Решение по делу № 2-423/2015 от 10.07.2015

Дело № 2-423/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск

05 августа 2015 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: судьи Жданова Ю.А.,

При секретаре: Гейгер Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Краснотуранского района Вишневского К.Д., в интересах Рулевой Е.А. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кортузская средняя общеобразовательная школа», администрации Краснотуранского района, отделу образования администрации Краснотуранского района о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Краснотуранского района Вишневский К.Д., в интересах Рулевой Е.А. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кортузская средняя общеобразовательная школа», администрации Краснотуранского района, отделу образования администрации Краснотуранского района о взыскании задолженности по невыплаченной заработной плате с МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» в сумме 9 519 рублей 00 копеек в пользу Рулевой Е.А.. При недостаточности денежных средств, взыскать в субсидиарном порядке с администрации Краснотуранского района за счет муниципальной казны Краснотуранского района.

Заявленные исполняющим обязанности прокурора Краснотуранского района Вишневским К.Д., требования мотивированы тем, что Рулева Е.А., согласно трудовому договору от 13.05.2013г. принята на работу в МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» на должность уборщика служебных помещений на 1 ставку. Согласно ст. 1.4 Устава МБОУ «Кортузская СОШ», утвержденному постановлением администрации Краснотуранского района от 17.12.2014г. № 861-п учредителем данного учреждения является муниципальное образование Краснотуранский район. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация Краснотуранского района. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации и обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов. Месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особым и климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда (в редакции Федерального закона № 408-ФЗ от 01.12.2014г.) минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015г. установлен в сумме 5 965 рублей в месяц. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должна начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории РФ. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда. После чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Согласно Постановлению администрации Красноярского края от 13.11.1992г. № 393-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», с 01.11.1992г. установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает Краснотуранский район. При этом, затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций. В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории Красноярского края применяется 30 процентная надбавка к заработной плате. Согласно Положению об особенностях порядка начисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922, а также, с учетом 30 % районного коэффициента и 30 % надбавки, минимальная заработная плата, которая должна быть начислена работнику составляет: с 01.01.2015г. МРОТ равен 5 965 руб., с учетом 30 % районного коэффициента и 30 % надбавки, минимальная заработная плата, которая должна быть начислена работнику составит 9 544,00 руб. Согласно табелю учета рабочего времени Рулева Е.А. в период с февраля по апрель 2015 года полностью отработала установленное рабочее время. При проверке начислений заработной платы, произведенных работнику, установлено, что заработная плата Рулевой Е.А. начислялась и выплачивалась с нарушениями требований ст.ст.153, 315, 316 и 317 ТК РФ: В феврале, марте и апреле 2015 года фактически начислено по 6 371,00 руб., следовало начислить по 9 544,00 руб. Таким образом, размер невыплаченной Рулевой Е.А. заработной платы за указанный период составляет 9 519,00 руб. Рулева Е.А. обратилась с заявлением в прокуратуру о защите трудовых прав.

Прокурор Краснотуранского района о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст.45 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Истица Рулева Е.А. о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. От нее в суд поступило заявление в котором она просит рассмотреть дело без ее участие. В заявлении, также указано, что она с исковыми требованиями прокурора согласна, просит их удовлетворить. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Ответчики МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа», администрация Краснотуранского района, отдел образования администрации Краснотуранского района, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. От директора МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» Бекасова А.Н., представителя отдела образования администрации Краснотуранского района, по доверенности Алексеевой О.Г., представителя администрация Краснотуранского района, по доверенности Березюк Д.Н. в суд поступили заявления в которых они просят рассмотреть дело без их участия. В заявлениях, также указано, о согласии с исковыми требованиями прокурора. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В силу ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

Статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в рассматриваемом случае, в период с 01.01.2015г., не менее 5 965 рублей, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ).

Районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Главой 50 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности исполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии труда работника (ст. 130), повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст.148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст.ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях.

Согласно постановлению администрации Красноярского края от 13.11.1992г. № 392-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате», 01.11.1992г. установлен единый районный коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, которое включает Краснотуранский район. При этом, затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных выше положений ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что минимальный размер оплаты труда работника, выполняющего нормы труда в нормальных условиях, не может быть ниже 5 965 рублей за время оплаты в течение 2015 года.

В соответствии со ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Судом установлено, что истица Рулева Е.А. в спорные периоды (февраль, март, апрель 2015 года) осуществляла трудовую деятельность в МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» в должности уборщика служебных помещений на полную ставку(л.д.15, 16, 17).

В соответствии с трудовым договором работнику установлена заработная плата, с выплатой районного коэффициента и процентной надбавки в соответствии с законодательством РФ, а также надбавок и выплат, согласно законодательству Красноярского края, правовым актам муниципального органа управления образованием района и локальными актами образовательного учреждения.

Согласно табелям учета рабочего времени истицей Рулевой Е.А. в феврале, марте и в апреле 2015 года полностью отработано установленное рабочее время (л.д. 18-24).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2010г. № 162-0-0, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать, как положения части 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ, гарантирующей работнику полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 данного кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

При таких обстоятельствах, истице Рулевой Е.А. подлежала начислению заработная плата в следующем размере: в феврале, марте и в апреле 2015 года в размере по 9 544 рубля 00 копеек.

Согласно справке, представленной ответчиком о размере средней заработной платы, истице Рулевой Е.А. в феврале, марте и в апреле 2015 года начислена заработная плата в размере по 6 371 рубль 00 копеек (л.д. 12).

Минимальный размер оплаты труда в сумме 5 965 на 2015 год введен на всей территории Российской Федерации Федеральным законом. Дополнительные гарантии, связанные с оплатой труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены ст.316 и 317 ТК РФ. Нормативно правовые акты, издаваемые субъектами РФ либо органами местного самоуправления, регулирующие, в том числе и вопросы оплаты труда, не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Обязанность по начислению и выплате заработной платы работнику в размере, не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера, а также в двойном размере в праздничные и выходные дни, возлагается Трудовым кодексом на работодателя, каковым в данном случае является МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа».

В рассматриваемый период (февраль, март и апрель 2015 года) Рулевой Е.А. надлежало начислить заработную плату в размере 28 632 рубля 00 копеек. Фактически начислено 19 113 рублей 00 копеек. То есть, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы составит: 28 632 рубля 00 копеек - 19 113 рублей 00 копеек = 9 519 рублей 00 копеек.

Указанную сумму суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы Рулевой Е.А.

В соответствии со ст. 1.4 Устава МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа», учредителем Школы является муниципальное образование Краснотуранский район. Функции и полномочия учредителя исполняет администрация района (л.д.25-27).

Согласно п.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» по заявленным исковым требованиям должно нести муниципальное образование Краснотуранский район в лице администрации Краснотуранского района.

На основании п/л 1 и 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истцы прокурор Краснотуранского района и Рулева Е.А. освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления в суд. Доказательств того, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, суду не представлено.

Таким образом, суд считает возможным взыскать с МБОУ «Кортузская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

В силу ст.211 ГПК РФ, решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Краснотуранского района удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кортузская средняя общеобразовательная школа», а при недостаточности у учреждения денежных средств, взыскать в субсидиарном порядке с администрации муниципального образования Краснотуранский район за счет муниципальной казны Краснотуранского района в пользу Рулевой Е.А. недоначисленную заработную плату в размере 9 519 (девять тысяч пятьсот девятнадцать) рублей 00 копеек.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кортузская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета муниципального образования «Краснотуранский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение о взыскании недоначисленной заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца с момента его принятия.

Председательствующий: судья Жданов Ю.А.

2-423/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Краснотуранского района
Рулова Е.А.
Ответчики
Администрация Краснотуранского района
Отделение образования администрации Краснотуранского района
МБОУ «Кортузская СОШ»
Суд
Краснотуранский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
krastur.krk.sudrf.ru
10.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2015Передача материалов судье
05.08.2015Судебное заседание
05.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее