Дело № 3а-473/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
при секретаре Татариновой Е.В.
с участием административного истца Лапшиной Н.В., ее представителя Бычкова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лапшиной Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Лапшина Н.В. обратилась в суд с административным иском, указав, что является собственником помещений 1, 2, 3, 4, 5 расположенных по адресу: (адрес). Объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером №
Кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату, что нарушает права административного истца, которая планирует выкупить земельный участок, а его выкупная цена зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 4 июня 2020 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области признано административным соответчиком, а администрация г.Оренбурга привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании административный истец Лапшина Н.В., представитель административного истца Бычков С.В. поддержали требования административного иска, просили удовлетворить.
В судебное заседание не явились представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения административного истца и ее представителя, исследовав материалы дела, в том числе отзыв административного ответчика на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.
Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом предусмотрено два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в кадастр в качестве кадастровой стоимости, направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом на индивидуально-определенную дату у земельного участка может существовать только одна его реальная рыночная стоимость.
Из материалов дела следует, что Лапшина Н.В. является собственником помещений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с размещением административного, учебно-производственного здания, адрес: (адрес) земельном участке расположено административное, учебно-производственное здание, литер № №.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
В обоснование требований административного иска Лапшиной Н.В. представлен отчет № от 30 декабря 2019 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1 936 899 рублей.
Из материалов дела следует, что 27 ноября 2017 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) поступило заявление представителя ООО «Управляющая компания «Автотранс Оренбург» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Решением Комиссии от 26 декабря 2017 г. № 1133 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере рыночной стоимости земельного участка, установленной в отчете об оценке №-н от 25 октября 2017 г., равной 2 744 720 рублей по состоянию на 1 января 2016 г.
Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 декабря 2019 г. следует, что сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2 744 720 рублей по состоянию на 1 января 2016 г. внесены в государственный кадастр недвижимости 25 января 2018 г.
Согласно разъяснениям, данными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) Комиссии.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Так, в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Кроме того, в пунктах 4, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" также разъяснено, что в силу абзаца 36 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решения Комиссии могут быть оспорены в суде.
Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что правовые последствия определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или судом заключаются во внесении сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости, при этом повторное оспаривание в судебном порядке установленной комиссией или судом в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не допускается.
При этом, решение Комиссии, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку Комиссия приняла решение от 26 декабря 2017 г., которым удовлетворила заявление ООО «Управляющая компания «Автотранс Оренбург», установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости равной 2 744 720 рублей, то в удовлетворении административного искового заявления Лапшиной Н.В. об установлении кадастровой стоимости этого же земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 569 439 рублей, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Лапшиной Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда О.В. Хакимова
Решение в окончательной форме изготовлено (дата).