Гражданское дело № 2-536/2020
УИД: 61RS0059-01-2020-000768-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2020 года г. Цимлянск
Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Приходько Д.В.,
с участием:
истца Плотниковой И.А. и ее представителей по доверенности Плотникова Н.А. и Наумовой О.Ф.,
представителя ответчика по доверенности Кривенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плотниковой Ирины Александровны к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третье лицо ФГУ Земельная кадастровая палата, об обязании предоставить за плату в собственность земельный участок,
установил:
Плотникова И.А. обратилась в Цимлянский районный суд с иском к Администрации Цимлянского района Ростовской области об обязании предоставить за плату в собственность земельный участок.
В обоснование заявленных требований, указав следующее: в соответствии с постановлением № Администрации Цимлянского района от 05.04.2017 года была утверждена схема земельного участка общей площадью 249548 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности, на который нет разграничения, установлен адрес: <адрес>. Кадастровый № участку присвоен 25.07.2017 года после того, как истцом был изготовлен за его счет межевой план. Межевой план изготовлен кадастровым инженером Л.Н.
С момента заключения Договора аренды № с 23.08.2017 года до 23.08.2020 года истекло три года. Указанный земельный участок истцом использовался и ежемесячно оплачивался, замечаний по эксплуатации не имеет. Согласно условиям договора, истец подала заявление на продление договора с выкупом. Однако, ей было отказано по непонятным основаниям. Истцом подготовлено досудебное уведомление, однако, ответа не получено. При устном обращении ей было пояснено, что это белые земли и ей откажут, что в полном объеме противоречит выписке из ЕГРН.
На основании вышеизложенного, и, руководствуясь п.4 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истец просит передать в собственность по рыночной стоимости (или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, переданный в аренду истцу по настоящему иску, в соответствии с установленными нормами законодательства, и, в соответствии по Договору аренды № с 23.08.2017 года до 23.08.2020 года, ст.363 ЗК РФ Плотниковой И.А. кадастровый № общей площадью 249548 кв.м.
Семья Плотниковых имеет в собственности более 30 коров. Это единственный заработок семьи из 4х человек, запрашиваемый участок необходим для заготовки кормов и выпаса скота.
Истец считает действия Администрации Цимлянского района незаконными. Из истории Цимлянского района колхоз «Искра» реорганизовался в 1989 году. В 1998 году спорные земли перешли в государственную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истец просит суд обязать Администрацию Цимлянского района предоставить земельный участок кадастровый № общей площадью 249548 кв.м. в собственность для ведения самозанятости семьи Плотниковой И.А. для сенокошения и выпаса скота.
В судебном заседании истец Плотникова И.А., ее представители по доверенности Плотников Н.А. и Наумова О.Ф. настаивали на исковых требованиях, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Кривенко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Третье лицо ФГУ Земельная кадастровая палата, будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, их представителей, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов возможна, в случае если на них расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими пункт 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации, фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28 августа 2017 года между Плотниковой Ириной Александровной и Администрацией Цимлянского района Ростовской области был заключен Договор аренды земельного участка, государственная собственность, на который не разграничена, в силу которого Плотниковой И.А. был предоставлен в аренду земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для ведения животноводчества, сенокошения и выпаса скота общей площадью 249548 кв.м. на срок с 23 августа 2017 года по 22 августа 2020 года (л.д.32-36).
02 июня 2020 года Плотникова И.В. обратилась в Администрацию Цимлянского района Ростовской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для ведения животноводчества, сенокошения и выпаса скота общей площадью 249548 кв.м.
В своем ответе от 25.06.2020 № Администрация Цимлянского района сообщила Плотниковой И.А. о том, что ее заявление не может быть рассмотрено по существу, поскольку на основании проекта землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Искра» Цимлянского района Ростовской области от 1992 года решением общего собрания коллектива колхоза принято решение о передаче сельскохозяйственных угодий (в том числе пашни, сенокосы, пастбища) членам колхоза в коллективную собственность бесплатно. Испрашиваемый земельный участок совпадает с землями, указанными в графической части проекта землеустройства, как передаваемые в собственность бесплатно (л.д.23).
Согласно Постановления главы Цимлянского района «О реорганизации колхоза «Искра» в Акционерное общество закрытого типа «Искра», его регистрации и передаче земельных угодий в собственность и аренду членам акционерного общества» от 19 марта 1993 года №, акционерному обществу переданы для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность (бесплатно земельные угодья из расчета среднерайонной земельной доли (466,83 бал/га общей площадью 8228га., из них многолетних насаждений 34га., пашни 8194га., в том числе пашни орошаемой 260га., в постоянное (бессрочное) пользование 872га. Оставшуюся земельную площадь после бесплатной передачи земли членам акционерного общества в количестве 2223га, из них пашни 605га, пастбищ 1618га. изъять в районный фонд перераспределения земель.
Из проекта перераспределения земель колхоза «Искра» Цимлянского района Ростовской области следует, что спорый земельный участок с кадастровым номером № находится на территории земельных угодий, передаваемых в коллективно-долевую собственность бесплатно. На графическом изображнии проекта перераспределения земель обозначены белым цветом.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от 06.07.2020 № следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, площадь 249548 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота. В графе «особые отметки» указано - земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, находящийся в распоряжении Администрации Цимлянского района.
Как следует из ответа Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 11.10.2019 № на письмо Администрации Цимлянского района Ростовской области, у Администрации Цимлянского района отсутствует право распоряжения земельными участками, которые в соответствии с проектами землеустройства (перераспределения земель) сельскохозяйственных предприятий, переданы гражданам в собственность бесплатно. По мнению Минимущества Ростовской области, в рассматриваемом случае заключенные Администрацией договоры аренды земельных участков не соответствуют требованиям действующего законодательства являются ничтожными сделками.
В соответствии с пунктом 4 Протокола заседания постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ростовской области от 22.05.2019 №, главам местных администраций муниципальных районов, городских и сельских поселений в Ростовской области рекомендовано в целях исключения случаев неправомерного отчуждения земельных участков, в том числе по заниженой цене, неправомерного осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на земельные участки, осуществлять личный контроль за внесением достоверных сведений в выдаваемые гражданам выписки из похозяйственных книг и земельно-шнуровых книг, информировать соответствующие территориальные подразделения прокуратуры Ростовской области и Главного управления МВД России по Ростовской области о выявленных фактах несоответствия информации, содержащейся в похозяйственных и земельно-шнуровых книгах, фактическим данным земельных участков и т.д.
Кроме того, из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 06.11.2019 № следует, что проекты землеустройства (перераспределения земель) сельскохозяйственных предприятий Ростовской области отнесены к материалам государственного фонда данных, полученных в результате провеления землеустройства (далее - ГФДЗ). Государственную услугу по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов ГФДЗ предоставляет федеральный орган исполнительной власти - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области. Проекты землеустройства (перераспределения земель) сельскохозяйственных предприятий Ростовской области находятся на хранении в отделе землеустройства, мониторинга земель и кастровой оценки недвижимости Управления.
Таким образом, из представленных доказательств суд пришел к выводу о том, что у Администрации Цимлянского района Ростовской области отсутствует право распоряжаться спорным земельным участком.
Суд находит доводы и основания для отказа истцу Плотниковой И.А. обоснованными и полагает, что у ответчика имелись основания к отказу в предоставлении за плату в собственность земельного участка.
Разрешая настоящий спор суд учитывает требования статей 12, 35, 39, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об осуществлении гражданского судопроизводства на основании равноправия и состязательности сторон, когда каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанном на соблюдении принципов, закрепленных в частях 1-3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленными статьями 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного истцом, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд полагает правомерным постановить решение, которым исковые требования Плотниковой И.А. оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Плотниковой Ирины Александровны к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третье лицо ФГУ Земельная кадастровая палата, об обязании предоставить за плату в собственность земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись И.В. Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2020 года.