25 октября 2022 г. г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,
судей Абрамовой И.В., Голубевой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Воробьёвой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Долгинцевой Т.Е.
дело по апелляционному представлению прокурора Московского района г.Твери, апелляционной жалобы ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» на решение Московского районного суда г.Твери от 02 августа 2022 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора Московского района г. Твери к ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере противодействия терроризму - удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму в ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», а именно:
-оборудовать в педиатрическом отделении, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» системы видеонаблюдения, позволяющие с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов каждого объекта (территории), с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца;
-обеспечить в педиатрическом отделении ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
-исключить в поликлинике № бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Взыскать с ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» государственную пошлину в размере 300 руб. в бюджет муниципального образования Тверской области - городской округ город Тверь.
В удовлетворении заявленных исковых требованиях к Министерству здравоохранения Тверской области обеспечить финансирование расходов ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» в необходимом объеме – отказать».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Московского района г. Твери в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», Министерству здравоохранения Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере противодействия терроризму.
В обоснование иска указал, что в ведении ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» находятся 7 объектов здравоохранения в виде основного корпуса, педиатрического отделения, дневного стационара на <адрес>, двух детских и двух взрослых поликлиник в разных районах <адрес>.
В июне 2021 года прокуратурой проведена проверка антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов, в ходе которой установлено, что в педиатрическом отделение, дневном стационаре, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике №, в нарушение подп. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 (далее – Требования) отсутствует система видеонаблюдения. В педиатрическом отделение и дневном стационаре к обеспечению физической охраны объекта не привлечены сотрудники ЧОО, в нарушение подп. «г», п.16(1) Требований. В поликлинике № в нарушение подп. «ж» п. 16(1) Требований периметральное ограждение территории объекта отсутствует. По фактам выявленных нарушений 10.06.2021 главному врачу ГБУЗ Тверской области «ГКБ №6» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В ходе проверки проведенной в марте 2022 года установлено, что до настоящего момента ряд мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов учреждения не исполнен. Учреждением неоднократно осуществлялись запросы на выделение денежных средств для исполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в Министерство здравоохранения Тверской области. В настоящее время, несмотря на принятые учреждением меры по исполнению вышеназванных мероприятий, вопрос о выделении финансовых средств на указанные цели из бюджета Тверской области на 2022 год не решен, нарушения не устранены. Допущенные в учреждении нарушения негативно сказываются на уровне его антитеррористической защищенности, повышают риск возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористической направленности, ставят под угрозу жизнь и здоровье персонала и посетителей, то есть неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 Устава ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» его учредителем является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках их компетенции. Имущество учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется на праве оперативного управления органом по управлению государственным имуществом Тверской области. Правомочия собственника государственного имущества учреждения осуществляет орган по управлению государственным имуществом Тверской области (п. 18 Устава). Органом по управлению государственным имуществом Тверской области в данном случае является Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Согласно п. 1 положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп, Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области. Основными функциями министерства являются: осуществление мер по противодействию идеологии терроризма, противодействию и профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений при реализации своих полномочий в пределах установленной компетенции (п. 11 Положения).
В силу подп. «и» п. 13 Положения министерство в установленном порядке в пределах своей компетенции имеет право осуществлять отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Тверской области; обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством (п.14).
Согласно п. «д» ст. 1 Закона Тверской области от 18.01.2006 № 13-30 «О бюджетном процессе в Тверской области» главный распорядитель средств областного бюджета – орган государственной власти Тверской области, наиболее значимое государственное учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов областного бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств областного бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом РФ. Учитывая, что учреждение не имеет собственных финансовых средств для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, необходимо привлечь в качестве соответчика Министерство здравоохранения Тверской области, выполняющего функцию главного распорядителя и получателя бюджетных средств областного бюджета.
На основании изложенного просил обязать ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» в срок не позднее трех месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по:
- оборудовать в педиатрическом отделение, дневном стационаре, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» системы видеонаблюдения, позволяющие с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов каждого объекта (территории), с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца, в соответствии с подп. «б» п. 16 Требований;
- обеспечить в педиатрическом отделение и в дневном стационаре ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций в соответствии с подп. «г», п. 16(1) Требований;
- исключить в поликлинике № бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), в соответствии с подп. «ж» п. 16(1) Требований.
Обязать Министерство здравоохранения Тверской области обеспечить ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» финансированием в объеме, необходимом для выполнения указанных мероприятий.
Протокольным определением суда от 11.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОВО по г. Твери – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области».
Определением суда от 02.08.2022 от истца принят отказ от исковых требований в части понуждения к финансированию и возложения обязанности в срок не позднее трех месяцев с момента выделения финансирования в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по:
- оборудованию в дневном стационаре ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» системы видеонаблюдения и обеспечению в дневном стационаре ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций в соответствии (подп. «б» п. 16, подп. «г», п. 16(1) Требований).
Производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Красавцева И.С. заявленные требования с учетом частичного отказа от иска поддержала в полном объеме.
Представители ответчика ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» по доверенности Лебедева Н.Е., Шалаев М.Н. в судебном заседании заявленные требования в части оборудования систем видеонаблюдения в педиатрическом отделение, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № ГБУЗ Тверской области «ГКБ №6», а также требования в части необходимости установки ограждения поликлиники № в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц, признали. В части требований по обеспечению в педиатрическом отделение охраны объекта возражали со ссылкой на то, что в данном отделении установлена стационарная кнопка тревожной сигнализации, а также имеются две кнопки для вызова группы быстрого реагирования, частной охранной организации, что является выполнением требования подп. «г» п. 16.1 Постановления Правительства № 8 обеспечения охраны объектапутем привлечения сотрудников охранных организаций. Исключен бесконтрольный доступ в здание, входная дверь оборудована видеодомофоном. Пояснили, что собственных средств в больнице на выполнение данных работ не имеется в связи с высокозатратностью. Объем выполнения платных медицинских услуг не покрывает расходы. Использовать средства ОМС учреждение не имеем права, так как это будет нецелевое использование средств. Рассмотрение данного вопроса необходимо на бюджетной комиссии через министерство здравоохранения. Просили рассмотреть возможность увеличения срока выполнения мероприятий с трех месяцев до шести.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А. пояснила, что министерство является ненадлежащим ответчиком, так как ГБУЗ Тверской области «ГКБ №6» является юридическим лицом, которое самостоятельно несёт ответственность по своим обязательствам. Указание в Положении на то, что Министерство здравоохранения Тверской области является главным распорядителем бюджетных средств, не является безусловным доказательством того, что министерство бездействовало и не исполняло свои обязанности. Прокуратурой проведена проверка исключительно на соблюдение или несоблюдение антитеррористического законодательства в ГБУЗ Тверской области «ГКБ №6». Доказательств отсутствия у учреждения собственных финансовых средств, неисполнения министерством своих полномочий, прокуратурой не представлено. Просила в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Тверской области отказать. Отметила, что требования прокуратуры не конкретизированы, указано на обеспечение медучреждения видеокамерами, однако отсутствует указание на то, какое количество видеокамер должно быть установлено, в каких местах они должны располагаться. Эти данные имеются в паспорте безопасности, который не был представлен в качестве доказательства по делу. Требование об исключении в поликлинике № бесконтрольного пребывания на объекте посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, не конкретизировано. Есть три пути устранения данного нарушения: шлагбаум, который имеется в больнице; ограждение территории; физическая охрана. Возникнут трудности при исполнении решения суда, что может привести к подаче заявления о разъяснении решения суда, к изменению способа исполнения судебного акта.
В судебное заседание представители третьих лиц – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительства Тверской области, ОВО по г. Твери – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Тверской области», не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области представило отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым согласно ч. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам при недостаточности имущества учреждения, на котороев соответствии с абзацем первым указанной части может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В данном случае заявлено требование, не связанное с причинением вреда гражданину.
Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является его учредитель. Учредитель утверждает смету доходов и расходов учреждения и осуществляет финансирование его деятельности. В соответствии с Уставом учредителем ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области в рамках их компетенции. В соответствии с п. 3 постановления Правительства Тверской области от 05.02.2018 № 34-пп «Об утверждении Порядка осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области» учредителем государственных учреждений Тверской области является Тверская область. От имени Тверской области функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области осуществляют исполнительные органы государственной власти Тверской области в рамках их компетенции, определенной Правительством Тверской области. Согласно подп. «б» п. 2 постановления отраслевой орган исполнительной власти – исполнительный орган государственной власти Тверской области, в подведомственности которого находятся государственные учреждения Тверской области, осуществляющий координацию и регулирование деятельности указанных учреждений в соответствующей отрасли (сфере управления). Согласно Постановлению Правительства Тверской области от 06.05.2017 № 122-пп «О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам государственной власти Тверской области» отраслевым органом исполнительной власти для ГБУЗ «ГКБ № 6» является Министерство здравоохранения Тверской области.
От Правительства Тверской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором с заявленными требованиями третье лицо не соглашается, часть из них считает незаконными и необоснованными. Полагает, что Министерство здравоохранения Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Обращает внимание, что министерство обладает полномочиями главного распределителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств только в отношении денежных средств, поступающих из бюджета Тверской области. Иные денежные средства, поступающие в ГБУЗ «ГКБ №6» от оказания платных услуг, являются внебюджетными средствами, главным распределителем которых министерство не является, и не вправе распоряжаться доходами учреждения. Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями здравоохранения Тверской области утвержден постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-гга. Согласно Порядку финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными учреждениями Тверской области осуществляется посредством предоставления субсидии на выполнение государственного задания, объем которой на очередной финансовый год и плановый период рассчитывается по установленной формуле и подлежит экспертизе в Министерстве финансов Тверской области. Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности. Замечаний по определению размера субсидии в министерство от контролирующих органов и учреждения не поступало. Между тем, в соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Порядком не предусмотрено полномочие министерства по финансированию устранения нарушений, допущенных учреждением. ГБУЗ «ГКБ № 6» является самостоятельным юридическим лицом, обладающим в полной мере гражданской правоспособностью, и надлежащим ответчиком по делу, на которого суд вправе возложить обязанности по устранению недостатков. Следовательно, законных оснований для привлечения Министерства здравоохранения Тверской области к субсидиарной ответственности не имеется. Трехмесячный срок устранения нарушений с момента выделения финансирования не отвечает требованиям исполнимости судебного решения, поскольку для выполнения всего перечня работ необходим разумный срок, учитывая особенности бюджетных правоотношений, включающий в себя время на организацию государственного контракта, выполнение работ, также на приемку работ, выполненных по государственному контракту и устранение возможных недостатков. Полагали возможным установить срок исполнения требований для ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» равным 12 месяцев.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Московского района города Твери просит изменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
По мнению прокурора, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения является незаконным и необоснованным, принято с нарушением норм материального права. Ссылаясь на положения ст. 2, п.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 11, 21, п. 40, 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, подп. «в» п. 11, п. 14 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, п. 19 Устава ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», указывает, что избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц не противоречит закону, не основан на привлечении Министерства здравоохранения Тверской области к субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ «ГКБ №6» и соответствует содержанию компетенции министерства по участию в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение. При разрешении спора судом не учтено, что недофинансирование мероприятий в области противодействия терроризму может привести к не обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности спорных объектов медицинского учреждения, что недопустимо. Полагает, что имеются основания для возложения на Министерство здравоохранения Тверской области обеспечить ГБУЗ «ГКБ № 6» финансированием в объеме, необходимом для выполнения указанных мероприятий.
В апелляционной жалобе ГБУЗ «ГКБ № 6», выражая несогласие с решением суда, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. По мнению апеллянта, срок для устранения нарушений в сфере противодействия терроризму необходимо увеличить до 12 месяцев в связи с длительностью процедуры финансирования. В настоящее время ответчик не имеет достаточных средств для устранения указанных нарушений. За период с 2019 по 2022 года в адрес Министерства здравоохранения Тверской области учреждением были направлены письма о необходимости выделения финансирования на выполнение указанных мероприятий, на которые ответов до настоящего времени не поступило. Свободных средств от оказания платных услуг для выполнения каких-либо высокозатратных работ в учреждении не имеется. Министерство здравоохранения Тверской области, как главный получатель и распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляющее материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений здравоохранения Тверской области, является надлежащим ответчиком по делу. Только после выделения финансирования министерством учреждение сможет выполнить все необходимые мероприятия. Полагает, что имеются основания для возложения на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности обеспечить ответчика финансированием в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов здравоохранения.
В возражениях на апелляционную жалобу ГБУЗ «ГКБ № 6» прокурор полагает, что доводы о несогласии со сроком устранения нарушения законодательства о противодействии терроризму удовлетворению не подлежат.
В суде апелляционной инстанции прокурор Голодкова А.А. в полном объеме поддержала доводы апелляционного представления и апелляционную жалобу ответчика в аналогичной части. Полагала, что требования, связанные с возложением обязанности по финансированию антитеррористических мероприятий на Министерство здравоохранения Тверской области, основаны на положениях действующего законодательства, которые приведены в представлении. По доводам жалобы об увеличении срока возражала, поскольку требования связаны с безопасностью граждан и антитеррористической защищенностью, являются актуальными и увеличение сроков приведет к длительности непринятия должных мер по защищенности объектов здравоохранения. Если ответчики не смогут обеспечить указанные мероприятия в установленный судом срок, они имеют право обратиться за отсрочкой исполнения судебного акта.
Представитель ответчика ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» Балюк В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Указала, что за период с 2019 по 2022 года ответчиком в адрес Министерства здравоохранения Тверской области были направлены письма о выделении финансирования на выполнение указанных мероприятий. Только после выделения денежных средств ГБУЗ «ГКБ № 6» сможет выполнить весь комплекс мероприятий по устранению нарушений в области терроризма. Просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тверской области Солуянова Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не подлежит. Пояснила, что источником финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности являются, как бюджетные средства, так и средства хозяйствующего субъекта. ГБУЗ «ГКБ № 6» является самостоятельным юридическим лицом. В суде первой инстанции не доказано, что у ответчика отсутствовали средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности. Приказом главного врача от 31.03.2022 №, который имеется в свободном доступе, утвержден обширный перечень платных услуг, оказываемых учреждением. Министерство в рамках своих полномочий по формированию финансирования медицинского учреждения согласовывало планы финансовой хозяйственной деятельности, средства, выделяемые в рамках государственного задания. Письма, на которые ссылается ответчик, носят информативный характер. Кроме того, они были адресованы ненадлежащим лицам, которые не уполномочены решать вопросы по наличию либо отсутствию оснований для выхода министерству на бюджетную комиссию для выделения дополнительных средств. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 380-пп писем из ГБУЗ «ГКБ № 6» с соответствующим пакетом документов в министерство не поступало.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционного представления, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» является государственным лечебно-профилактическим учреждением Тверской области, расположено по адресу: <адрес>, почтовый адрес: <адрес>.
Согласно Уставу ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», утвержденному приказом Министерства Здравоохранения Тверской области от 30.12.2011 № 678, основной целью деятельности ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» является обеспечение высококвалифицированной, специализированной (в том числе высокотехнологической), консультативно-диагностической, профилактической и лечебной медицинской помощью населения Тверской области в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий.
В июне 2021 года прокуратурой Московского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности на объектах ГБУЗ «ГКБ № 6», находящихся по адресам: <адрес> (основной корпус, 24.09.2021 присвоена 1 категория объекта); <адрес> (педиатрическое отделение, 01.06.2017 присвоена 3 категория объекта); <адрес> (детская поликлиника №, 01.06.2017 присвоена 3 категория объекта); <адрес> (детская поликлиника №, 24.09.2021 присвоена 1 категория объекта); <адрес> (поликлиника №, 01.06.2017 присвоена 3 категория объекта); <адрес> (поликлиника №, 01.06.2017 присвоена 3 категория объекта).
В ходе проверки установлено, что в педиатрическом отделение, дневном стационаре, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике №, в нарушение подп. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 (далее – Требования), отсутствует система видеонаблюдения.
В педиатрическом отделение и дневном стационаре к обеспечению физической охраны объекта не привлечены сотрудники ЧОО, в нарушение подп. «г», п. 16(1) Требований.
В поликлинике № в нарушение подп. «ж» п. 16(1) Требований периметральное ограждение территории объекта отсутствует.
По фактам выявленных нарушений 10 июня 2021 г. главному врачу ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» внесено представление №, которое рассмотрено и удовлетворено.
Согласно акту проверки от 30 марта 2022 г. до настоящего момента ряд мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов учреждения не исполнен.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Внесенное прокурором Московского района города Твери представление от 10 июня 2021 года об устранении нарушений законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности в адрес ГБУЗ «ГКБ № 6» не исполнено.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь статьями 2, 3, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», отклонив доводы ответчика об отсутствии необходимости обеспечения в педиатрическом отделении охраны объекта, в связи с тем, что в отделении установлена стационарная кнопка тревожной сигнализации, а также имеются две кнопки для вызова группы быстрого реагирования, частной охранной организации, поскольку подп. «г» п. 16(1) «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны является обязательным условием в рамках осуществления мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) здравоохранения, принимая во внимание частичное согласие ответчика с заявленными требованиями, суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора и возложил на ГБУЗ «ГКБ № 6» обязанность оборудовать в педиатрическом отделении больницы, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № системы видеонаблюдения, позволяющие с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов каждого объекта (территории), с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца; обеспечить в педиатрическом отделении охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; исключить в поликлинике № бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), установив шестимесячный срок для устранения ответчиком ГБУЗ «ГКБ № 6» нарушений законодательства об антитеррористической защищенности с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая требования о возложении обязанности в пределах полномочий и компетенции каждого из ответчиков осуществить финансирование выполнения ГБУЗ «ГКБ № 6» испрашиваемых работ, суд исходил из положений п. 1 ст. 48, ст. 49, 120, п. 3 ст. 123.21, п. 5 ст. 123.22, ст. 216, 294 Гражданского кодекса РФ, ч. 2, 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п. 24-45 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями здравоохранения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 11 августа 2015 года № 380-пп, Устава ГБУЗ «ГКБ № 6», и пришел к выводу о том, что законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства здравоохранения Тверской области как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ. Полномочия собственника областного имущества Тверской области в отношении ГБУЗ «ГКБ № 6» осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, однако рассматриваемый спор не связан с причинением вреда гражданину, из содержания искового заявления не следует, что требования прокурора основаны на деликтных обязательствах ответчиков.
Исходя из того, что ГБУЗ «ГКБ № 6» является самостоятельным юридическим лицом, в полной мере обладающим гражданской правоспособностью, а для Министерства здравоохранения Тверской области, как отраслевого органа исполнительной власти в рамках осуществления функций и полномочий учредителя бюджетного учреждения, не предусмотрена обязанность по обеспечению финансирования подведомственных учреждений, при этом законодательство предусматривает лишь возможность привлечения Министерства как главного распорядителя к субсидиарной ответственности и только в определенных случаях (только в отношении казенных учреждений), к которым настоящий случай не относится, суд не усмотрел оснований для возложения на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности по финансированию выполнения ГБУЗ «ГКБ № 6» работ, указанных в исковом заявлении, и отказал в иске к Министерству здравоохранения Тверской области в полном объеме.
Однако, с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, приняты при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального права.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, среди прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и ст. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В числе основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма ст. 21 Концепции выделяет организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно п. 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
В соответствии с Уставом ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», утвержденного приказом Министерства Здравоохранения Тверской области от 30.12.2011 № 678, ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» является бюджетным учреждением, учредителем которого является Тверская область. Функции учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках их компетенций (п. 2 Устава).
Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, является имущество, закрепленное за ним собственником имущества учреждения в установленном законом порядке; имущество, приобретенное за счет финансирования средств учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящей доход деятельности; субсидии из областного бюджета Тверской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), субсидии на иные цели, иные источники в соответствии с законодательством (п. 19 Устава).
Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 №70-пп утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Тверской области.
Согласно п. 1 Министерство здравоохранения Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.
Основными функциями министерства являются, в том числе, осуществление мер по противодействию идеологии терроризма, противодействию и профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений при реализации своих полномочий в пределах установленной компетенции (п. 11 Положения).
В силу подп. «и» п. 13 Положения министерство в установленном порядке в пределах своей компетенции имеет право осуществлять отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Тверской области.
Согласно п. 14 Положения министерство обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством.
Таким образом, объем ответственности Министерства здравоохранения Тверской области за выявленные в учреждении нарушения требований антитеррористической защищенности объектов определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Как следует из п. 28 Устава ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» государственные задания для учреждения в соответствии с основными видами деятельности формируются и утверждаются учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета Тверской области (Министерством здравоохранения Тверской области).
В подтверждение отсутствия денежных средств на проведение антитеррористических мероприятий, заявленных прокурором, и принятия со своей стороны исчерпывающих мер к организации соответствующего финансирования со стороны учредителя, в материалы дела представлены письма ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», адресованные Министерству здравоохранения Тверской области в период с начала 2019 года по февраль 2021 года, с просьбой о выделении денежных средств для соблюдения нормативных требований антитеррористической защищенности и приложением соответствующей документацией с перечнем необходимых работ и их стоимостью в соответствии с полученными коммерческими предложениями (л.д. 47-64).
Доводы ответчика о том, что письма учреждения о выделении финансирования на выполнение указанных мероприятий направлялись неуполномоченным лицам и в неустановленной форме, не освобождают Министерство от несения заявленных прокурором расходов, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ Министерство не представило суду доказательств финансирования учреждения в полной мере для надлежащего содержания объектов недвижимости (выполнения требований антитеррористической защищенности объектов здравоохранения), закрепленных за бюджетным учреждением.
Доводы Министерства здравоохранения о достаточности денежных средств у самого учреждения на выполнение заявленных прокурором мероприятий являются голословными, опровергаются представленными в материалы дела заявками учреждения.
В то же время в связи с принятием на законодательном уровне требований к антитеррористической защищенности и существа выявленных нарушений, на устранение которых требуются значительные финансовые средства, следует, что они возникли не одномоментно, а на протяжении значительного времени перед проведением проверки, то есть достоверно существовали до 2021 года включительно.
В соответствие с положениями Устава ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, осуществляют орган по управлению государственным имуществом Тверской области (Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) и учредитель (Правительство Тверской области и Министерство здравоохранения Тверской области) в установленном законом порядке.
Участие ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» в оказании платных медицинских услуг, с учетом представленных в материалы дела данных о порядке распределения таких доходов (л.д.103), не может являться достаточным основанием для освобождения Министерства здравоохранения Тверской области от обязанностей, возложенных на него законом.
По делу с достоверностью установлено, что с момента утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, указанные в иске прокурора объекты ГБУЗ «ГКБ № 6», несмотря на подачу учреждением соответствующих заявок на финансирование, до настоящего времени не оборудованы системой видеонаблюдения, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, охрана объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением сотрудников охранных организаций отсутствует, в поликлинике № требуется исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории), что свидетельствует о непринятии должных мер к финансированию мероприятий в области противодействия терроризму.
Избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц в виде понуждения Министерства здравоохранения Тверской области и ГБУЗ «ГКБ № 6» в пределах своих полномочий и компетенции осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий не противоречит закону, не основан на привлечении указанного органа к субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ «ГКБ № 6» и соответствует содержанию компетенции Министерства здравоохранения Тверской области по участию в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение.
При разрешении спора судом не учтено, что бездействие указанного ответчика в недофинансировании мероприятий в области противодействия терроризму может привести к необеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности спорных объектов медицинского учреждения, что недопустимо.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционного представления о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Тверской области в пределах своих полномочий и компетенции осуществить финансирование, поэтому решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований прокурора путем обязания Министерства здравоохранения Тверской области в пределах своих полномочий и компетенции обеспечить ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» финансированием в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по оборудованию в педиатрическом отделении, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов каждого объекта (территории), с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца; обеспечению в педиатрическом отделении ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; исключению в поликлинике № бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом длительности выявленного прокурором нарушения, периода рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции и необходимости устранения нарушений в целях обеспечения безопасности граждан и антитеррористической защищенности спорных объектов медицинского учреждения, судебная коллегия полагает возможным установить Министерству здравоохранения срок обеспечения финансирования - не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание, что настоящий спор касается сферы антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей важного объекта инфраструктуры и жизнеобеспечения одновременно в совокупности с тем, что прокурором до обращения в суд с исковым заявлением ещё 10.06.2021 вносилось представление в адрес ГБУЗ ТО «ГКБ № 6» об устранении заявленных в настоящем деле нарушений, которое не удовлетворено своевременно, судебная коллегия, с учетом возложения на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности по финансированию указанных в решении суда мероприятий, полагает, что шестимесячный срок с момента поступления финансирования для выполнения ГБУЗ ТО «ГКБ № 6» мероприятий по совершению указанных в решении суда действий достаточен для исполнения указанного решения суда.
Доводы ответчика о необходимости увеличения указанного срока до 12 месяцев судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные и не обеспечивающие соблюдение баланса интересов сторон.
При этом судебная коллегия учитывает, что ответчики при наличии к тому оснований не лишены права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не постановлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Поскольку Министерство здравоохранения Тверской области в соответствии с Положением «О Министерстве здравоохранения Тверской области», утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп, является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области, оно не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, в связи, с чем освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Поскольку истец при подаче иска в силу закона освобождён от уплаты госпошлины, то подлежащая уплате при подаче иска госпошлина, рассчитанная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию в доход бюджета с ответчика ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» в размере 300 руб., в связи с чем решение в данной части изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г.Твери от 02 августа 2022 года в части отказа прокурору в удовлетворении требований о возложении на Министерство здравоохранения Тверской области обязанности осуществить финансирование мероприятий в сфере антитеррористической защищенности отменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Исковые требования прокурора Московского района г. Твери к ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», Министерству здравоохранения Тверской области удовлетворить.
Обязать ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» не позднее шести месяцев со дня поступления финансирования устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму в ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6», а именно:
- оборудовать в педиатрическом отделении, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» системы видеонаблюдения, позволяющие с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов каждого объекта (территории), с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца;
- обеспечить в педиатрическом отделении ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
- исключить в поликлинике № бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Обязать Министерство здравоохранения Тверской области в пределах своих полномочий и компетенции не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» финансированием в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по:
- оборудованию в педиатрическом отделении, детской поликлинике №, поликлинике № и поликлинике № ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов каждого объекта (территории), с архивированием и хранением данных не менее 1 месяца;
- обеспечению в педиатрическом отделении ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;
- по исключению в поликлинике № бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Взыскать с ГБУЗ Тверской области «ГКБ № 6» государственную пошлину в размере 300 руб. в бюджет муниципального образования Тверской области - городской округ город Тверь».
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи