Решение по делу № 2-1802/2013 от 14.02.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2013 года г. Чехов

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Геберт Н.В.

при секретаре Овчинниковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бессонова А.В. к Отделу УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району о регистрации по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Бессонов А.В. обратился в суд с иском к ответчику об обязании Отдела УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району зарегистрировать его по месту жительства по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал и в их обоснование пояснил, что спорное жилое помещении ранее ему было предоставлено как служебное в декабре 2007 года на основании протокола заседания служебной жилищной комиссии, как сотруднику ФГУП СП «<данные изъяты>». После реорганизации ФГУП СП «<данные изъяты>» путем преобразования в ОАО «<данные изъяты>» на основании Приказа Минобороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением генерального директора ОАО «<данные изъяты>» о перезаключении служебных договоров на договора социального найма, ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор социального найма спорного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу. В настоящее время ОАО <данные изъяты>» находится на стадии банкротства. О своей ликвидации ОАО <данные изъяты>» объявило в июне 2012 года. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику по вопросу регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>, однако ему ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в регистрации по месту жительства, так как в ЕГРП отсутствуют правопритязания на данный объект. Считал, что его требования подлежат удовлетворению согласно ст. 27 Конституции РФ, ст. 3, ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 17 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Так же он проживает в спорном жилом помещении более 5 лет, регулярно производит оплату за данное жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате не имеет.

Представитель ответчика Отдела УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не представил, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что жилой фонд г. Чехов ул. Восточная должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан не обслуживается.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Представители третьих лиц ОАО «<данные изъяты>», Администрации г. Чехова, в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Таким образом, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что на основании протокола № заседания жилищной комиссии ФГУПСП «<данные изъяты>» КСпН МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ водителю Бессонову А.В. на время работы в ФГУПСП «<данные изъяты>» была предоставлена однокомнатная квартира площадью <данные изъяты> кв. м в доме по адресу: <адрес>, с заключением договора найма служебного жилого помещения с ФГУПСП <данные изъяты>» КСпН МО РФ (л.д. 49).

Согласно Приказу Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» Командования специального назначения Министерства обороны РФ» федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «<данные изъяты>» Командования специального назначения Министерства обороны РФ было приватизировано путем преобразования в ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 35-39).

Как следует из приложения № Перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» Командования специального назначения Министерства обороны РФ Передаточного акта к настоящему Приказу жилой фонд, в том числе и спорное жилое помещение, не подлежит приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» Командования специального назначения Минобороны РФ (л.д. 40-42).

Распоряжением генерального директора ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О перезаключении договоров найма служебного жилья» на основании приложения № приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой фонд, находящийся на балансе ОАО «<данные изъяты>» в результате реорганизации, расположенный по адресу: <адрес> подлежат передаче в муниципальную собственность. В связи с тем, что жилые помещения указанного жилого фонда не являются служебными жилыми помещениями ОАО «<данные изъяты>», жилищной комиссии установленным порядком разработать и подготовить документы для перезаключения договоров найма служебного жилого помещения на договора найма социального жилья с гражданами, проживающими на указанных жилых помещениях по договорам найма служебного жилья (л.д. 50).

ДД.ММ.ГГГГ между наймодателем ОАО «<данные изъяты>» и нанимателем Бессоновым А.В. был заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное возмездное пользование изолированное жилое помещение, находящееся на балансе ОАО «<данные изъяты>» и подлежащее передаче в муниципальную собственность, пригодное для постоянного проживания в нем за плату (жилкомуслуги) для использования в целях проживания, благоустроенное жилое помещение: 1-комнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, по <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения и актом приема-передачи жилого помещения по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-44, 45)

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Бессонов А.В. пользуется данным жилым помещением на основании договора социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Из материалов дела видно, что при предоставлении спорной квартиры истцу ОАО «<данные изъяты>» не было допущено неправомерных действий, а нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов о передаче спорного жилого фонда в муниципальную собственность не может являться основанием для умаления прав истца, добросовестно выполнявшего обязанности нанимателя спорной квартиры.

Как следует из материалов дела, в настоящее время, данное жилое помещение собственника не имеет, поэтому истец лишен возможности в установленном законом порядке получить правоустанавливающие документы на него, спор о праве на спорное жилое помещение между третьими лицами отсутствует.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.04.1995 года № 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР» регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является лишь административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания, наличие регистрации по месту жительства или ее отсутствие само по себе не может являться тем фактом, который свидетельствует о приобретении или утрате гражданином права на жилое помещение.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40) предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

Исходя из этих положений Конституции РФ, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.

Из пояснений истца следует, что он вселен в спорное жилое помещение в качестве нанимателя в 2007 году, с этого времени проживает в данном жилом помещении, несет бремя содержания указанной квартиры, оплачивает коммунальные услуги и квартплату.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бессонов А.В. обратился к ответчику отделу УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району с заявлением о регистрации его по месту жительства по вышеуказанному адресу (л.д. 9).

Вместе с тем, Бессонову А.В. отделом УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району было отказано в регистрации по месту жительства в связи с отсутствием в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним правопритязаний на объект, расположенный по адресу: <адрес>, и в отсутствием в настоящее время должностного лица, предоставляющего жилое помещение, что усматривается из ответа от ДД.ММ.ГГГГ за № Б-1(л.д. 10).

Между тем, суд не может признать действия Отдела УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району, выразившиеся в отказе в регистрации Бессонова А.В. законными, так как такой отказ нарушает конституционные права истца.

В соответствии со ст. 27 Конституции РФ, международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года.

Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно ст. 6 вышеуказанного Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документ являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

В силу п. 4 Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещений социального назначения.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, к таковым относятся: должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных и жилищных кооперативов; гостиниц, кемпингов турбаз и т.д.; акционерных обществ и других коммерческих организаций; других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (утвержден Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года).

В соответствии с п. 17 вышеназванных Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им жилые помещения, в трехдневный срок со дня обращения граждан передают документы в органы регистрационного учета.

Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

Как установлено судом, истец Бессонов А.В. проживает в спорном жилом помещении по адресу: <адрес>, и оно является его единственным постоянным местом проживания.

Указанный выше Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Эти цели подтверждены и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов <адрес> и <адрес> и <адрес>, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.

Вместе с тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно вышеназванному Закону РФ органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не возлагает на органы, производящие регистрацию проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности их выдачи, соответствия нормативным актам и она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, отсутствие правоустанавливающего документа на спорное жилое помещение, не может служить препятствием к реализации истцом Бессоновым А.В. своего конституционного права на жилище и свободу выбора места жительства, а также выполнения законной обязанности по регистрации по месту жительства.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая факт того, что в настоящее время жилой фонд, в том числе и спорное жилое помещение, его собственником ОАО «<данные изъяты>» в муниципальную собственность <адрес> не передано, и что собственник данного жилого помещения до настоящего времени не определен, что усматривается из представленной выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58), а также факт проживания истца в спорном жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения на протяжении более пяти лет, регулярного внесения Бессоновым А.В. квартплаты и оплаты коммунальных услуг за спорное жилое помещение, что подтверждается представленными квитанциями (л.д. 29, 30, 31, 32, 33, 34), и вышеприведенных норм закона, суд считает, что исковые требования Бессонова А.В. подлежат удовлетворению.

Так же суд полагает, что обстоятельства того, что занимаемое истцом по договору социального найма спорное жилое помещение в настоящее время в муниципальную собственность не передано, не могут нарушать прав истца на его регистрацию по месту жительства в спорном жилом помещении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 Конституции РФ, Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), Правилами регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 года (с последующими изменениями и дополнениями), ст.ст. 2, 56, 57, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бессонова А.В. к Отделу УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району о регистрации по месту жительства – удовлетворить.

Обязать Отдел УФМС России по Московской области по Чеховскому муниципальному району зарегистрировать Бессонова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрировать по месту жительства в жилое помещение по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.В. Геберт

2-1802/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бессонов Алексей Валерьевич
Ответчики
ОУФМС РОССИИ ПО МО В ЧЕХОВСКОМ Р-НЕ
Другие
ОАО "Возрождение"
АЧМР МО
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
chehov.mo.sudrf.ru
14.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2013Передача материалов судье
19.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2013Предварительное судебное заседание
24.04.2013Судебное заседание
21.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее