ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 12 января 2021 года
Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного круга Жуков А.Н., при секретаре Толстопятовой Е.А.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Денисенко Т.Н.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Селищева В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении
Денисенко Татьяны Николаевны,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающейпо адресу: <адрес>,Чукотский автономный округ,<адрес>, не работающей,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Анадырский городской суд с материалами дела поступил протокол№ от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Денисенко Т.Н.
В судебном заседании Денисенко Т.Н. свою вину в совершении указанного деяния не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она в 15 часов 59 минут действительно находилась в помещении АО «Почта России» расположенного по адресу: <адрес>, где ее отказались обслуживать сотрудники общества, в связи с тем, что она была без средств индивидуальной защиты органов дыхания (лицевой маски), при этом это средство ей предоставлено не было.
Выслушав Денисенко Т.Н., допросив свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному старшим УУП ОУУП и ПДН МОМВД России «Анадырский» Селищевым В.Ю., Денисенко Т.Н. в нарушение требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в нарушение требований Постановления Губернатора Чукотского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чукотского <адрес>, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», (с учетом изменений, внесенных постановлением Губернатора Чукотского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), в период режима повышенной готовности, введенного в пределах границ территории Чукотского <адрес> Распоряжением Губернатора Чукотского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О введении режима повышенной готовности», ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 59 минут находилась в помещении ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (лицевой маски), чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно частям 3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать его права, в частности, право на ознакомление с протоколом, право на представление доказательств, объяснений, возражений, замечаний к содержанию протокола, право на обжалование действий должностного лица и пр.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как следует из материалов дела, протокол № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, составлен ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 59 минут старшим УУП ОУУП и ПДН МОМВД России «Анадырский» Селищевым В.Ю. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности Денисенко Т.Н.
В протоколе имеется надпись должностного лица, составившего протокол, об отказе в подписании Денисенко Т.Н. протокола.
Вместе с тем, при рассмотрении дела, должностное лицо Селищев В.Ю. пояснил, что при составлении протокола Денисенко Т.Н. не присутствовала, а данная надпись означает, что она отказалась прийти для составления и подписания протокола.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о факте, времени и месте составления указанного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей установлено, что о времени и месте составления протокола №, составленного в 16 часов 59 минутДД.ММ.ГГГГ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, Денисенко Т.Н. уведомлена не была.
Данное обстоятельство подтверждено показаниями допрошенных свидетелей ФИО6 и ФИО7, которые указали, что ДД.ММ.ГГГГ около 20 часов к ним обратился участковый Селищев В.Ю. с просьбой быть понятыми при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Денисенко Т.Н., при этом Селищев В.Ю. примерно около 20 часов этого же дня позвонил Денисенко Т.Н. и сказал ей о том, что намерен прийти к ней домой для подписания протокола, на что Денисенко Т.Н. отказалась.
Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердила Денисенко Т.Н., и не отрицалось должностным лицом Селищевым В.Ю.
Таким образом, исходя из времени составления протокола, прихожу к выводу о том, что до составления протокола об административном правонарушении №, а именно в 16 часов 59 минут ДД.ММ.ГГГГ, лицо, привлекаемое к административной ответственности Денисенко Т.Н. уведомлена не была, протокол составлен в ее отсутствие, то есть с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, после составления данного протокола, его копия ей не направлялась, что подтверждено должностным лицом Селищевым В.Ю.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ст. 29.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, и в случае необходимости выносят определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела.
Из положений ст. 29.1 КоАП РФ следует, что вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается с учетом проверки правильности составления протокола об административном правонарушении.
Согласно положениям статей 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда РФ в абзацах 4 и 5 пункта 4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении возможность возвращения протокола должностному лицу, его составившему, отсутствует.
Протокол об административном правонарушении является обязательным документом по делу об административном правонарушении в большинстве случаев привлечения лица к административной ответственности.
Так, на основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4 (возбуждение дела об административном правонарушении прокурором), частями 1, 3 ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) КоАП РФ.
Исходя из содержания ст. 28.2 КоАП РФ, именно протокол об административном правонарушении является основным итоговым документом по делу, в котором фиксируется факт совершенного правонарушения, формулируется предъявленное обвинение лицу, привлекаемому к административной ответственности, указываются сведения о таком лице, перечисляются доказательства и т.д.
Настоящее дело об административном правонарушении не относится к числу исключений, установленных ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, соответственно, составление надлежащего протокола об административном правонарушении по данному делу являлось обязательным.
Отсутствие такого протокола препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении по другим доказательствам, имеющимся в деле, и привлечению Денисенко Т.Н. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящем деле отсутствует надлежащий протокол об административном правонарушении, производство по нему подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношенииДенисенко Татьяны Николаевны прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Настоящее постановление судьи может быть обжаловано в суд Чукотского <адрес> через Анадырский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии или опротестовано в том же порядке в те же сроки.
Судья (подпись) А.Н.Жуков
Копия верна
Судья А.Н. Жуков