Судья Фомина И.А. адм. дело № 33а-3779/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 20 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре Булановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Матвеева М.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Матвеев М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что 12.01.2017 в администрацию городского округа Самара им подано уведомление о проведении 27.01.2018 публичных мероприятий в форме митинга с 11.00 часов до 15.00 часов на площадке между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (ул. Ново-Садовая, 106к155 и прилегающая территория тротуара), а также на тротуаре и ступенях у здания Областной научной библиотеки (пр. Ленина, 14а) со стороны пр. Ленина с предполагаемым количеством участников 600 человек.
Письмом от 15.01.2018 администрация городского округа Самара без законных оснований отказала в согласовании проведения публичного мероприятия по данным адресам. Предложено изменить место проведения митинга и провести публичное мероприятие в сквере «Родина», в границах ул. Победы, Воронежская, Калинина, Свободы.
По мнению административного истца, решение администрации городского округа Самара об отказе в согласовании проведения заявленного мероприятия является незаконным, нарушает его права, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Матвеев М.Н. просил суд признать незаконным отказ администрации городского округа Самара в согласовании публичного мероприятия (митинга) 27.01.2018 с 11.00 часов до 15.00 часов с предполагаемым количеством участников 600 человек на площадке между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (ул. Ново-Садовая, 106к155 и прилегающая территория тротуара), а также на тротуаре и ступенях у здания Областной научной библиотеки (пр. Ленина, 14а) со стороны пр. Ленина; обязать Главу городского округа Самара и администрацию городского округа Самара устранить нарушения конституционных прав, свобод и законных интересов Матвеева М.Н., рассмотрев по существу, исключая отказ в согласовании (согласовав) его уведомление о проведении публичного мероприятия 27.01.2018; обязать административных ответчиков уведомить орган внутренних дел – Управление МВД России по г. Самаре о проводимом публичном мероприятии для оказания содействия в охране общественного порядка; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 января 2018 года в удовлетворении заявленных Матвеевым М.Н. требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Матвеев М.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Административный истец Матвеев М.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель администрации городского округа Самара Храновский С.Г. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Согласно статье 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
На орган местного самоуправления возложена, в числе прочих, обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 2 статьи 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 12.01.2018 в администрацию городского округа Самара Матвеевым М.Н. подано уведомление о проведении 27.01.2018 с 11.00 часов до 15.00 часов публичных мероприятий в форме митинга с использованием флагов, плакатов, транспарантов, звукоусиливающей аппаратуры, раздачей газет и листовок на актуальные темы с предполагаемым проездом на место проведения автотранспорта для монтажа/демонтажа сцены и звукоусиливающей аппаратуры на площадке между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» (бывший корпус ЗИМ), Ново-Садовая, 106к155 и прилегающего тротуара, а также на тротуаре и ступенях у здания Областной научной библиотеки (пр. Ленина, 14а) со стороны пр. Ленина.
Цель публичного мероприятия – митинг в поддержку кандидата в Президенты РФ П.Н. Грудинина, ознакомление жителей Октябрьского района г. Самары с требованиями возврата льгот и защиты прав пенсионеров и ветеранов и возрождение завода ЗИМ. Предполагаемое количество участников 600 человек (л.д. 13).
15.01.2018 на данное уведомление организатора публичного мероприятия администрацией городского округа Самара дан ответ № 06-17/311-14, в котором до сведения организатора доведено, что в указанные в уведомлении время и месте на площадке между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» ранее запланировано проведение спортивного культурного мероприятия. Кроме того, организатор был проинформирован о том, что руководством Государственного бюджетного учреждения культуры «Самарская областная универсальная научная библиотека» ранее, при проведении публичных мероприятий в непосредственной близости от библиотеки, высказывалось негативное отношение, связанное с затруднениями посещения данного учреждения посетителями, особенно в выходные дни, когда услугами библиотеки пользуется основная часть читателей. Таким образом, проведение публичного мероприятия на тротуаре и ступенях у здания библиотеки с заявленным количеством участников создаст помехи, препятствия и трудности при посещении учреждения. В целях обеспечения общественного порядка, а также общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц, организатору предложено изменить место проведения пикета и провести публичное мероприятие в указанное заявителем время на территории сквера «Родина», в границах ул. Победы, Воронежская, Калинина, Свободы (л.д. 11-12).
Как видно из материалов дела, проведение 27.01.2018 спортивного мероприятия с 10.00 часов до 15.00 часов было запланировано Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Самарской области «Поволжский государственный колледж» (ГБПОУ СО «ПГК») в 2017 году в рамках реализации муниципальной программы городского округа Самара по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании и реабилитации наркозависимой части населения городского округа Самара, то есть ранее подачи Матвеевым М.Н. 12.01.2018 уведомления о проведении митинга, что подтверждается письмом за подписью директора учебного учреждения в адрес администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 29.12.2017 № 1934, письмом районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Октябрьского района городского округа Самара на имя директора ГБПОУ СО «ПГК» от 22.12.2017 № 1083, планом мероприятий ГБПОУ СО «ПГК» на 2017-2018 гг.
Также при рассмотрении уведомления о согласовании публичного мероприятия администрацией городского округа Самара было принято во внимание письмо директора Государственного бюджетного учреждения культуры «Самарская областная универсальная научная библиотека» от 15.05.2017 № 371, адресованное Главе городского округа Самара О.Б. Фурсова, в котором администрация учреждения сообщила, что проведение массовых публичных мероприятий в непосредственной близости от библиотеки создаст препятствия гражданам в посещении библиотеки, особенно в выходные дни.
Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия было доведено до сведения организатора.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции учитывая положения вышеприведенных норм, пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемое решение администрации городского округа Самара соответствует требованиям закона, содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом административным истцом месте, а также мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.
При этом принято во внимание и то обстоятельство, что предложенное организатору место публичного мероприятия - сквер «Родина», приказом Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.02.2013 № 8-п включен в Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу проблем преимущественно общественно-политического характера.
Названный приказ является действующим, в установленном законом порядке недействительным не признан.
При данных обстоятельствах, суд правомерно указал, что предложением административного ответчика провести заявленное публичное мероприятие в другом месте, заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Законом, права и законные интересы заявителя на проведение публичного мероприятия не нарушены и препятствий в реализации конституционных прав не создано.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не противоречит требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушает, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Матвеева М.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы Матвеева М.Н. об отсутствии оснований для запрета на проведение заявленного публичного мероприятия являются несостоятельными, так как в данном случае администрацией городского округа Самара не принималось решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия на основании части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», как ошибочно полагает административный истец, поскольку оспариваемое решение принято на основании пункта 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона.
Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Доводы апелляционной жалобы о надуманном основании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, не могут быть приняты во внимание, поскольку администрацией городского округа Самара предоставлены доказательства, свидетельствующие о невозможности проведения Матвеевым М.Н. заявленного публичного мероприятия в указанных в уведомлении время и месте.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предложенное администрацией городского округа Самара место проведения митинга не позволяло реализовать цели запланированного мероприятия, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку доказательствами не подтверждены.
Кроме того, 22.01.2018 в администрацию городского округа Самара поступил ответ организатора публичного мероприятия, в котором административный истец выразил согласие на проведение митинга в месте, предложенном администрацией городского округа Самара.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Матвеева М.Н., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева М.Н. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи