Советский районный суд
Судья Якубова Н.Г.
Дело № 33-4207-2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2013 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 7 ноября 2013 года по апелляционной жалобе Омарова Ш.Х. -представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан на решение Советского районного суда РД от 19 июня 2013 года дело по заявлению Гасанова Т.Г. об оспаривании действий МВД по РД.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Шихгереева Х.И., объяснения Омарова Ш.Х. -представителя Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, Гасанова Т.Г. и его представителя Султановой М.А., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. Т. Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, выразившиеся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», указывая, что в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации, факт его участия в боевых действиях подтверждается военным билетом, приказами командования войсковой части № внутренних войск Министерства внутренних дел России о направлении его в служебные командировки для выполнения служебно-боевых задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации, а именно, на перевале <адрес> Республики Дагестан, прилегающий к территории Чеченской Республики, он неоднократно обращался в Министерства внутренних дел по Республике Дагестан и Военный комиссариат по Республики Дагестан с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, однако, ему было отказано в этом, несмотря на то, что его сослуживцы их получили.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«Заявление Г. Т. Г. удовлетворить.
Признать факт участия Г. Т. Г. в боевых действиях. Признать отказ в выдаче ему удостоверения «ветеран боевых действий» незаконным. Обязать МВД по РД выдать Г. Т. Г. удостоверение «Ветеран боевых действий».
На указанное решение суда Омаровым Ш.Х.- представителем Министерства внутренних дел по Республике Дагестан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения и принятии по делу нового решения по тем основаниям, что судом не дана оценка доводам, изложенным в возражениях Министерства внутренних дел по Республике Дагестан,
Суд первой инстанции не учел того факта, что в соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, в соответствии с Приказом МВД России № 282 от 07 мая 2004 года такими доказательствами являются соответствующие приказы, содержащие конкретные сведения об участии заявителя в соответствующих контртеррористических операциях, однако, заявителем такие приказы не представлены, иные доказательства (свидетельские показания, справки, выписки и т.д.) не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.
В нарушение указанных норм ГПК РФ суд в решении сослался на иные документы (выписки с приказов командира войсковой части № 5558, справки о нахождении в командировке и т.д.) Нахождение в зоне боевых действий само по себе не может свидетельствовать о фактическом участии заявителя в боевых действиях, соответственно, если сотрудник не принимал непосредственное и фактическое участие в боевых действиях, удостоверение «ветерана боевых действий» не выдается.
В судебном заседании Омаров Ш.Х. – представитель Министерства внутренних дел по Республике Дагестан просил отменить решение суда и принять по делу новое решение по тем основаниям, что суд неправильно оценил обстоятельства, имеющие значение для дела, не учел, что удостоверение «Ветеран боевых действий» выдается только лицам, принимавшим непосредственное и фактическое участие в боевых операциях, лицам, находившимися в зоне вооруженного конфликта, но не принимавшим участие в боевых действиях, такие удостоверения не выдаются, Гасанов Т.Г. находился в командировке в зоне вооруженного конфликта, но доказательств его фактического участия в боевых операциях не имеются, в связи с чем суд не мог удовлетворить требования заявителя.
В судебном заседании Гасанов Т.Г. и его представитель Султанова М.А. просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая, что доводы жалобы не основаны на материалах едали фактических обстоятельствах и не могут свидетельствовать о нарушении судом требований закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, объяснения лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит ку следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно приказу в/ч 5558, входившей в период с 4 августа 1999 года по 31 декабря 2001 года в состав Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона, от 26 июля 2002 года № 131 «О выполнении служебно-боевых задач военнослужащими войсковой части 5558 по призыву» в период с 4 августа 1999 года по 14 января 2000 года и с 1 сентября 2000 года по 21 января 2001 года и справке войсковой части № 5558 Гасанов Т.Г. находился в служебной командировке в районе выполнения служебно-боевых задач на перевале Хаарами Ботлихского района Республики Дагестан, прилегающей к территории Чеченской Республики в качестве старшего сапера инженерно-саперного взвода, возглавляя саперный взвод, этот период на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года № 535, от 28 октября 1999 года № 1197-68, от 31 мая 2000 года № 424 засчитан ему 1 месяц за 1.5 месяца.
Из записи в военном билете военнослужащего Гасанова Т.Г. следует, что он «выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 4 августа 1999 года по 14 января 2000 года и с 1 сентября 2000 года по 22 декабря 2000 года.
Исходя из этих доказательств, суд посчитал, что заявитель непосредственно принимал участие в боевых действиях в качестве сапера на территории боевых действий и это на основании пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства от 7 мая 2004 года № 282, и постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Однако, Судебная коллегия считает, что с выводами суда об участии Гасанова Т.Г. в боевых действиях в период с 4 августа 1999 года по 14 января 2000 года и с 1 сентября 2000 года по 21 января 2001 года на территории вооруженного конфликта, основанными на приведенных выше документах, нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением № 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе 111 названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (подпункт «в» пункта 4 Постановления).
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 года № 282 основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.».
Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 г. в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) или руководителем контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (со 2 августа 2006 года).
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия Гасанова Т.Г. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции им были представлены в суд копии приказов командира в/ч 5558 о его откомандировании его на перевал Хаарами Ботлихского района Республики Дагестан, прилегающего к территории Чеченской Республики, для выполнения служебно-боевых задач и о прибытии Гасанова Т.Г. из служебной командировки.
Вместе с тем, в данных приказах не содержится конкретных сведений об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях.
Не содержатся такие сведения и в приказе № в/ч 5558 от 26 июля 2002 года № 131 «О выполнении служебно-боевых задач военнослужащими войсковой части 5558 по призыву», в нем указано только о том, чтоб считать военнослужащих, в том числе и сержанта Гасанова Т.Г.- старшего сапера инженерно-саперного взвода, выполнявшими задачи по нормализации обстановки, разоружения незаконных вооруженных формирований, обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка на территории Северл-Кавказского региона Российской Федерации, а также о том, что период их выполнения указанных задач подлежит зачету в выслугу лет из расчета один месяц за полтора месяца службы для назначения пенсии, распространения других льгот, гарантий, компенсации, предусмотренные для военнослужащих, выполнявших задачи в районах вооруженных конфликтов.
Справка без даты и номера, выданная Гасанову Т.Г. войсковой частью 5558, также не содержит какие-либо сведения о непосредственном и фактическом участии Гасанова Т.Г. в боевых операциях при выполнении служебно-боевых задач.
Изложенное свидетельствует о том, что факт участия заявителя в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем заявитель не может быть признан ветераном боевых действий.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия находит необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда, принять по делу новое решение об отказе Гасанову Т.Г. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Дагестан удовлетворить.
Решение Советского районного суда РД от 19 июня 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Г. Т. Г. отказать.
Председательствующий
Судьи