ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0001-01-2024-001013-98 № 2-1037/2024 № 33-11527/2024 |
Председательствующий судья первой инстанции |
Реут Е.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2024 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Заболотной Н.Н.,
судей – Готовкиной Т.С., Сафонцевой Ю.А.,
при секретаре – Волгунцеве В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Симферополя Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление по реализации программ», Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики администрации г.Симферополя Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о возложении обязанности предоставить в собственность взамен изымаемого жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 25 июня 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2024 года ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Симферополя Республики Крым о возложении обязанности предоставить в собственность взамен изымаемого жилого помещения равнозначное благоустроенное жилое помещение. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>.Постановлением Администрации г.Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию г.Симферополя Республики Крым с заявлением о заключении с ним соглашения на предоставление ему жилого помещения взамен изымаемого. Из ответа Администрации г.Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на <адрес>/<адрес> <адрес> ФИО1 возникло в 2022 году, после признания многоквартирного дома аварийным, в связи с чем истцу положена выплата возмещения за изымаемое жилое помещение. Истец не согласен с указанным ответом Администрации г.Симферополя Республики Крым, поскольку если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп. На основании изложенного, истец просил возложить обязанность на Администрацию г.Симферополя Республики Крым предоставить в собственность ФИО1 взамен изымаемого жилого помещения общей площадью 26,6 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, <адрес> доме признанным аварийным и подлежащим сносу равнозначное благоустроенное жилое помещение.
Определением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2024 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (л.д.99-100).
Решением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 25 июня 2024 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В доводах жалобы указано, что ФИО1 являлся собственником <адрес>/<адрес>, <адрес> 2009 года, которую в 2013 году подарил супруге – ФИО6 На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подарила квартиру ему. Для ФИО1 спорное аварийное жилое помещение является единственным жильем, иного жилья он не имеет. Кроме того, ФИО1 достиг пенсионного возраста, и заработать необходимые средства на доплату для покупки равноценной квартиры не имеет возможности. Аварийный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 01 апреля 2019 года №182. ФИО1 избрал способ обеспечения своих прав путем предоставления ему в собственность взамен изымаемого равнозначного по площади другого жилого помещения, отказавшись от заключения соглашения о выкупе.
В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО7 просила удовлетворить апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель ГКУ Республики Крым «Управление по реализации программ» – ФИО8 просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ в суд апелляционной инстанции не явились.
Руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Республика ФИО3, <адрес>,2, <адрес> (л.д.8).
Указанная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>/<адрес> в <адрес> приобретена ФИО9 у ФИО10, ФИО11 на основании договора купли-продажи квартиры общего заселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 подарил, а ФИО6 приняла в дар квартиру, расположенную по адресу: Республика ФИО3, <адрес>/<адрес>, <адрес> (л.д.85-93).
Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика ФИО3, <адрес>/пер. Фельдшерский, д. 5/1 признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.57-58).
Указанный многоквартирный дом включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Республики Крым из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 01 апреля 2019 № 182.
Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> аварийным и подлежащим сносу, земельный участок под многоквартирным домом изъят для муниципальных нужд (л.д.40-42).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО1 заключен договор дарения, согласно которому ФИО6 (даритель) безвозмездно передала ФИО1 (одаряемый) квартиру, расположенную по адресу: Республика ФИО3, <адрес>, <адрес>,2, <адрес>, площадью 26,6, кв.м. Объект принадлежит дарителю на основании договора дарения квартиры общего заселения от ДД.ММ.ГГГГ. Даритель и одаряемый являются близкими родственниками – супругами (л.д.10).
Право собственности ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: Республика Крым, <адрес>.2, <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-52,72).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей по запросу суда апелляционной инстанции, за супругой ФИО1 – ФИО6 зарегистрировано право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> (1/3 доли), которая предоставлена ФИО6 взамен изымаемой <адрес> доме по адресу: Республика Крым, <адрес>,признанном аварийным.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию г.Симферополя Республики Крым с заявлением о заключении соглашения на предоставление жилого помещения взамен изымаемого (л.д.18).
В ответе МКУ Департамент жилищной политики Администрации г.Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, сообщил истцу, что поскольку право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика ФИО3, <адрес>/<адрес>, <адрес> ФИО1 возникло в 2022 году, после признания жилого дома, расположенного по <адрес>, авариным, ФИО1 имеет право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (л.д.19).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности ФИО1 на квартиру возникло после признания многоквартирного дома аварийным, в связи с чем, руководствуясь п. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что истец имеет право на возмещение стоимости аварийного жилья.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки, представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства,
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из содержания положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
На данное обстоятельство высшая судебная инстанция обратила внимание судов и в п. 41 Обзора судебной практики № 1 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года, согласно которому, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса.
Согласно ч.6 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе, на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2. Указанный закон вступил в действие 28 декабря 2019 года.
Частью 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Таким образом, законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установил различия в способе реализации прав лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в домах, признанных в установленном порядке аварийными.
При этом, возможность выбора способа реализации своего жилищного права (получение выкупной цены или предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого) сохраняют лишь те лица, жилые помещения которых расположены в домах, включенных в региональную программу, при условии приобретения ими права на такие жилые помещения до вступления в действие Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Аналогичный вывод изложен в ряде определений Верховного Суда Российской Федерации, в частности, в определении от 13 августа 2024 года № 70-КГ24-3-К7, в котором Верховный Суд Российской Федерации указал, что законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установил различие в способе реализации прав лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в домах, признанных в установленном законом порядке аварийными, определив в качестве юридически значимого обстоятельства время приобретения жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В случае, если гражданином право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме приобретено после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, положениями ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса для такого лица предусмотрена лишь выплата возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого ограничен стоимостью приобретения им этого жилого помещения.
Согласно п. 4 письма Государственной Корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 11 ноября 2020 года №ОР-07/2251, поскольку п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ссылается на ст. 32 Жилищного кодекса, которая в настоящее время изменена, правовая позиция Верховного Суда о том, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в программу переселения, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право (по своему выбору) на предоставление другого равнозначного жилого помещения либо на его выкуп, может применяться лишь с учетом новых положений частей 8.1 и 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса и не может им противоречить. Таким образом, в настоящее время граждане, на которых распространяется ограничение, установленное ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса, не имеют указанного права выбора между предоставлением им другого равнозначного жилого помещения и возмещением, а им может быть предоставлено лишь возмещение за изымаемое жилое помещение, рассчитанное с учетом ограничений, установленных ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса.
Принимая во внимание, что жилое помещение приобретено ФИО1 после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу после вступления в силу положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то в силу прямого указания закона на него не распространяется норма ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого по соглашению с уполномоченным органом. ФИО1 права требовать предоставления ему другого жилья взамен признанного непригодным для проживания по указанным им основаниям не имеет, его жилищные права могут быть реализованы лишь в виде получения возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.
Ссылка в жалобе о том, что ФИО1 избрал способ обеспечения своих прав путем предоставления ему в собственность взамен изымаемого равнозначного по площади другого жилого помещения, отказавшись от заключения соглашения о выкупе, основана на неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.
Доводы жалобы заявителя о том, что ФИО1 приобрел <адрес>/<адрес>, <адрес> является собственником с 2009 года, подлежат отклонению, поскольку право собственности ФИО1 возникло на основании новой сделки – заключенной с его супругой ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. Сделка, заключенная между супругами ФИО15 ранее (ДД.ММ.ГГГГ) недействительной не признана.
Довод жалобы о том, что для истца спорное аварийное жилое помещение является единственным жильем также не является основанием для отмены решения суда, поскольку согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса истец имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 25 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2024 года.
Председательствующий судья Н.Н. Заболотная
Судьи: Т.С. Готовкина
Ю.А. Сафонцева