Решение по делу № 3а-473/2020 от 15.04.2020

                                    

Дело № 3а-473/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2020 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Татариновой Е.В.

с участием административного истца Лапшиной Н.В., ее представителя Бычкова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лапшиной Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Лапшина Н.В. обратилась в суд с административным иском, указав, что является собственником помещений 1, 2, 3, 4, 5 расположенных по адресу: (адрес). Объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером

Кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату, что нарушает права административного истца, которая планирует выкупить земельный участок, а его выкупная цена зависит от кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 4 июня 2020 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области признано административным соответчиком, а администрация г.Оренбурга привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании административный истец Лапшина Н.В., представитель административного истца Бычков С.В. поддержали требования административного иска, просили удовлетворить.

В судебное заседание не явились представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Выслушав пояснения административного истца и ее представителя, исследовав материалы дела, в том числе отзыв административного ответчика на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

При этом предусмотрено два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.

Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в кадастр в качестве кадастровой стоимости, направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

При этом на индивидуально-определенную дату у земельного участка может существовать только одна его реальная рыночная стоимость.

Из материалов дела следует, что Лапшина Н.В. является собственником помещений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с размещением административного, учебно-производственного здания, адрес: (адрес) земельном участке расположено административное, учебно-производственное здание, литер .

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

В обоснование требований административного иска Лапшиной Н.В. представлен отчет от 30 декабря 2019 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1 936 899 рублей.

Из материалов дела следует, что 27 ноября 2017 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) поступило заявление представителя ООО «Управляющая компания «Автотранс Оренбург» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Решением Комиссии от 26 декабря 2017 г. № 1133 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере рыночной стоимости земельного участка, установленной в отчете об оценке -н от 25 октября 2017 г., равной 2 744 720 рублей по состоянию на 1 января 2016 г.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 декабря 2019 г. следует, что сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2 744 720 рублей по состоянию на 1 января 2016 г. внесены в государственный кадастр недвижимости 25 января 2018 г.

Согласно разъяснениям, данными в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) Комиссии.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Так, в соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Кроме того, в пунктах 4, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" также разъяснено, что в силу абзаца 36 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решения Комиссии могут быть оспорены в суде.

Согласно ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права следует, что правовые последствия определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или судом заключаются во внесении сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости, при этом повторное оспаривание в судебном порядке установленной комиссией или судом в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не допускается.

При этом, решение Комиссии, которым установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, может быть оспорено в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку Комиссия приняла решение от 26 декабря 2017 г., которым удовлетворила заявление ООО «Управляющая компания «Автотранс Оренбург», установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости равной 2 744 720 рублей, то в удовлетворении административного искового заявления Лапшиной Н.В. об установлении кадастровой стоимости этого же земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 569 439 рублей, следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                 решил:

в удовлетворении административных исковых требований Лапшиной Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Решение в окончательной форме изготовлено (дата).

3а-473/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапшина Наталья Валериановна
Ответчики
Администрация г.Оренбурга
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Другие
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Хакимова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация административного искового заявления
21.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Производство по делу приостановлено
26.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее