Дело № 12-300/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
*** 2017 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Лугина Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орбита-Строй» на постановление, вынесенное главным государственным инспектором труда в Псковской области Государственной инспекции труда в Псковской области от ***2017 № *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением, вынесенным главным государственным инспектором труда в Псковской области Государственной инспекции труда в Псковской области, от ***2017 № ***, ООО «Орбита-Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В жалобе ООО «Орбита-Строй» ставит вопрос об отмене постановления, ввиду отсутствия вины юридического лица во вмененном административном правонарушении, поскольку в ходе проведенного расследования по факту несчастного случая на производстве была установлена вина конкретных должностных лиц организации, по вине которых произошел несчастный случай и которые привлечены к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «Орбита-Строй» настаивала на удовлетворении жалобы.
Представитель Государственной инспекции труда в Псковской области считала жалобу ООО «Орбита-Строй» не подлежащей удовлетворению ввиду её необоснованности.
Оценив доводы представителя ООО «Орбита-Строй» и представителя Государственной инспекции труда в Псковской области, изучив материалы дела, материалы административного расследования по факту несчастного случая на производстве от ***2017, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно пункту 8 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н, организация и проведение строительного производства должны осуществляться в соответствии с проектами организации строительства и проектами производства работ, которые должны предусматривать конкретные решения по безопасности и охране труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение требований охраны труда.
Пунктам 18,19 названных Правил по охране труда в строительстве определено, что при совместной деятельности на строительной площадке нескольких работодателей на основании заключенных договоров, включая физических лиц, осуществляющих в установленном порядке индивидуальную трудовую деятельность, каждый из них обязан обеспечить безопасные условия труда для привлекаемых ими работников в соответствии с оформленными актом-допуском, графиком выполнения совместных работ и требованиями Правил. Работодателями, в соответствии со спецификой производимых работ должен быть организован контроль за состоянием условий и охраны труда.
При выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, работодатель обязан провести с работником целевой инструктаж (пункт 7.5.1 ГОСТ 20.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общии положения»)
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Псковской области извещения о несчастном случае, произошедшем ***2017 с плотником Е.М., и заявления его супруги в период с ***2017 по ***2017 Главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Псковской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Орбита-Строй», предметом которой являлось соблюдение работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства.
В ходе проведения проверки должностным лицом выявлено, что в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, пунктов 8,18,19 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 01.06.2015 №336н, пункта 7.5.1 «ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда». Общие положения» обществом нарушены обязательные требования трудового законодательства, не обеспечена безопасность работников при производстве строительных работ с помощью автобетононасоса, в том числе: неудовлетворительно организовано производство работ, что выразилось в не обеспечении работодателем безопасных условий труда для привлекаемых им работников при совместной деятельности на строительной площадке нескольких работодателей; допущено производство строительно-ремонтных работ (бетонирования) без проекта производства работ (ППР); работник (плотник Е.М.) допущен к выполнению работ без проведения целевого инструктажа по охране труда при выполнении разовых работ не по специальности. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от ***2017 (л.д. 9-13).
Данные нарушения зафиксированы в акте расследования тяжелого несчастного случая и в акте о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от ***2017 (л.д. 14-20).
***2017 Главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Псковской области И.Г. в отношении ООО «Орбита-Строй» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д. 5-7).
Факт совершения обществом данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении проверки от ***2017, актом проверки от ***2017, предписанием об устранении нарушений законодательства ***2017, протоколом об административном правонарушении от ***2017, иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ при разрешении вопроса о привлечении ООО «Орбита-Строй» к административной ответсвтенности.
Привлекая ООО «Орбита-Строй» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ Главный государственный инспектор труда в Псковской области пришел к правильному выводу о нарушении обществом законодательства об охране труда, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на обеспечение безопасности работников при производстве строительных работ и государственных гарантий в сфере охраны труда.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, пунктов 8,18,19 Правил по охране труда в строительстве, утвержденных Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 01.06.2015 №336н, пункта 7.5.1 «ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда, нарушение которых влечет административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Доводы жалобы о том, что постановление подлежит отмене ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях юридического лица, т.к. за указанное правонарушение уже привлечено должностное лицо – директор общества, являются несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Из санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежат граждане (индивидуальные предприниматели), должностные лица и юридические лица. В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1).
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Наказание ООО «Орбита-Строй» назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление о привлечении общества к административной ответственности как незаконное и необоснованнее, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление, вынесенное главным государственным инспектором труда в Псковской области Государственной инспекции труда в Псковской области от ***2017 № *** в отношении ООО «Орбита-Строй» по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орбита-Строй» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Р.Н. Лугина
Постановление в мотивированной форме изготовлено *** 2017 года.