Судья Некрасова О.С. Дело № 33-6685/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2018 года, которым
ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязано в срок до 01.09.2020г. привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, п.11.5 СП 42.13330.2011 автомобильную дорогу «<Адрес обезличен>», а именно на участке <Адрес обезличен> на пешеходных переходах, расположенных на <Адрес обезличен> обустроить стационарное освещение на пешеходных перекрестках:
1. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
2. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
3. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>
4. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., представителя ответчика ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» Трофимук И.Н., представителя третьего лица Минстроя РК Масловой Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицко-Печорского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (ГКУ РК «УправтодорКоми») об обязании привести автомобильную дорогу в соответствие требованиям ГОСТ.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ГКУ РК «УправтодорКоми» в срок до 01.09.2020г. привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007, п.11.5 СП 42.13330.2011 автомобильную дорогу «<Адрес обезличен>», а именно на участке <Адрес обезличен> на пешеходных переходах, расположенных на <Адрес обезличен> обустроить стационарное освещение на пешеходных перекрестках, а также дорожную разметку:
1. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>
2. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
3. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
4. На пешеходном переходе по <Адрес обезличен>.
Определением суда от 31.08.2018г. принят отказ прокурора Троицко-Печорского района от исковых требований к ответчику в части обязания привести автомобильную дорогу «<Адрес обезличен> в соответствие требованиям санитарных правил и ГОСТов посредством нанесения дорожной разметки на пешеходных переходах, производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании прокурор настаивал на уточненных исковых требованиях.
Представители ответчика и третьего лица с иском не согласились по доводам, изложенным в отзывах на иск.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Представитель третьего лица и прокурор с жалобой не согласны, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратуры Троицко-Печорского района состояния участка дороги «...» установлено, что указанная автомобильная дорога в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009г. № 438-р отнесена к категории автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Коми. По данной автомобильной дороге пролегает <Адрес обезличен>.
Участок дороги «...» находится в оперативном управлении ГКУ РК «УправтодорКоми».
В ноябре 2015г. сотрудниками ... проводилось обследование указанной автомобильной дороги на участке от <Адрес обезличен>, в результате обследования выявлены нарушения требований пунктов 4.6.1 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, п.11.5 СП 42.13330.2011, выразившиеся в отсутствии стационарного освещения на пешеходных переходах населенного пункта.
Постановлением ... 29.12.2015г., вынесенным по результатам обследования, ГКУ РК «УправтодорКоми» привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... руб. по факту не обеспечения безопасности дорожного движения в части отсутствия стационарного освещения на пешеходных переходах автомобильной дороги по <Адрес обезличен>.
Решением Троицкого Печорского районного суда Республики Коми от 15.03.2016г. по делу № 12-6/2016 снижен размер административного штрафа до ... руб., в остальной части постановление от 29.12.2015г. оставлено без изменения.
11.04.2018г. ... составлен акт <Номер обезличен> о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, согласно которому на участке <Адрес обезличен> автомобильной дороги «...» от перекрестка с <Адрес обезличен> до перекрестка с <Адрес обезличен> на пешеходных переходах, расположенных на <Адрес обезличен> (автомобильная дорога «...»), отсутствует стационарное искусственное освещение, отсутствует дорожная разметка («зебра»), что не соответствует требованиям п.п. 4.6.1 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:
- на пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
- на пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
- на пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
- на пешеходном переходе по <Адрес обезличен>;
По мнению прокурора, выявленные при обследовании указанной автомобильной дороги нарушения ГОСТ Р 52766-2007 создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязанность по оборудованию пешеходных переходов по <Адрес обезличен> стационарным освещением, суд указал, что именно учреждение обязано обеспечивать безопасность дорожного движения и пешеходов.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования определены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст (ГОСТ Р 52766-2007).
Согласно п. 4.6.1.8 ГОСТ Р 52766-2007 на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным-освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 23.12.2014г. №534 «О создании ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Коми дорожный надзор» и внесении изменений в некоторые постановления правительства Республики Коми» было создано ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Согласно Уставу Управления предметом его деятельности является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной уставом компетенции, полномочий Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Уставом определена деятельность Управления по сохранности автомобильных дорог регионального значения; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Поскольку спорная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК», ответственного за содержание, ремонт и обеспечение безопасности движения на дорогах, суд обосновано возложил на данное учреждение обязанность по обустройству стационарного освещения на пешеходных переходах, расположенных на участке <Адрес обезличен>.
Принимая во внимание особенности финансирования, а также возможный объём работ, суд обосновано установил срок для исполнения решения суда до 01.09.2020г.
Доводы представителя ответчика о том, что срок действия ГОСТа Р 52766-2007 решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012г. № 159 «О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) ограничен 01.09.2016г., являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм данного правового акта, поскольку согласно абзацу 2 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза от 18.10.2011г., содержащиеся в нем технические требования при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог не распространяются на улицы населенных пунктов.
Ссылка в жалобе на то, что Учреждение обращалось в адрес Министерства строительства и дорожного хозяйства РК с заявлениями о выделении денежных средств на указанный участок автомобильной дороги, судебной коллегией отклоняется, поскольку доказательств тому материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии с порядком ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 30.11.2009г. № 345 «О содержании и ремонте автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения РК», перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих ремонту, капитальному ремонту утверждается Министерством по предложению ГКУ РК «УправтодорКоми» на основе диагностики, обследования и оценки технического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Однако предложений на обустройство стационарным электрическим освещением указанных участков автомобильных дорог в Министерство от ГКУ РК «УправтодорКоми» не поступало.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора в суде первой инстанции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 31 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: