Дело № 2-778/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2014 года г. Белебей РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Артемьева В.Е.,
с участием ст. помощника прокурора Варейкина С.Г.,
при секретаре Никитиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Дьяченко Л.К. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»,
УСТАНОВИЛ:
Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд в интересах Дьяченко Л.К. с вышеуказанным иском, мотивируя свое обращение тем, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ в соответствии с Планом работы Белебеевской межрайонной прокуратуры на первое полугодие 2014г. и по обращению Дьяченко Л.К. проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при расселении граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах и в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», в ходе которой установлено, что Дьяченко Л.К., в соответствии с решением Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи в количестве четырех человек. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с постановлением главы Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подлежащих сносу жилых домах» многоквартирный жилой дом, в котором проживает Дьяченко Л.К. и расположенный по указанному выше адресу, признан аварийным и подлежащим сносу. Между тем, до настоящего времени многоквартирный жилой дом, в котором проживает Дьяченко Л.К., не снесен. Дьяченко Л.К. в настоящее время состоит в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, что является нарушением се прав, т.к. она имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, в связи с чем просили обязать Администрацию МР <адрес> РБ предоставить Дьяченко Л.К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес> Республики Башкортостан, общей площадью по норме предоставления, не менее 14 кв.м..
Старший помощник прокурора Варейкин С.Г., в интересах Дьяченко Л.К., в суде исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального района <адрес> РБ в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования прокурора не признают.
Третье лицо Дьяченко Л.К. исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.
Заслушав ст. помощника прокурора, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ в соответствии с Планом работы Белебеевской межрайонной прокуратуры на первое полугодие 2014г. и по обращению Дьяченко Л.К. проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при расселении граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах и в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», 15 ходе которой установлено следующее:
В ходе проверки установлено, что Дьяченко Л.К. в соответствии с решением Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи в количестве двух человек.
В соответствии со статьей 19 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 3, ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе: в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с постановлением главы Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О подлежащих сносу жилых домах» многоквартирный жилой дом, в котором проживает Дьяченко Л.К. и расположенный по указанному выше адресу, признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем, до настоящего времени многоквартирный жилой дом, в котором проживает Дьяченко Л.К., не снесен. Дьяченко Л.К. в настоящее время состоит в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, что является нарушением ее прав, т.к. она имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья.
Кроме того, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 85-В08-3 отмечено, что вышеизложенные нормы закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в нем указаний на предоставление жилья в порядке очередности для данной категории.Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье данной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В силу п. 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону.
ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.
Кроме того, Верховным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ № 34-КУ13-2 указано, в том числе на следующее, а именно:
«Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными /для проживания.
Таким образом, частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и по подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ)».
Таким образом, Администрацией МР <адрес> РБ существенно нарушены нормы действующего законодательства, выразившиеся и не предоставлении жилого помещения Дьяченко Л.К., в том числе при ее нахождении в списке внеочередников в Комитете по жилищным делам Администрации МР <адрес> РБ.
При этом, Дьяченко Л.К., зарегистрирована и проживает по договору социального найма в <адрес>, расположенной в многоквартирном доме, находящемся по адресу: РБ, <адрес> данного жилого помещения в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ без номера составляет 31,8 кв. м..
В соответствии со справкой, выданной ООО УК «ЖилКомСервис» Дьяченко В.Б, зарегистрирована в названном жилом помещении совместно со своим сыном Дьяченко В.Б., 1988 года рождения.
Иных жилых помещений ни Дьяченко Л.К. ни ее сын по договору социального найма либо в собственности не имеют.
Согласно п. 2 Решения Совета МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет в размере от 14 кв. м до 18 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
При изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ, в интересах Дьяченко Л.К. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 45, 173, 194-195 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Дьяченко Л.К. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, в целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - удовлетворить.
Обязать Администрацию МР <адрес> РБ предоставить Дьяченко Л.К. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее стандартам и техническим требованиям, в черте <адрес> Республики Башкортостан, общей площадью по норме предоставления, не менее 14 кв.м..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в месячный срок со дня вынесения решения.
Судья: В.Е. Артемьев