№2-268/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Демидович С.М.,
при секретаре судебного заседания Сивергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2015 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Красновой В.Н. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
установил:
Краснова В.Н. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о назначении льготы в соответствие с Законом Республики Коми №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с перерасчетом за предыдущий период с 01.11.2014. В обоснование заявленных требований указано, что с 12.11.2004 по 31.10.2014 истица являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, однако с 07.11.2014 предоставление указанной меры было прекращено. Из поступившей от ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» информации следует, что причиной прекращения явилось разъяснение Министерства труда и социального развития, в соответствии с которым меры социальной поддержки не распространяются на педагогических работников учреждений здравоохранения, то есть на педагогических работников, не являющихся специалистами образовательных учреждений. Находя решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки не основанным на законе, Краснова В.Н. обратилась с настоящим заявлением.
В судебном заседании истец Краснова В.Н. уточнила исковые требования, просила признать за ней право на предоставление меры социальной поддержки с 01.11.2014 (с момента прекращения) и возложить на ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» обязанность предоставить указанную меру социальной поддержки с 01.11.2014.
Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» Демина И.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не распространяются на педагогических работников, работающих в медицинских организациях Республики Коми. Должность «<данные изъяты>» отсутствует в номенклатуре должностей медицинских работников, а ГАУ РК «<данные изъяты>» является организацией здравоохранения.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Краснова В.Н. работает в должности <данные изъяты> в ГАУ РК «<данные изъяты>» с 10.11.2003 по настоящее время. В период работы на указанной должности ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Из уведомления ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» от 07.11.2014 следует, что Красновой В.Н. прекращено предоставление мер социальной поддержки в связи с тем, что должность «<данные изъяты>» не относится к должности специалистов учреждения здравоохранения.
Истец Краснова В.Н., находя решение ответчика о прекращении предоставления мер социальной поддержки не основанным на законе, и полагая, что она как педагогический работник, проживающий в сельском населенном пункте и работающий в соответствующем учреждении, имеет право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки, обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции РФ, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с пунктами «е», «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
На региональном уровне правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Приведенным актом регионального законодателя закреплено право на получение мер социальной поддержки специалистами государственных учреждений Республики Коми (культуры, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), медицинских организаций Республики Коми, государственных образовательных организаций Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Из материалов дела следует, что ГАУ РК «<данные изъяты>» является учреждением здравоохранения, расположенным в сельской местности, предметом деятельности которого является оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения.
Порядок реализации положений Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – постановление Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115).
Из содержания положений постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 следует, что перечень должностей относится одновременно к следующим сферам государственной деятельности: образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта.
При этом, указанным нормативным актом конкретно определены должности специалистов государственных учреждений Республики Коми, имеющих право на получение мер социальной поддержки, которые не классифицируются по родам занимаемой деятельности, как на то ссылается в обоснование прекращения предоставления Красновой В.Н. мер социальной поддержки ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в уведомлении от 07.11.2014.
Таким образом, системное толкование положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» и постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 позволяет сделать однозначный вывод о том, что лицо, являясь специалистом государственных учреждений Республики Коми, должность которого отнесена к специалистам, имеющим право на получение мер социальной поддержки государственного учреждения здравоохранения Республики Коми, относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, суд находит доводы ответчика, явившиеся основанием к прекращению предоставления Красновой В.Н. мер социальной поддержки не соответствующими действующему законодательству.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной им в решении от 25.01.2008, механизм реализации мер социальной поддержки специалистам государственных учреждений должен быть действенным и конкретным и не должен допускать двойного истолкования. В противном случае граждане произвольно могут быть лишены гарантированных государством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, тем самым будут нарушены конституционные права граждан, принципы справедливости и равенства всех перед законом.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, где в качестве должности иных педагогических работников поименована должность воспитателя.
При этом, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что Краснова В.Н. в период с 01.12.2005 по 31.10.2014, пребывая в должности <данные изъяты> ГАУ РК «<данные изъяты>», являлась получателем вышеуказанных мер социальной поддержки.
Таким образом, принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии необходимых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку Краснова В.Н. является педагогическим работником, должность которого поименована в единой номенклатуре педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а ГАУ РК «<данные изъяты>» имеет соответствующий правовой статус государственного учреждения здравоохранения Республики Коми, расположенного в сельской местности.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Красновой В.Н. удовлетворить.
Признать за Красновой В.Н. право на предоставление мер социальной поддержки с 01.11.2014 (с момента прекращения)
Возложить обязанность на государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» предоставить Красновой Виктории Николаевне меры социальной поддержки с 01.11.2014.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики коми чрез Сыктывдинский районный суд Республики коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2015 года.
Судья С.М. Демидович