Судья Бочарова С.В. Дело № 33-257/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Ошманкевича Р.А. и Кореневой И.В.
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании 14 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 октября 2012 года, по которому
обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми включить в стаж по Списку №2 Савенок Савенок С.В. периоды его работы с 01.07.1980 года по 22.04.1983 года в качестве ... на участке паросилового хозяйства шахты «комсомольская», с 20.09.1985 года по 05.10.1988 года и с 14.10.1988 по 16.01.1990 года в качестве ... на участке паросилового хозяйства шахты «Комсомольская».
Признан период прохождения Савенок С.В. службы Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми, подлежащим зачету в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Савенок С.В. в специальный стаж работы по Списку №2 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 06.05.1983 года по 30.06.1985 года в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы.
Взысканы с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Савенок С.В. судебные расходы в сумме ... рублей.
Взыскана с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлинау в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Савенок С.В. предъявил в суде иск к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении в спецстаж по Списку №2 периодов работы на участке паросилового хозяйства шахты «Комсомольская», а также признании периода прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР с 06.05.1983 года по 30.06.1985 года, подлежащим зачету в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.2 п/п. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в двойном размере; взыскании судебных расходов, понесенных им в связи с оплатой юридических услуг.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в части включении армии в специальный стаж в льготном исчислении в связи с нарушением норм материального права.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии не поступило, также не поступило просьбы об отложении рассмотрения дела по уважительным причинам. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п.2 п.1 ст.27 и ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 05.02.2012 г. В период с 06.05.1983 года по 30.06.1985 года Савеное С.В. проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР отнесен ответчиком к общему трудовому стажу.
При вынесении решения об удовлетворении исковых требований истца суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы. Однако, по мнению судебной коллегии, таковые отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации…
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Вместе с тем при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
В своем исковом заявлении истец ссылался на положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации, согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ и вступил в силу 30 января 1995 года. Из материалов дела следует, что истец проходил службу до указанного периода. На момент назначения досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.
Приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца до и после службы в Армии отнесена к Списку № 2. При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, решение подлежащим отмене в части включения периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в двойном размере с вынесением нового решения об отказе в иске суда в указанной части.
В остальной части решение суда законно и обоснованно.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 октября 2012 года и отменить в части обязания Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Савенок С.В. в специальный стаж работы по Списку №2 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 06.05.1983 года по 30.06.1985 года в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы.
Вынести новое решение об отказе Савенок С.В. в иске об обязании Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Савенок С.В. в специальный стаж работы по Списку №2 период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 06.05.1983 года по 30.06.1985 года в льготном исчислении, то есть один день службы за два дня работы.
В остальной части решение Воркутинского городского суда от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –