Дело № 2а-2910/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А. Л.,
при секретаре Микрюковой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Медведевой Л.В., Медведева А.Ю., действующего также в интересах несовершеннолетнего ФИО16, Латышева Д.С., Латышевой Д.С., к муниципальному учреждению «Городской центр имущественных отношений» муниципального образования города Новый Уренгой, департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, департаменту имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой о восстановлении нарушенного права, обязании восстановить в списке учета граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что семья Медведевых является многодетной, состояла на учете в качестве многодетной семьи в целях бесплатного получения земельного участка для ИЖС. 15 мая 2017 года департаментом имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой издан приказ № 265 «О несоответствии заявителей условиям, установленным пунктом 1 части 14 статьи 7-2 Закона ЯНАО и о снятии с учета». Согласно данному приказу многодетная семья снята с учета в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по основаниям, установленным п. 1 ч. 14 статьи 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», а именно: достижение детьми возраста 18 лет или 23 лет и не осваивающих образовательные программы по очной форме обучения, поступление в неполном объеме в период проведения перерегистрации документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, гражданин не имеет трех и более детей (Медведев А. Ю.). Считают указанный приказ незаконным, поскольку на момент постановки семьи на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, семья полностью соответствовала условиям постановки на указанный учет, установленным п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и ч. 3 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных отношений в ЯНАО». Вопреки нормам закона ответчики не предоставили в установленном порядке земельный участок. По вине ответчиков срок предоставления земельного участка был затянут до достижения детьми возраста 18 лет. Просят признать за административными истцами право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС, обязать МУ «Городской центр имущественных отношений» восстановить многодетную семью Медведевых-Латышевых на учете в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязать департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить истцам земельный участок в собственность бесплатно на 2018 год.
Административный истец Медведева Л. В., являясь также представителем по доверенностям административных истцов Медведева А. Ю., Латышева Д. С., Латышевой Д. С., в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, привела доводы, изложенные в административном иске. Дополнительно пояснила, они с 2011 года состояли в очереди на предоставление земельного участка. Затем в 2013 году их попросили перепадать документы в связи с началом новой программы, и с этого момента они всегда соответствовали всем требованиям и предоставляли каждый год требуемый пакет документов. В 2017 году их сняли с очереди. Она обращалась в администрацию, ей пообещали взамен предоставить дачный участок, в связи с чем она и не обратилась с иском в суд. Но и дачный участок ей не предоставили.
Административные истцы Медведев А. Ю., Латышев Д. С., Латышева Д. С. в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика муниципального учреждения «Городской центр имущественных отношений» муниципального образования г. Новый Уренгой, департамента имущественных отношений администрации г. Новый Уренгой Щеняцкая Т. Г., действующая на основании доверенностей, просила в иске отказать в полном объеме, привела доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Заявила о пропуске административными истцами срока исковой давности.
Представитель административного ответчика департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Марьин С. В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии. Представил письменные возражения на административный иск, в удовлетворении иска просил отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 7, ч. 3 ст. 19, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).
Приведенным положениям Конституции РФ, обусловливающим необходимость обеспечения на основе общепринятых в социальных государствах стандартов родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка, которая, исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (п. 2 ст. 3 Конвенции).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761).
Правовое регулирование общественных отношений по реализации ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам (п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с п.п. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
В соответствии с п. 1-3 ч.1 статьи 7 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 г. № 39-ЗАО предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях: 1) предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации; 2) расположения на земельном участке жилого дома либо жилого строения, находящегося в собственности граждан, имеющих трех и более детей и являющихся гражданами Российской Федерации; 3) предоставления земельного участка для ведения личного подсобного или для дачного хозяйства, или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что семья административных истцов Медведевой Л. В. и Медведева А. Ю. является многодетной семьей. Так, Медведева Л. В. имеет троих детей: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Латышева Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Латышеву Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 21-24).
21 марта 2013 года Медведева Л. В. обратилась в МУ «Городской центр имущественных отношений» администрации г. Новый Уренгой с заявлением о предоставлении её многодетной семье бесплатно в общую долевую собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 26-27).
Письмом от 18 апреля 2013 года МУ «Городской центр имущественных отношений» администрации г. Новый Уренгой известил административного истца Медведеву Л. В., что её семья поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории МО г. Новый Уренгой (л.д. 28).
Приказом МУ «Городской центр имущественных отношений» администрации г. Новый Уренгой № 265 от 15 мая 2017 года семья Медведевой Л. В. снята с учета граждан, принятых на учет на предоставление земельного участка, в связи с несоответствием семьи условиям, установленным п. 1 ч.14 ст. 7-2 Закона ЯНАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (достижение детьми возраста 18 лет или 23 лет и не осваивающих образовательные программы по очной форме обучения, поступление в неполном объеме в период проведения перерегистрации документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, гражданин не имеет трех и более детей (Медведев А. Ю.)) (л.д. 29-30).
Административные истцы просят признать незаконным, необоснованным и отменить указанный приказ.
Материалами дела установлено, что 21 марта 2013 года Медведева Л. В. при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в составе семьи указала Медведева А. Ю. в качестве супруга, детей – Латышева Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Латышеву Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Частями 3-4 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» предусмотрено, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.
Право граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и поставленных на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - учет граждан) в порядке, установленном статьей 7-2 настоящего Закона, сохраняется до окончания года, в котором принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в случае достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет либо завершения ребенком (детьми) освоения образовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Частью 5 ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО определено, что порядок постановки граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются статьями 7-1, 7-2 и 7-3 настоящего Закона.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 7-3 Закона ЯНАО № 39-ЗАО основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является несоответствие граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3 статьи 7 настоящего Закона, выявленное по результатам проведения проверки, указанной в части 10 статьи 7-1 настоящего Закона.
Анализ указанных положений Закона ЯНАО позволяет сделать определенный вывод о том, что право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность подлежит реализации при условии, если на момент принятия решения о предоставлении земельного участка многодетная семья соответствует требованиям, установленным Законом, а именно имеет трех и более детей в возрасте до 18 лет, либо детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак.
Из заявления Медведевой Л. В. следует, что она ознакомлена с положениями ст. 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО и предупреждена о том, что выявление не соответствующих действительности сведений в документах, по результатам рассмотрения которых, семья принята на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, является основанием для снятия семьи с такого учета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в Медведевой Л. В. не представлено в полном объеме в период перерегистрации документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (справки о прохождении детьми обучения по очной форме), а также достижение детьми возраста 18 лет или 23 лет и не осваивающих образовательные программы по очной форме обучения.
Данные обстоятельства административным истцом Медведевой Л. В. не опровергнуты.
Более того, как пояснила сама административный истец Медведева Л. В. пояснила, что ее сын окончил обучение.
При таких данных суд приходит к выводу, что семья Медведевой Л. В. не имеет права претендовать на бесплатное предоставление земельного участка под ИЖС, поскольку на момент вынесения оспариваемого распоряжения она не отвечала условиям, закрепленным в Законе ЯНАО № 39-ЗАО.
Сама по себе постановка семьи Медведевой Л. В. на учет граждан, подавших в адрес уполномоченного органа заявление на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, не означает, что такая многодетная семья обладает субъективным правом на получение земельного участка и после того как она перестала отвечать требованиям, предъявляемым к многодетным семьям.
При таких обстоятельствах, оспариваемый приказ № 265 от 15 мая 2017 года вынесен законно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Истцы просили обязать ответчика МУ «Городской центр имущественных отношений» восстановить их многодетную семью в очереди в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязать департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить истцам в собственность земельный участок в 2018 году.
Заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку на рассматриваемый период настоящего дела, данная семья снята с учета на законном основании. По смыслу, данные требования производны от основного, соответственно также не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При рассмотрении настоящего дела было установлено, что срок обращения в суд административными истцами был пропущен, поскольку о нарушении своих прав административные истцы узнали 05 августа 2017 года, а обратились в суд с настоящим административным иском только 11 октября 2018 года.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления, в том числе, и в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Медведевой Л.В., Медведеву А.Ю., Латышеву Д.С., Латышевой Д.С. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Суда Ямало–Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новоуренгойский городской суд.
Судья: А. Л. Осмоловская
Решение в окончательной
форме изготовлено 02.11.2018