город Казань РЕШЕНИЕ Дело № 2-6751/2024
Именем Российской Федерации
19.08.2024 Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи А.Ф. Сунгатуллина
при секретаре судебного заседания Л.М. Хадиеве,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее – истец) к Ф.К. Кутлиахметову и И.Л. Николаевой (далее – ответчики) об обязании обеспечить Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан доступ в жилое помещение - квартиру <номер изъят> многоквартирного дома <адрес изъят> и предоставить документы для проведения инспекторского обследования (проверки) в течении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска указывается, что <дата изъята> истцу поступило обращение владельца помещения в многоквартирном жилом доме <адрес изъят> о проведении собственником квартиры <номер изъят> этого дома незаконных перепланировки и переустройства, связанных с устройством отопления на балконе, в квартире антисанитария. 02.08.2023 истцом ответчикам было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение 19.09.2023 и предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры, уведомление ответчиками получено не было. 19.09.2023 истцом был осуществлен выезд в это жилое помещение, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был, о чем был составлен акт. В связи с этим 20.09.2023 истцом ответчикам было направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение 24.10.2023, которое также ответчиками получено не было. 24.10.2023 истцом был осуществлен повторный выезд в квартиру ответчиков, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был, о чем был составлен акт.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представитель истца представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и поддержании исковых требований, ответчикам и третьему лицу ООО «УК «ЖКХ Танкодром» были направлены извещения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 той же статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно пункту 1.1 «Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан» (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068, Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 4.1 этого Положения инспекция имеет право:
проводить при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также меры по недопущению нарушений обязательных требований;
обращаться в суд с заявлениями в случаях, установленных частью 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора) взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах) (часть 1).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении такого контрольного (надзорного) мероприятия как инспекционный визит (пункт 4 части 2).
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров (пункт 1 части 1 статьи 57 этого Федерального закона).
Согласно статье 70 (части 1–4) этого Федерального закона, под инспекционным визитом в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Судом установлено, что ответчики Ф.К. Кутлиахметов и И.Л. Николаева являются собственниками квартиры <номер изъят> в многоквартирном жилом доме <адрес изъят> (<данные изъяты> и <данные изъяты> доли соответственно, л.д. 12-13).
30.03.2023 истцу поступило обращение владельца помещения в многоквартирном жилом доме <номер изъят> по ул. <адрес изъят> о проведении собственником квартиры <номер изъят> этого дома незаконных перепланировки и переустройства, связанных с устройством отопления на балконе, в квартире антисанитария (л.д. 11).
02.08.2023 истцом ответчикам было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение 19.09.2023 и предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры, уведомление ответчиками получено не было. 19.09.2023 истцом был осуществлен выезд в это жилое помещение, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был, о чем был составлен акт. В связи с этим 20.09.2023 истцом ответчикам было направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение 24.10.2023, которое также ответчиками получено не было. 24.10.2023 истцом был осуществлен повторный выезд в квартиру ответчиков, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был, о чем был составлен акт (л.д. 14-19).
Таким образом, воспрепятствование ответчиками в доступе истцу в указанное выше жилое помещение для проведения обследования суд считает в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением правом на неприкосновенность жилища и нарушением прав и интересов остальных жильцов данного жилого дома, в связи с чем, исходя из анализа собранных по делу доказательств, оценивая их в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца и необходимости их удовлетворения.
Поскольку требуемые истцом действия по доступу в жилое помещение и предоставлении документов на производство работ по переоборудованию и перепланировке могут быть совершены только ответчиками, суд в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает необходимым установить в решении десятидневный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования г. Казани подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить полностью.
Обязать Ф.К. Кутлиахметова (паспорт <номер изъят>) и И.Л. Николаеву (паспорт <номер изъят>) обеспечить Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ИНН 1653015798) доступ в жилое помещение – квартиру <номер изъят> многоквартирного дома <адрес изъят> и предоставить документы на производство работ по переоборудованию и перепланировке для проведения обследования (проверки) в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Ф.К. Кутлиахметова и И.Л. Николаевой (с каждого) в бюджет муниципального образования г. Казани по 150 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд.
Судья А.Ф. Сунгатуллин