Уникальный идентификатор дела№RS0№-60 Дело №РЕШЕНИЕ |
23 марта 2022 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Л.Л. Котешко, рассмотрев жалобу ФИО11 на постановлене заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО12 №151 от 17 мая 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Реал Тай» ФИО13 по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Белостоцкой Ю.В. № 151 от 17.05.2021 года должностное лицо - генеральный директор ООО «Реал Тай» - Турбал И.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление должностное лицо - генеральный директор ООО «Реал Тай» - ФИО9 подала жалобу в Гагаринский районный суд города Севастополя.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С учетом изложенного считает, что административный орган не доказал факт осуществления ею незаконной валютной операции, в связи с чем, у него отсутствовали правовые основания для привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25.10.2021 г. жалоба должностного лица - генерального директора ООО «Реал Тай» - ФИО1 оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление — без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением суда, должностное лицо - генеральный директор ООО «Реал Тай» - ФИО1 подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу.
Решением Севастопольского городского суда от 28 января 2022 года отменено решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 29 сентября 2021 года, материалы дела направлены на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Генеральный директор ООО «Реал Тай» - ФИО10 и ее защитник ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержали, пояснили, что получать заработную плату в порядке ст. 136 ТК РФ изъявили сами иностранные работники сугубо по своим личным убеждениям, что подтверждают заявления, написанные сотрудниками о выплате заработной платы им на руки. Она, как директор ООО «Реал Тай», пыталась повлиять на своих специалистов, что в реалиях развития современного общества и во избежание неправильного применения отечественного законодательства проверяющими органами, необходимо открыть счета в банках г. Севастополя для получения заработной платы методом безналичной оплаты. Попытка убедить в этом иностранных граждан в полной мере не увенчалась успехом. В письменном ответе представителя банка также не усматривалась возможность открытия счета ею лично без доверенности в интересах иного лица (ответ РНКБ исх. №-ИСХ от ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку трудовым договором, заключенным с физическими лицами - нерезидентами, не предусмотрено перечисление заработной платы на счет в банке, и отсутствуют доказательства того, что при заключении данных договоров работники выразили желание получать заработную плату через счет в банке, с учётом того, что работники не владеют русским языком, что значительно затрудняет подписание ими договора банковского обслуживания и использование банкоматов и терминалов, а банк РНКБ, фактически являющийся монополистом в Республике Крым и г. Севастополе, заявил о невозможности добавления иного языка в банкоматы, считает, что выплата Обществом иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Также, своими действиями она не создала существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и не причинила вред интересам граждан, общества и государства, ранее не привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и предписания вынесенные в отношении ООО «Реал Тай» устранены в полном объеме, в связи с чем, к ней возможно применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель государственного органа - ФИО4 с жалобой не согласился, просил оставить обжалуемое постановление без изменения ввиду его законности и обоснованности.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранкой валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона№ 173-Ф3 от 10.12 2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЭ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Выплата юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ является валютной операцией.
Таким образом, ООО «Реал Тай», являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абз.2 ч. 2 ст. 14 Закона № 17Э-ФЗ).
Частью 2 ст. 14 Закона № 173-Ф3 установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений, установленный ч. 2 ст. 14 Закона № 173-Ф3, не входят.
Из материалов дела усматривается, что на основании поручения заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю ФИО5 проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО «Реал Тай».
Предмет проверки: соблюдение ООО «Реал Тай» установленного Законом № 173-Ф3, иными актами органов валютного регулирования, порядка осуществления выплат заработной платы работникам - нерезидентам.
По результатам проведенной проверки главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю ФИО5 составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ООО «Реал Тай», являясь резидентом РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использовало труд наемных работников-нерезидентов.
Согласно акту по результатам проверки предложено привлечь к административной ответственности ООО «Реал Тай» и должностное лицо ООО «Реал Тай» - генерального директора ФИО1 за нарушение порядка проведения валютных операций по фактам выплат ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из протокола № 153 об административном правонарушении от 01.04.2021 года и обжалуемого по настоящему делу постановления №151 заместителя руководителя УФНС России по г. Севастополю о назначении административного наказания от 17.05.2021 года, ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, по факту выплаты 04.09..2020 года заработной платы на общую сумму 61 790 рублей иностранным гражданам ФИО6 ФИО8
При этом, налоговым органом составлены протоколы и вынесены постановления о привлечении генерального директора ООО «Реал Тай» ФИО1, помимо факта выплаты нерезиденту заработной платы в наличной форме 20.04.2020 года, еще и по каждому факту нарушения порядка выплаты заработной платы в иные даты и иным нерезидентам.
Таким образом, валютная операция в виде выплаты заработной платы осуществлена ООО «Реал Тай», минуя банковский счет в уполномоченном банке, что является нарушением требований ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЭ и образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло событие административного правонарушения, его роль и степень вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Установлено, что в отношении генерального директора ООО «Реал Тай» ФИО1 вынесено ряд постановлений о привлечении к административной ответственности по каждому факту выплаты заработной платы гражданам Таиланда.
Согласно положениям п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, состоит в осуществлении незаконных валютных операций, то есть законодателем не установлена ответственность за совершение одной незаконной валютной операции.
Принимая во внимание, что нарушения валютного законодательства выявлены в ходе проведения одной проверки, их совершение инкриминируется одному лицу, выявленные правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, суд полагает, что раздельное рассмотрение таких дел с последующим вынесением постановлений по каждой выплате привело к созданию их искусственной множественности.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о совершении не отдельных самостоятельных оконченных правонарушений, а длящегося правонарушения, которое выразилось в выплате заработной платы: нерезидентам в нарушение валютного законодательства.
Субъективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения, в частности направленность его умысла на нарушение валютного законодательства при выплате заработной платы в наличной форме нерезиденту - работнику общества, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не была исследована.
Таким образом, следует прийти к выводу, что выявленные нарушения валютного законодательства необходимо рассматривать как однородные, подлежащие квалификации в рамках одного состава административного правонарушения, выявленного в ходе проведения проверки, что свидетельствует о незаконности квалификации административным органом выявленного длящегося административного правонарушения, как нескольких правонарушений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ существенное нарушение процессуальных требований, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение лицом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 названного Кодекса, составляет два года.
Учитывая, что срок давности привлечения должностного лица - ФИО1 к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене с направлением дела в административный орган на новое рассмотрение для выполнения действий, предусмотренных действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО2 № от 17 мая 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Реал Тай» ФИО1 по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, удовлетворить частично.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО2 №151 от 17 мая 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Реал Тай» ФИО1 по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья –