55RS0005-01-2019-001280-02
Дело № 2а-1290/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Резолютивная часть объявлена 25 апреля 2019 года
Мотивированное решение составлено 30 апреля 2019 года
Первомайский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Хандогиной К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Омске административное дело по административному иску Дюдина Г.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении информации,
установил:
Дюдин Г.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (сокращенное наименование – Управление Росреестра по <адрес>) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации.
В обоснование указал, что Дюдину Г.В. принадлежит <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на одноэтажное здание мини АЗС на <данные изъяты> в сутки общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ Дюдин Г.В. обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о раскрытии содержания документа-основания возникновения права, указанного в приложении к свидетельству <данные изъяты>» о праве собственности на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на одноэтажное здание мини АЗС на <данные изъяты> заправок в сутки, расположенное по адресу: <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Рсреестра по <адрес> было отказано в предоставлении информации, поскольку Дюдин Г.В. не является правообладателем <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на одноэтажное здание мини АЗС на <данные изъяты> в сутки общей площадью <данные изъяты>. м, расположенное по адресу: <адрес>А.
Ссылаясь на ч. 13 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ, административный истец считает при этом, что в силу положений ст. 250 ГК РФ имеет право на получение информации о документе, на основании которого возникло в 2015 году право собственности у другого долевого собственника.
Считает, что графа свидетельства «документы-основания», выданного <данные изъяты>», оформлена неверно в нарушение требований приложения № к приказу Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении информации.
Согласно возражениям на административный иск, изложенным в отзыве, административный ответчик просит отказать в удовлетворении требований Дюдина Г.В. в полном объеме. Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН предусмотрен положениями ст. ст. 62, 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ. К числу лиц, которым предоставляются сведения о содержании правоустанавливающих документов, Дюдин Г.В. не относится в силу ст. 13 этого же федерального закона. При этом перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения о содержании правоустанавливающих документов, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, является закрытым. Требования заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи в электронной форме, утвержденные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, позволяют размещать информацию, подлежащую обязательному внесению в свидетельство о государственной регистрации права, если такая информация не умещается н одном листе, на добавочном листе. Поскольку документов – оснований регистрации права собственности <данные изъяты>» несколько и информация о таких документах в полном объеме не могла быть размещена на одном листе, такая информация была размещена на добавочном листе – приложении №, что не запрещено законом.
Административный истец Дюдин Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя.
Представитель административного истца Шарипов Г.Б. в судебном заседании требования административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Джурмий Е.А. в судебном заседании поддержала возражения на административный иск по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
По правилам п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме об объектах недвижимости, в том числе о правах, ограничениях прав и обременений недвижимого имущества, в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, закреплен главой 8 Федерального закона № 218-ФЗ.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (п. 9 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с п. 12 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Дюдин Г.В. обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о раскрытии содержания документа – приложения №, указанного в свидетельстве о праве <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на здание мини АЗС на <данные изъяты> заправок в сутки, расположенное по адресу: <адрес>А. В обоснование предоставления такой информации указано на принадлежность Дюдину Г.В. <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на от же объект недвижимости и отсутствие запрашиваемых сведений в общедоступных сведениях ЕГРН (л.д. 19).
Дюдин Г.В. является собственником <данные изъяты> в паве общей долевой собственности на мини АЗС <данные изъяты> заправок в сутки – одноэтажное здание, общей площадью <данные изъяты> согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> (л.д. 20).
Управлением Росрестра по <адрес> заявление было рассмотрено в рамках порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и регламентированного ст. ст. 62, 63 Федерального закона № 218-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявления Дюдину Г.В. направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому выписка с содержанием правоустанавливающих документов из ЕГРН предоставляется только правообладателям, либо их законным представителям (л.д. 24). Поскольку Дюдин Г.В. не является правообладателем на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на объект, расположенный по адресу: <данные изъяты> в предоставлении информации было отказано.
Как указано выше, порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентирован главой 8 Федерального закона № 218-ФЗ.
В частности, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (п. 1 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ).
Выписка, содержащая общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения прав и обременения такого объекта, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на него либо о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, сведения о наличии поступивших, но не рассмотренных заявлений о проведении государственной регистрации права (перехода, прекращения права), ограничения права или обременения объекта, сделки в отношении объекта, сведения об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, являющихся участниками долевого строительства, на строительство (создание) многоквартирных домов на земельном участке, сведения, указанные в части 6 статьи 48 названного Федерального закона, а также иные сведения, определяемые органом нормативно-правового регулирования (п. 7 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно положениям п. 13 ст. 62 Федерального закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: тем лицам, закрытый перечь которых приведен в этом же пункте.
По правилам положений п. п. 7, 13 ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ содержание правоустанавливающих документов не является общедоступными сведениями и предоставляется только самим правообладателям, либо иным лицам, в перечень которых не входят иные правообладатели.
Следовательно, Дюдину Г.В. было отказано в раскрытии содержания правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества обоснованно.
При этом правильность оформления свидетельства о праве собственности, выданного другому лицу, не может быть поставлена под сомнение Дюдиным Г.В. в рамках рассматриваемого дела, поскольку оспаривание права собственности ООО «Шикон» не является предметом рассмотрения административного дела в рамках публичных правоотношений. В связи с чем не имеют правового значения ссылки в административном иске на приложение № приказа Минэкономразвития России «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Положения ст. 250 ГК РФ о преимуществом праве покупки, на которые ссылается в обоснование своих требований административный истец, позволяют лицу, преимущественное право покупки которого было нарушено при продаже доли в праве общей долевой собственности, восстановить свои права путем обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями об оспаривании сделки к ответчику и с соблюдением требований гражданско-процессуального законодательства.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух необходимых условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Поскольку в судебном заседании не была установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения ответчика нормативным правовым актам и нарушение этим решением прав и законных интересов административного истца, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Дюдина Г.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении информации отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
мотивированное решение составлено 30.04.2019, не вступило в законную силу