы, то Филатов А.А. не лишен права выбрать такой способ обеспечения своих прав как предоставление денежной компенсации взамен изымаемого жилого помещения по рыночной стоимости.
Администрацией не оспаривается, что Филатов А.А. как собственник жилого помещения, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания либо его выкуп в размере рыночной стоимости.
Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не содержит каких-либо норм и правил, согласно которым отказ собственника от предложенного жилого помещения лишал бы такого собственника права на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного или трансформировал бы такое право в иной способ его защиты путем выплаты выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.
Положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также не содержат норм, ограничивающих право изменения способа реализации жилищных прав, либо устанавливающих требование об однократности этого выбора на начальных этапах реализации программы.
При таком положении ввиду отсутствия согласия собственника на предоставление спорной квартиры взамен изымаемой требования администрации об изъятии жилого помещения и земельного участка, прекращение права собственности Филатова А.А., признании права собственности администрации на указанное жилье, и выселении Филатова А.А. в принудительном порядке в предоставляемое жилое помещение удовлетворению не подлежат. В то же время требования Филатова А.А. о признании права на получение денежной компенсации за изымаемое аварийное жилье в размере рыночной стоимости основано на вышеприведенных правовых нормам и установленных судом обстоятельствах, так как многоквартирный дом, в котором находится квартира, принадлежащая гражданину, включена в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления администрации муниципального образования «город Ленск», ИНН 1414011880, ОГРН 1061414000042, к Филатову ФИО6 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности и выселении из жилого помещения отказать.
Встречное исковое заявление Филатова ФИО6, СНИЛС [НОМЕР], к администрации муниципального образования «город Ленск», государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» о признании права на получение денежной компенсации за изымаемое аварийное жилье в рамках республиканской программы в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Признать право Филатова ФИО6, СНИЛС [НОМЕР], на получение выплаты денежной компенсации взамен аварийного жилого помещения, расположенного по [АДРЕС], в порядке реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», в соответствии с его рыночной стоимостью.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья п/п Л.И. Попова
Копия верна
Судья Л.И. Попова
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2024 г.
Подлинник судебного акта хранится в материалах дела № 2-781/2024 в Ленском районном суде Республики Саха (Якутия).