Дело № 2а-817/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бембиевой Эльзы Есеновны к Администрации г. Элисты об оспаривании отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
Бембиева Э.Е. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя его следующим. Бембиева Э.Е. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а также земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Указанные земельные участки относятся к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного строительства «обслуживание автотранспорта». 16 августа 2018 г. Бембиева Э.Е. обратилась в Администрацию г. Элисты с заявлением о внесении изменений в карту планируемого размещения объектов Генерального плана г. Элисты в отношении принадлежащих ей земельных участков, в частности изменить вид разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство» с «обслуживание автотранспорта», а также изменить территориальную зону «производственно-коммунальная» на территориальную зону «жилая». Письмом № Б-6229/01-46 от 25 октября 2019 г. Администрация г. Элисты со ссылкой на ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации без обоснования мотивов отказала Бембиевой Э.Е. во внесении изменений в схему проектируемого состояния территории (проектный план) Генерального плана города Элисты в отношении земельных участков. По мнению Администрации г. Элисты, из положений приведенной нормы следует, что территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному-двум земельным участкам, в связи с чем изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Элисты необходимо в отношении территории или массива. Однако данное мнение Администрации г. Элисты противоречит действующему законодательству и нарушает права Бембиевой Э.Е. как собственника земельных участков. Так, п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ) определено, что территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. То есть Администрацией г. Элисты допущено расширительное толкование нормы закона. Более того Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ в п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности исключено последнее предложение «территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку». Следовательно, Администрация г. Элисты в обоснование отказа в удовлетворении заявления Бембиевой Э.Е. применила норму закона, не подлежащую применению. В настоящее время Бембиева Э.Е. не может надлежащим образом оформить изменение вида разрешенного использования из-за отсутствия необходимых документов, так как Администрация г. Элисты отказывает в выдаче необходимых документов. Просит признать незаконным отказ Администрации г. Элисты во внесении изменений в схему проектируемого состояния территории (проектный план) Генерального плана города Элисты в отношении земельных участков по заявлению Бембиевой Э.Е.; обязать Администрацию г. Элисты внести изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Элиста: изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с «обслуживание автотранспорта» на «индивидуальное жилищное строительство», изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с «обслуживание автотранспорта» на «индивидуальное жилищное строительство»; включить указанные земельные участки в жилую территориальную зону, исключив из производственно-коммунальной зоны.
В судебное заседание административный истец Бембиева Э.Е., её представитель Бодгаев Д.Б. не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представляли.
Представитель административного истца Гюнзиков Д.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации г. Элисты Ожередов В.С. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, указывая на законность и обоснованность принятого Администрацией г. Элисты решения по обращению Бембиевой Э.В.
Учитывая, что явка сторон в судебное заседание обязательным судом не признавалась в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в статье 1 которого содержится понятие функциональных зон, то есть зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым представительным органом местного самоуправления городского поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 и части 3 статьи 33 названного кодекса основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в частности поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как следует из материалов дела административный истец Бембиева Э.Е. является собственником двух земельных участков: с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования обслуживание автотранспорта.
В соответствии с выкопировкой из Генерального плана г. Элисты земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> находятся в производственно-коммунальной зоне.
16 августа 2018 г. Бембиева Э.Е. обратилась в Администрацию г. Элисты с заявлением об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, в частности просила внести в карту планируемого размещения объектов (схему проектируемого состояния территории) Генерального плана г. Элисты изменения в отношении принадлежащих ей вышеуказанных земельных участков в части вида разрешенного использования на «индивидуальное жилищное строительство», включить в жилую зону, исключив из производственно-коммунальной.
Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты в установленный законом срок (30 дней со дня поступления заявления) подготовила заключение об отказе Бембиевой Э.Е. во внесении испрашиваемых изменений.
Так, согласно протоколу заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты № 8 от 31 августа 2018 г., в которую вошли заместитель Главы Администрации г. Элисты ФИО1 (председатель Комиссии), начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты ФИО2 (заместитель председателя Комиссии), специалист 1 категории отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты ФИО3, начальник юридического отдела Администрации г. Элисты ФИО4, заместитель начальника отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Элисты ФИО5, председатель Союза архитекторов Калмыкии, архитектор проектов ОАО «Проектный институт Калмыкии» ФИО6, депутат Элистинского городского Собрания, председатель Комиссии по городскому самоуправлению, законности и собственности ФИО7, главный архитектор проектов ОАО «Проектный институт Калмыкии» ФИО8, начальник Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты ФИО9, рассмотрено обращение Бембиевой Э.Е. о внесении изменений в схему проектируемого состояния территории (проектный план) Генерального плана г. Элисты, в отношении спорных земельных участков, исключив из коммунальной зоны, включив в зону индивидуальной жилой застройки (до 3 эт.). По результатам заседания принято решение об отказе во внесении испрашиваемых изменений в схему проектируемого состоянии территории (проектный план) Генерального плана г. Элисты, в связи с тем, что данные земельные участки в соответствии с Генеральным планом г. Элисты располагаются в коммунальной зоне.
На основании данного протокола заседания Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты заместитель Главы Администрации г. Элисты ФИО10 25 октября 2019 г. направила административному истцу ответ за исх. № Б-6229/01-46 об отказе во внесении в схему проектируемого состоянии территории (проектный план) Генерального плана г. Элисты в отношении земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и с кадастровым номером <данные изъяты>, исключив из коммунальной зоны, включив в зону индивидуальной жилой застройки. В качестве основания отказа указала на статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному-двум земельным участкам, в связи с чем вносить изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Элисты необходимо в отношении территории или массива. При этом отказ Администрации г. Элисты, направленный Бембиевой Э.Е., не содержал основание для принятия такого решения Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты (нахождение земельных участков в коммунальной зоне согласно Генеральному плану г. Элисты).
Вместе с тем статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ) установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Содержащаяся в оспариваемом отказе ссылка на нормы статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку, приведена в редакции, недействующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик также не учел, что правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.
В связи с чем сам факт нахождения земельных участков Бембиевой Э.Е. в коммунальной зоне без правового обоснования не может свидетельствовать о законности оспариваемого решения, принятого административным ответчиком.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый отказ Администрации г. Элисты принят с нарушениями закона, что является основанием для удовлетворения заявленных административных требований о признании его незаконным.
В силу части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При таких обстоятельства в целях устранения препятствий к осуществлению прав административного истца суд возлагает на Администрацию г. Элисты обязанность повторно рассмотреть заявление Бембиевой Э.Е. от 26 августа 2018 г.
о внесении в схему проектируемого состояния территории (проектный план) Генерального плана города Элисты изменений вида разрешенного использования в отношении двух земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Что касается требования о возложении обязанности на административного ответчика обязанности внести изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Элиста, то суд отказывает в его удовлетворении, поскольку полномочиями по рассмотрению соответствующих заявлений и принятию по ним решений законодатель наделил соответствующие органы при соблюдении определенной процедуры.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Бембиевой Эльзы Есеновны удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации города Элисты, изложенный в письме за исх. № Б-6229/01-46 от 25 октября 2019 года, направленный Бембиевой Эльзе Есеновне, во внесении изменений в схему проектируемого состояния территории (проектный план) Генерального плана города Элисты в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>; земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, принадлежащих на праве собственности Бембиевой Эльзе Есеновне.
Возложить на Администрацию города Элисты рассмотреть повторно заявление Бембиевой Эльзы Есеновны от 16 августа 2018 года о внесении в схему проектируемого состояния территории (проектный план) Генерального плана города Элисты изменений вида разрешенного использования в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>; земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 июля 2020 г. изготовлено в окончательной форме 29 июля 2020 г.