Решение по делу № 2а-4561/2020 от 15.07.2020

Мотивированное решение изготовлено <//>

66RS0-33

Дело а-4561/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 23 октября 2020 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Макаровой Т.В.

при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Снытко И. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Свердловской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Обосновывая заявленные требования, административный истец указал, что в период с 07 февраля 2010 года по 22 сентябпя 2017 года он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области. Полагая ненадлежащими условия содержания в данном исправительном учреждении, административный истец просит взыскать компенсацию, предусмотренную ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в размере 3000000 рублей.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в срок и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области Сазонова О.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, в том числе по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что условия содержания в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области в период нахождения там административного истца соответствовали требованиям уголовно-исполнительного законодательства, санитарным и техническим нормам.

Представители Министерства финансов Свердловской области, УФК по Свердловкой области, в судебное заседание не явились о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчика ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области Балашев Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска не признал, указал, что здания ФКУ ИК-10 являются зданиями старой постройки, администрацией исправительного учреждения принимаются меры по соблюдению нормы жилой площадиза счет перераспределения осужденных между отрядами.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания.


Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2, 17, 21,53 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Закон предусматривает возможность обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу для лиц, подавших в ЕСПЧ жалобу на условия содержания, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу Закона № 494-ФЗ.

Таким образом, для истца, ранее обратившихся в ЕСПЧ с подобной жалобой, установлен срок до 27 июля 2020 года для подачи заявления о компенсации.

В силу подпункта 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов власти, предъявляемые к Российской Федерации, от ее имени в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1314, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку по делу заявлено требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, то в силу вышеприведенных положений закона надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться Федеральная служба исполнения наказаний, как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Снытко И.Ю., осужденный приговором суда к отбытию наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима этапирован в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области, где в периоды с 07.02.2010 года по 24.02.2010 содержался в помещении карантина, с 24.02.2010 по 30.05.2010 содержался в отряде № 7 (здание литер "Т2"), с 30.05.2010 по 22.09.2017 содержался в отряде № 5 (здание литер "Ч").

Из доводов, приведенных административным истцом, следует, что барак отряда № 7 был площадью примерно 240 кв.м, в отряде одновременно проживало от 180 до 210 заключенных, на каждого заключенного приходилось менее 2 кв.м жилой площади. В барак отряда было 2 туалета по 3,4 кабинки, двери в кабинках отсутствовали, 12 кранов для умывания, что было недостаточно для количества содержащихся в помещении человек, создавало очередь. Отряд состоял из 3 секций, ПВР, бытовой комнаты. Прогулка проходила в течение 15 минут 5 раз в день, в условиях давки и скученности.

Барак отряда № 5 был площадью примерно 170 кв.м, в отряде одновременно проживало от 170 до 200 осужденных. В бараке было 3 крана для умывания, 3 унитаза, в 2014 году добавлено еще 2 крана и 4 унитаза.

Также административным истцом приведены доводы о некачественных продуктах, используемых для организации питания, антисанитарном состоянии столовой, невыдаче средств индивидуальной защиты при работе на швейном и комплектовочном производстве, неоказании надлежащего лечения, а также доводы о наличии риска заражения туберкулезом.

Разрешая данные доводы, суд приходит к выводу об их необоснованности.

Как следует из представленных административным ответчиком ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области доказательств, питание осужденных за заявленный истцом период организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время» и приказом Минюста РФ № 125 от 02.08.2005 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, на мирное время» и приказа Минюста РФ № 48 от 26.02.2016 «Об установлении повышенных норм питания», с соблюдением норм закладки сырья, выхода готовой пищи, технологии приготовления, температурного режима подачи блюд. Сотрудниками исправительного учреждения производится контрольное взвешивание порций, проба пищи с каждого котла, ведется контроль качества приготовления пищи.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России» здания ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области обеспечены бесперебойной работой системы холодного и горячего водоснабжения. Температурный режим в помещениях в летний и зимний период составлял не ниже 18 градусов. Зимними вещами административный истец обеспечивался из подменного фонда вещевого имущества, с жалобами в отношении оказания медицинской помощи не обращался, на диспансерном учете у врачей специалистов не состоял.

При этом, материаалами дела установлено, что административный истец обращался за стоматологической помощью 9 раз, лечение проведено. С жалобами на неоказание стоматологической помощи истец не обращался.

Доводы административного истца о нарушении его трудовых прав непредоставлением средств индивидуальной защиты, представленными в материалы дела, не подтверждаются. Напротив, как следует из справки, представленной административным ответчиком все рабочие места в ФКУ ИК-10 проходят специальную оценку условий труда на соответсвие требованиям безопасности, средства индивидуальной защиты осужденным выдаются.

Вместе с тем, доводы истца о превышении количества лиц, содержавшихся одновременно с ним в отрядах № 7, № 5 в заявленный им период в ФКУ ИК–10 ГУФСИН России по Свердловской области, нормы площади на одного человека, установленной ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также о не соответствии количества санузлов и умывальников санитарным нормам, являются обоснованными, ответчиками не опровергнуты, в связи с чем, суд признает установленным факт нарушения прав истца на содержание в исправительном учреждении в условиях соблюдения норм санитарной площади на одного человека, норм количества санузлов и умывальников на число осужденных.

В частности, в подтверждение своих доводов истец представил представление Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении об устранении нарушений требований закона, вынесенное в адрес начальника ФКУ ИК–10 ГУФСИН России по Свердловской области.

Как следует из представления в результате проверки, проведенной Свердловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительном учреждении за соблюдением законом в исправительных учреждениях установлено, что при фактической наполняемости учреждения в 1143 человек и общей жилой площади в ФКУ ИК-10, не во всех отрядах жилая площадь в расчёте на одного осуждённого составляет 2 кв.м., а именно в отрядах № 1 и № 5 на одного осужденного приходится по 1,8 и 1, 7 кв.м соответственно, что не соответствует требованиям ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации об установлении нормы жилой площади в расчёте на одного осуждённого.

Также вопреки требованиям ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и норм, утверждённых приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130 «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России» (СП 17-02 Минюста России) и приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлено, что в отрядах № 2, № 3, № 5, № 7 (УКП) количество санузлов и умывальников не соответствует санитарным нормам в расчёте 1 унитаз на 15 осужденных и 1 умывальник на 10 осужденных.

Факт нарушения норм наполняемости помещений также подтвержден справкой исправительного учреждения, представленной в Европейский суд по правам человека, согласно которой Снытко И.Ю. в период с 30 мая 2010 года по 22 сентября 2017 года содержался в отряде № 5, площадь на 1 человека составляла 1,7 кв.м.

Иные доводы истца о ненадлежащем техническом и материально-бытовом, санитарном состоянии отрядов ФКУ ИК–10 ГУФСИН России по Свердловской области, нарушение его прав в период работы на производстве, не нашли своего подтверждения, опровергнуты доказательствами, представленными административным ответчиком.

В период трудоустройства Снытко И.Ю. был обеспечен специальной одеждой, обувью и иными средствами индивидуальной защиты согласно Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных в загрязнением» и Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 года № 290н «О выдаче специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ».

Ссылка на судебную практику Европейского Суда по правам человека (Постановление Европейского Суда по правам человека от 12 октября 2017 года по жалобе «Чиботарь и другие против России» (жалоба № 72221/11 и 9 других жалоб) не может быть принята во внимание, поскольку в указанных судебных актах отражена позиция суда, разрешавшего спор в конкретной ситуации. В данном случае суд учитывает принцип индивидуализации ответственности, а также тот факт, что каждый осужденный имеет индивидуальные особенности восприятия условий содержания.

Разрешая вопрос о размере присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд, принимает во внимание, что ненадлежащие условия содержания в части нарушения нормы санитарной площади в отряде на одного человека и обеспечения количеством санузлов и умывальников, причиняли истцу неудобства, нарушали его права на надлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

Вместе с тем, доказательств наступления каких-либо негативных последствий административным истцом не представлено.

По этим основаниям, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25 000 рублей. Данная сумма, в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и ответственностью государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Снытко И. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Снытко И. Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова

66RS0-33

Дело а-4561/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г. Екатеринбург <//>

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе

председательствующего судьи Макаровой Т.В.

при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Снытко И. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Снытко И. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Снытко И. Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова

2а-4561/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Снытко Илья Юрьевич
Ответчики
ГУФСИН России по Свердловской области
Министерство финансов РФ в лице УФК по Свердловской области
ФСИН России
Другие
ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Макарова Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
15.07.2020Регистрация административного искового заявления
16.07.2020Передача материалов судье
17.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
23.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее