Дело № 2-1678/2023
УИД 03RS0010-01-2023-001408-38
судья Белорецкого межрайонного суда РБ Вильданова А.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-8988/2024
8 мая 2024 г. адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гиндуллиной Г.Ш.,
судей: Иванова В.В.,
Кривцовой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Гиндуллиной Г.Ш., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по адрес обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о принудительном прекращении права собственности.
Требования мотивированы тем, что 9 июня 2012 г. ФИО2 выдано разрешение на право хранения и ношение одной единицы огнестрельного оружия модели «ИЖ-27», калибра – 12, №..., 2001 года выпуска. В связи с тем, что ФИО2 скончался 21 марта 2017 г., зарегистрированное на его имя огнестрельное оружие изъято и помещено на временное хранение в комнату хранения оружия отдела МВД России по адрес до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия. Вышеуказанное оружие с момента изъятия 16 августа 2017 г. по настоящее время находится на хранении в отделе МВД России по адрес, при этом хранение и бремя содержания указанного оружия требует определённых материальных затрат.
Истец просил суд: прекратить право собственности гражданина ФИО2 на огнестрельное оружие модели «ИЖ-27», калибра – 12, №..., провести отчуждение гладкоствольного огнестрельного оружия в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес и разрешить Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республики Башкортостан, уничтожить вышеуказанное оружие.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2023 г. постановлено: «исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по адрес к ФИО1 о принудительном прекращении права собственности удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО2 на огнестрельное оружие модели «ИЖ-27», калибра 12 мм., №..., 2001 года выпуска, изъятое у ФИО3 в связи со смертью 21 марта 2017 года собственника ФИО2.
Передать огнестрельное оружие модели «ИЖ-27», калибра 12 мм., №..., 2001 года выпуска в собственность Российской Федерации – Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес.
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по адрес об уничтожении оружия отказать».
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований об уничтожении оружия, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, поскольку ТУ Росимущества в РБ фактически не может принять и хранить огнестрельное оружие, переданное в собственность Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, полагавшего доводы жалобы обоснованными, проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 с 9 июня 2012 г. являлся владельцем ружья модели «ИЖ-27», калибра – 12, №..., 2001 года выпуска, что подтверждается разрешением на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему серии РОХа №..., сроком действия до 9 июня 2017 г., выданное Отделом МВД России по адрес Республики Башкортостан 9 июня 2012 г.
ФИО2 умер 21 марта 2017 г., из материалов наследственного дела к имуществу умершего следует, что ФИО1 (супруга наследодателя) отказалась от наследства, также меры к оформлению права на владение данным оружием наследниками не принимались.
16 августа 2017 г. принято решение аннулировать разрешение на право хранения и ношения оружия РОХа №..., изъятое у ответчика ФИО1, в связи со смертью владельца ФИО2, огнестрельное оружие направить на временное хранение в КХО ОМВД России по адрес до решения вопроса о наследовании.
Разрешая исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь ст. 238, 1151, 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 82, 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814, исходил из того, что доказательств того, что спорное оружие относится к культурным ценностям, имеющим особое значение, в материалы дела не представлено, после смерти ФИО2 его наследники в течение шестимесячного срока после смерти наследодателя не заявили о своих правах на наследство, ответчик ФИО1 (супруга наследодателя) необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия не произвела, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, с учетом положений Федерального закона «Об оружии», регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, не может являться собственником спорного оружия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что открывшееся после смерти ФИО2 наследство в виде оружия, в силу закона считается выморочным, подлежащим переходу в собственность государства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан соглашается с решением суда, в том числе оценкой исследованных им доказательств, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального и процессуального закона и установленным обстоятельствам дела.
При этом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан отмечает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, которым в соответствии со статьями 60, 67, 71 и 79 - 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.
В силу статьи 27 Закона N 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 83).
Пунктом 10 Правил утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в который входят, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (пункт 6).
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9).
Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел (полиция) и подразделения войск национальной гвардии.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом на реализацию гражданского и служебного оружия и патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия и реализации пригодного к эксплуатации оружия на данный орган судебным актом не возложена.
В силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчику.
Кроме того, пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку истцом в нарушение приведенных положений п. 82, 83 Правил не представлено суду доказательств, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанные, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, то оснований для удовлетворения иска не имеется, а следовательно принятое судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении иска в части уничтожения оружия является законным, основанным на нормах материального закона, при правильном его применении.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы.
Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы выражают несогласие стороны с выводами суда первой инстанции, направлены на их переоценку, а также собранных по делу доказательств, равно как выражают субъективную точку зрения подателя жалобы о том, как должно быть рассмотрено дело и каким должен быть его результат, однако по существу выводов суда не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан не усматривает.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в адрес – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи