...
...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Псков 12 августа 2021 года
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Федоровой В.Н.,
при секретаре Суботней Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» об оспаривании бездействия в части непринятия мер по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ...; обязании Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» Псковского района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав не определенного круга лиц, а именно оборудовать на территории сельского поселения «Карамышевская волость» Псковского района контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: ... в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В обосновании заявленных требований указано, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления Администрацией сельского поселения «Карамышевская волость» Псковская района, в ходе которой было установлено, что на административного ответчика действующим законодательством возложена обязанность по организации сбора отходов производства и потребления, их накопления путем обустройства специальных площадок для размещения контейнеров с твердым покрытием и ограждением. Постановлением Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» ... от ... утвержден реестр и схема мест размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: .... Однако, указанные места накопления твердых коммунальных отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием твердого покрытия и ограждения. Согласно пояснениям главы Администрации сельского поселения «Карамышевская волость», выявленные нарушения произошли из-за отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств на обустройство площадок для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем устранение указанных нарушений в тридцатидневный срок по представлению природоохранного межрайонного прокурора не представляется возможным. На основании изложенного, административным истцом заявлены данные требования.
В судебном заседании представитель административного истца Сухарькова А.В. уточненные требования поддержала в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором дело просил рассмотреть без его участия, возражений по иску не представил.
Представитель заинтересованного лица Администрации Псковского района Позднякова С.И. в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора поддержала. Пояснила, что срок 12 месяцев является достаточным, поскольку от администрации «Карамышевской волости» не требуется закупать контейнеры, а необходимо только оборудовать площадку под них.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 вышеуказанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. п. 1, 3 ст. 8, п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
При этом, в силу п. п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация благоустройства.
На основании ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Кроме того, ст. 8.1 Федерального закона № 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Во исполнение указанных положений законодательства п.2 ст. 1 Закона Псковской области от 10.12.2014г. № 1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» вопросы по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями области.
Требования данных вышеуказанных нормативно-правых актов направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Таким образом, на Администрацию сельского поселения «Карамышевская волость» как на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию и надлежащему содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
По делу установлено, что постановлением администрации сельского поселения «Карамышевская волость» от ... ... утвержден реестр и схемы размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенный на территории сельского поселения «Карамышевская волость», согласно которого в муниципальной собственности муниципального образования «Псковский район» сельского поселения «Карамышевская волость» находится место накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: ... (л.д.19-24).
На основании решения от ... ... Псковского природоохранного межрайонного прокурора проведена проверка Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» относительно установления наличия или отсутствия нарушений федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Срок проведения проверки с ... по ... (л.д. 11).
Согласно акту проверки от ... установлено, что реестром мест накопления на территории сельского поселения «Карамышевская волость» предусмотрено 40 мест накопления отходов, в том числе расположенные по адресам: .... Однако, указанные места накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы ограждением, защищающим от воздействия атмосферных явлений, а также отсутствует твердое покрытие (л.д. 12). К данному акту имеется фототаблица (л.д.13-16).
... заместителем Главы Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» Леонтьевой В.Д. были даны объяснения, из которых следует, что по вышеуказанным адресам контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами, твердое покрытие и ограждение по периметру отсутствуют. Устранить выявленные нарушения в тридцатидневный срок не представляется возможным, в связи с тем, что необходимо изыскать денежные средства на эти цели, определить подрядную организацию (л.д.25-26).
Таким образом, установлен факт незаконного бездействия администрации сельского поселения «Карамышевская волость» по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ..., твердым покрытием и ограждением, что влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Отсутствие соответствующего оснащения контейнерных площадок свидетельствует о противоречащем указанным нормативным правовым документам бездействии ответчика, которые обязаны осуществлять деятельность по надлежащему содержанию этого оборудования, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Псковского природоохранного межрайонного прокурора.
Определяя в соответствии с ч.2 ст. 178 КАС РФ срок исполнения обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение административного ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также соблюдение баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены указанные исковые требования, и находит срок в течение 12 месяцев года со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу достаточным и разумным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Карамышевская волость» в части непринятия мер по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ....
Обязать администрацию сельского поселения «Карамышевская волость» района в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно оборудовать на территории сельского поселения «Карамышевская волость» Псковского района контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: ..., в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 (п.3).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд Псковской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
...
...
Судья В.Н. Федорова