Судья Бардина Е.Е. Дело № 33а-972/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
31 марта 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Сафроновой Р›.Р., Георгиновой Рќ.Рђ.,
при секретаре Врацкой А.Ю.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РІ помещении Орловского областного СЃСѓРґР° административное дело в„–2Р°-970/2021 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ3 Рє первому заместителю главы администрации Рі. Орла РњРёРЅРєРёРЅСѓ Олегу Вячеславовичу, администрации Рі. Орла Рѕ признании незаконным решения,
РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ3 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі.Орла РѕС‚ 29 марта 2021 РіРѕРґР°, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Сафроновой Р›.Р., объяснения административного истца Р¤РРћ3, поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, возражения представителя администрации Рі. Орла Р¤РРћ7, судебная коллегия РїРѕ административным делам Орловского областного СЃСѓРґР°,
установила:
Р¤РРћ3 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє первому заместителю главы администрации Рі. Орла РњРёРЅРєРёРЅСѓ Олегу Вячеславовичу, администрации Рі. Орла Рѕ признании незаконным решения.
Р’ обоснование заявленных требований указывал РЅР° то, что 19 марта 2021 РіРѕРґР° Р¤РРћ3 подано уведомление Рѕ проведении <дата> публичного мероприятия – пикета РІ поддержку присоединения муниципального образования Рі. Орел Рє Корсаковскому району Орловской области.
По результатам рассмотрения указанного уведомления администрация г.Орла направила административному истцу письмо № 1/1-190321/ММ от 21 марта 2021 г. за подписью первого заместителя главы администрации г. Орла Минкина О.В. о невозможности согласования проведения пикетов в связи с введенными в Орловской области ограничениями для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Ссылался на то, что ответ является незаконным, административным ответчиком не предложено изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Также ссылался на то, что Постановление Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года № 155 в Орловской области не запрещает, а ограничивает проведение массовых мероприятий, не регламентируя количество участников, которое характеризует мероприятие как массовое.
Указывал на то, что в проведении публичного мероприятия было отказано со ссылкой на Указ Губернатора Орловской области и постановление Правительства Орловской области, а не основываясь на законе.
По указанным основаниям просил признать незаконным письмо от 21 марта 2021 года №1/1-190321/ММ, содержащее отказ в проведении пикетирования в поддержку присоединения муниципального образования г.Орел к Корсаковскому району Орловской области; обязать администрацию г.Орла не препятствовать проведению указанного мероприятия, обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении указанного пикета; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Судом постановлено указанное выше решение.
Р’ апелляционной жалобе Р¤РРћ3 ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° Рё вынесении РЅРѕРІРѕРіРѕ судебного акта, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ допущенными нарушениями РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права.
В приведенных в апелляционной жалобе доводах ссылается на то, что суд необоснованно приравнял публичное мероприятие – пикет к массовому мероприятию.
Приводит доводы о том, что обжалуемый ответ дан по формальным основаниям, не основываясь на законе.
Обращает внимание, что судом не приняты во внимание его доводы о том, что в Орловской области не определена численность участников, при котором мероприятие считается массовым.
Ссылается на то, что изменения, продляющие введенные Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ограничения, изданы 22 марта 2021 года. Администрацией г.Орла ответ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия дан уже 21 марта 2021 года.
Административный ответчик - первый заместитель главы администрации Рі.Орла РњРёРЅРєРёРЅ Рћ.Р’., заинтересованное лицо - Р¤РРћ8, надлежаще извещенные Рѕ времени Рё месте судебного заседания, РІ судебное заседание РЅРµ явились, ходатайств РѕР± отложении судебного заседания РЅРµ заявляли.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Порядок реализации указанного конституционного права регламентирован в Федеральном законе от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности предполагающем соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право, в том числе, проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан, в том числе, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Отношения, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области от 22 декабря 2016 г. № 2069-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области».
РР· части 1 статьи 3 данного Закона Орловской области следует, что организатор публичного мероприятия подает уведомление Рѕ проведении публичного мероприятия РЅР° территории соответствующего муниципального образования Орловской области (Р·Р° исключением собрания Рё пикетирования, РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕРіРѕ РѕРґРЅРёРј участником без использования быстровозводимой сборноразборной конструкции) РІ СЃСЂРѕРє, установленный частью 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях Рё пикетированиях», РІ письменной форме РІ соответствующий орган местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ, сельского поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Орловской области.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов административного дела, 19 марта 2021 РіРѕРґР° Р¤РРћ3 представил РІ администрацию Рі.Орла уведомление Рѕ проведении публичного мероприятия РІ форме пикетирования СЃ предполагаемым числом участников 20 человек.
Согласно представленному уведомлению данное публичное мероприятие предполагалось провести в сквере им. Ермолова, площадка на углу, на пересечении ул. Комсомольская и пер. Воскресенский в городе Орле.
Р’ указанном уведомлении Р¤РРћ3 заявил себя РІ качестве организатора публичного мероприятия, Р° Р¤РРћ8 – РІ качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции РїРѕ организации Рё проведению публичного мероприятия.
По результатам рассмотрения указанного уведомления первым заместителем главы администрации г.Орла Минкиным О.В. административному истцу направлено письмо от 21 марта 2021 г. №1/1190321/ММ, в котором указано на невозможность согласования проведения заявленного публичного мероприятия со ссылкой на запрет проведения массовых и публичных мероприятий, установленный Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 155 и Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение РѕР± удовлетворении требования Рѕ признании оспариваемого решения незаконным принимается РїСЂРё установлении РґРІСѓС… условий одновременно: решение РЅРµ соответствует нормативным правовым актам Рё нарушает права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого судебная коллегия соглашается, правильно исходил из того, что вышеуказанных предусмотренных законом оснований для признания решения администрации г.Орла от 21 марта 2021 года незаконным не имеется.
РР· материалов дела усматривается Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, что РІ 2020 РіРѕРґСѓ РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации произошло распространение РЅРѕРІРѕР№ коронавирусной инфекции.
В соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федераций территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. №155 в Орловской области с 19 марта 2020 года был введен режим повышенной готовности.
Ртим Р¶Рµ Постановлением Правительства Орловской области СЃ 19 марта 2020 РіРѕРґР° РґРѕ РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ распоряжения ограничено проведение РЅР° территории Орловской области массовых мероприятий, РІ том числе деловых, публичных, спортивных, культурных Рё развлекательных мероприятий.
Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» закреплено, что в период повышенной готовности на территории Орловской области временно приостановлено проведение развлекательных, зрелищных, культурных, досуговых, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных и иных подобных мероприятий с присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торговоразвлекательных центрах, на аттракционах и иных местах массового посещения граждан.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в период действия на территории Орловской области режима повышенной готовности положения Постановления Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года № 155 и Указа Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 применяются в дополнение к действующему законодательству и имеют характер специальных правовых норм.
В связи с чем, администрация г.Орла, действуя на основании вышеуказанных положений нормативных актов, пришла к обоснованному выводу о невозможности согласования уведомления от 19 марта 2021 года о проведении 1 апреля 2021 года публичного мероприятия в форме пикета.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое решение административного ответчика является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормативными правовыми актами, без нарушения прав и законных интересов административного истца.
Приведенные РІ апелляционной жалобе Р¤РРћ3 РґРѕРІРѕРґС‹ Рѕ том, что обжалуемый ответ РѕС‚ 21 марта 2021 РіРѕРґР° дан РїРѕ формальным основаниям, РЅРµ основываясь РЅР° законе, являются несостоятельными.
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ постановлении РѕС‚ 14 февраля 2013 Рі. в„– 4-Рџ указал, что закрепленное статьей 31 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации право граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собираться РјРёСЂРЅРѕ, без РѕСЂСѓР¶РёСЏ, проводить собрания, митинги Рё демонстрации, шествия Рё пикетирование является РѕРґРЅРёРј РёР· основополагающих Рё неотъемлемых элементов правового статуса личности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как демократическом правовом государстве, РІ числе РѕСЃРЅРѕРІ конституционного строя которого признаются идеологическое Рё политическое многообразие Рё многопартийность Рё РЅР° котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина (часть 1 статьи 1, статья 2, части 1 Рё 3 статьи 13, часть 1 статьи 45, части 1 Рё 2 статьи 46, статья 64 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации). РСЃС…РѕРґСЏ РёР· провозглашенной РІ преамбуле Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации цели утверждения гражданского РјРёСЂР° Рё согласия Рё учитывая, что РІ силу своей РїСЂРёСЂРѕРґС‹ публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия Рё пикетирование) РјРѕРіСѓС‚ затрагивать права Рё законные интересы широкого РєСЂСѓРіР° лиц - как участников публичных мероприятий, так Рё лиц, РІ РЅРёС… непосредственно РЅРµ участвующих, - государственная защита гарантируется только праву РЅР° проведение мирных публичных мероприятий, которое тем РЅРµ менее может быть ограничено федеральным законом РІ соответствии СЃ критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 Рё 2) Рё 55 (часть 3) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципа юридического равенства Рё вытекающего РёР· него принципа соразмерности, С‚.Рµ. РІ той мере, РІ какой это необходимо РІ целях защиты РѕСЃРЅРѕРІ конституционного строя, нравственности, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, прав Рё законных интересов РґСЂСѓРіРёС… лиц, обеспечения РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ страны Рё безопасности государства. Такой РїРѕРґС…РѕРґ согласуется СЃ общепризнанными принципами Рё нормами международного права, РІ том числе закрепленными РІРѕ Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ мирных собраний, Рё РІ Международном пакте Рѕ гражданских Рё политических правах, статья 21 которого, признавая право РЅР° мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых РІ соответствии СЃ законом Рё необходимых РІ демократическом обществе РІ интересах государственной или общественной безопасности, общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности населения или защиты прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ РґСЂСѓРіРёС… лиц.
В приведенном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что право на свободу мирных собраний определено в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций. В этих целях федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (пункты «в», «м» статьи 71, пункт «б» части 1 статьи 72, части 1 и 2 статьи 76), установил в Федеральном законе №54 порядок организации и проведения таких публичных мероприятий.
Согласно статье 1 Федерального закона №54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных этим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 возложили на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации обязанности по разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с чем, в данном случае не имеется оснований полагать, что права административного истца, закрепленные Конституцией РФ, нарушены, а администрация г.Орла отказала в проведении пикета по формальным основаниям.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что несмотря на то, что изменения, продляющие введенные Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ограничения изданы 22 марта 2021 года, администрацией г.Орла ответ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия дан уже 21 марта 2021 года, не влекут отмену обжалуемого решения, по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года №155 с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения ограничено проведение на территории Орловской области массовых мероприятий, в том числе публичных.
Вопреки доводам жалобы, на момент принятия ответа от 21 марта 2021 года каких-либо особых распоряжений, снимающих введенные ограничения с 1 апреля 2021 года, не выносилось.
Напротив, Указом Губернатора Орловской области от 22 марта 2021 года №116 срок введенных ограничений продлен по 30 апреля 2021 года.
Довод апелляционной жалобы Р¤РРћ3 Рѕ том, что СЃСѓРґ приравнял публичное мероприятие – пикет Рє массовому мероприятию, основан РЅР° неправильном толковании РЅРѕСЂРј материального права, был рассмотрен СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, обоснованно признан несостоятельным РїРѕ мотивам, РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ приведенным РІ обжалуемом судебном решении, оснований РЅРµ согласиться СЃ которыми Сѓ судебной коллегии РЅРµ имеется.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ апелляционной жалобе, РЅРµ содержат обстоятельств, свидетельствующих Рѕ нарушении СЃСѓРґРѕРј РЅРѕСЂРј материального права, повторяют РґРѕРІРѕРґС‹, выраженные РїСЂРё рассмотрении дела РІ СЃСѓРґРµ первой инстанции, Рё сводятся фактически Рє несогласию СЃ той оценкой, которую исследованным РїРѕ делу доказательствам дал СЃСѓРґ первой инстанции, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ повлечь его отмену. Оснований Рє переоценке установленных СЃСѓРґРѕРј обстоятельств Сѓ судебной коллегии РЅРµ имеется, поэтому жалоба РЅРµ может быть удовлетворена.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі.Орла РѕС‚ 29 марта 2021 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ3 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 марта 2021 года.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё:
Судья Бардина Е.Е. Дело № 33а-972/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
31 марта 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.,
судей Сафроновой Р›.Р., Георгиновой Рќ.Рђ.,
при секретаре Врацкой А.Ю.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РІ помещении Орловского областного СЃСѓРґР° административное дело в„–2Р°-970/2021 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ3 Рє первому заместителю главы администрации Рі. Орла РњРёРЅРєРёРЅСѓ Олегу Вячеславовичу, администрации Рі. Орла Рѕ признании незаконным решения,
РїРѕ апелляционной жалобе Р¤РРћ3 РЅР° решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі.Орла РѕС‚ 29 марта 2021 РіРѕРґР°, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Сафроновой Р›.Р., объяснения административного истца Р¤РРћ3, поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, возражения представителя администрации Рі. Орла Р¤РРћ7, судебная коллегия РїРѕ административным делам Орловского областного СЃСѓРґР°,
установила:
Р¤РРћ3 обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє первому заместителю главы администрации Рі. Орла РњРёРЅРєРёРЅСѓ Олегу Вячеславовичу, администрации Рі. Орла Рѕ признании незаконным решения.
Р’ обоснование заявленных требований указывал РЅР° то, что 19 марта 2021 РіРѕРґР° Р¤РРћ3 подано уведомление Рѕ проведении <дата> публичного мероприятия – пикета РІ поддержку присоединения муниципального образования Рі. Орел Рє Корсаковскому району Орловской области.
По результатам рассмотрения указанного уведомления администрация г.Орла направила административному истцу письмо № 1/1-190321/ММ от 21 марта 2021 г. за подписью первого заместителя главы администрации г. Орла Минкина О.В. о невозможности согласования проведения пикетов в связи с введенными в Орловской области ограничениями для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Ссылался на то, что ответ является незаконным, административным ответчиком не предложено изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Также ссылался на то, что Постановление Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года № 155 в Орловской области не запрещает, а ограничивает проведение массовых мероприятий, не регламентируя количество участников, которое характеризует мероприятие как массовое.
Указывал на то, что в проведении публичного мероприятия было отказано со ссылкой на Указ Губернатора Орловской области и постановление Правительства Орловской области, а не основываясь на законе.
По указанным основаниям просил признать незаконным письмо от 21 марта 2021 года №1/1-190321/ММ, содержащее отказ в проведении пикетирования в поддержку присоединения муниципального образования г.Орел к Корсаковскому району Орловской области; обязать администрацию г.Орла не препятствовать проведению указанного мероприятия, обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении указанного пикета; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Судом постановлено указанное выше решение.
Р’ апелляционной жалобе Р¤РРћ3 ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° Рё вынесении РЅРѕРІРѕРіРѕ судебного акта, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ допущенными нарушениями РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права.
В приведенных в апелляционной жалобе доводах ссылается на то, что суд необоснованно приравнял публичное мероприятие – пикет к массовому мероприятию.
Приводит доводы о том, что обжалуемый ответ дан по формальным основаниям, не основываясь на законе.
Обращает внимание, что судом не приняты во внимание его доводы о том, что в Орловской области не определена численность участников, при котором мероприятие считается массовым.
Ссылается на то, что изменения, продляющие введенные Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ограничения, изданы 22 марта 2021 года. Администрацией г.Орла ответ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия дан уже 21 марта 2021 года.
Административный ответчик - первый заместитель главы администрации Рі.Орла РњРёРЅРєРёРЅ Рћ.Р’., заинтересованное лицо - Р¤РРћ8, надлежаще извещенные Рѕ времени Рё месте судебного заседания, РІ судебное заседание РЅРµ явились, ходатайств РѕР± отложении судебного заседания РЅРµ заявляли.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Порядок реализации указанного конституционного права регламентирован в Федеральном законе от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности предполагающем соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право, в том числе, проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан, в том числе, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Отношения, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области от 22 декабря 2016 г. № 2069-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области».
РР· части 1 статьи 3 данного Закона Орловской области следует, что организатор публичного мероприятия подает уведомление Рѕ проведении публичного мероприятия РЅР° территории соответствующего муниципального образования Орловской области (Р·Р° исключением собрания Рё пикетирования, РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕРіРѕ РѕРґРЅРёРј участником без использования быстровозводимой сборноразборной конструкции) РІ СЃСЂРѕРє, установленный частью 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях Рё пикетированиях», РІ письменной форме РІ соответствующий орган местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ, сельского поселения, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Орловской области.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов административного дела, 19 марта 2021 РіРѕРґР° Р¤РРћ3 представил РІ администрацию Рі.Орла уведомление Рѕ проведении публичного мероприятия РІ форме пикетирования СЃ предполагаемым числом участников 20 человек.
Согласно представленному уведомлению данное публичное мероприятие предполагалось провести в сквере им. Ермолова, площадка на углу, на пересечении ул. Комсомольская и пер. Воскресенский в городе Орле.
Р’ указанном уведомлении Р¤РРћ3 заявил себя РІ качестве организатора публичного мероприятия, Р° Р¤РРћ8 – РІ качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции РїРѕ организации Рё проведению публичного мероприятия.
По результатам рассмотрения указанного уведомления первым заместителем главы администрации г.Орла Минкиным О.В. административному истцу направлено письмо от 21 марта 2021 г. №1/1190321/ММ, в котором указано на невозможность согласования проведения заявленного публичного мероприятия со ссылкой на запрет проведения массовых и публичных мероприятий, установленный Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 155 и Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение РѕР± удовлетворении требования Рѕ признании оспариваемого решения незаконным принимается РїСЂРё установлении РґРІСѓС… условий одновременно: решение РЅРµ соответствует нормативным правовым актам Рё нарушает права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого судебная коллегия соглашается, правильно исходил из того, что вышеуказанных предусмотренных законом оснований для признания решения администрации г.Орла от 21 марта 2021 года незаконным не имеется.
РР· материалов дела усматривается Рё установлено СЃСѓРґРѕРј, что РІ 2020 РіРѕРґСѓ РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации произошло распространение РЅРѕРІРѕР№ коронавирусной инфекции.
В соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федераций территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. №155 в Орловской области с 19 марта 2020 года был введен режим повышенной готовности.
Ртим Р¶Рµ Постановлением Правительства Орловской области СЃ 19 марта 2020 РіРѕРґР° РґРѕ РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ распоряжения ограничено проведение РЅР° территории Орловской области массовых мероприятий, РІ том числе деловых, публичных, спортивных, культурных Рё развлекательных мероприятий.
Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» закреплено, что в период повышенной готовности на территории Орловской области временно приостановлено проведение развлекательных, зрелищных, культурных, досуговых, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных и иных подобных мероприятий с присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торговоразвлекательных центрах, на аттракционах и иных местах массового посещения граждан.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в период действия на территории Орловской области режима повышенной готовности положения Постановления Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года № 155 и Указа Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 применяются в дополнение к действующему законодательству и имеют характер специальных правовых норм.
В связи с чем, администрация г.Орла, действуя на основании вышеуказанных положений нормативных актов, пришла к обоснованному выводу о невозможности согласования уведомления от 19 марта 2021 года о проведении 1 апреля 2021 года публичного мероприятия в форме пикета.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое решение административного ответчика является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормативными правовыми актами, без нарушения прав и законных интересов административного истца.
Приведенные РІ апелляционной жалобе Р¤РРћ3 РґРѕРІРѕРґС‹ Рѕ том, что обжалуемый ответ РѕС‚ 21 марта 2021 РіРѕРґР° дан РїРѕ формальным основаниям, РЅРµ основываясь РЅР° законе, являются несостоятельными.
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ постановлении РѕС‚ 14 февраля 2013 Рі. в„– 4-Рџ указал, что закрепленное статьей 31 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации право граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собираться РјРёСЂРЅРѕ, без РѕСЂСѓР¶РёСЏ, проводить собрания, митинги Рё демонстрации, шествия Рё пикетирование является РѕРґРЅРёРј РёР· основополагающих Рё неотъемлемых элементов правового статуса личности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как демократическом правовом государстве, РІ числе РѕСЃРЅРѕРІ конституционного строя которого признаются идеологическое Рё политическое многообразие Рё многопартийность Рё РЅР° котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина (часть 1 статьи 1, статья 2, части 1 Рё 3 статьи 13, часть 1 статьи 45, части 1 Рё 2 статьи 46, статья 64 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации). РСЃС…РѕРґСЏ РёР· провозглашенной РІ преамбуле Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации цели утверждения гражданского РјРёСЂР° Рё согласия Рё учитывая, что РІ силу своей РїСЂРёСЂРѕРґС‹ публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия Рё пикетирование) РјРѕРіСѓС‚ затрагивать права Рё законные интересы широкого РєСЂСѓРіР° лиц - как участников публичных мероприятий, так Рё лиц, РІ РЅРёС… непосредственно РЅРµ участвующих, - государственная защита гарантируется только праву РЅР° проведение мирных публичных мероприятий, которое тем РЅРµ менее может быть ограничено федеральным законом РІ соответствии СЃ критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 Рё 2) Рё 55 (часть 3) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципа юридического равенства Рё вытекающего РёР· него принципа соразмерности, С‚.Рµ. РІ той мере, РІ какой это необходимо РІ целях защиты РѕСЃРЅРѕРІ конституционного строя, нравственности, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, прав Рё законных интересов РґСЂСѓРіРёС… лиц, обеспечения РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ страны Рё безопасности государства. Такой РїРѕРґС…РѕРґ согласуется СЃ общепризнанными принципами Рё нормами международного права, РІ том числе закрепленными РІРѕ Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ мирных собраний, Рё РІ Международном пакте Рѕ гражданских Рё политических правах, статья 21 которого, признавая право РЅР° мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых РІ соответствии СЃ законом Рё необходимых РІ демократическом обществе РІ интересах государственной или общественной безопасности, общественного РїРѕСЂСЏРґРєР°, охраны Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ Рё нравственности населения или защиты прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ РґСЂСѓРіРёС… лиц.
В приведенном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что право на свободу мирных собраний определено в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций. В этих целях федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (пункты «в», «м» статьи 71, пункт «б» части 1 статьи 72, части 1 и 2 статьи 76), установил в Федеральном законе №54 порядок организации и проведения таких публичных мероприятий.
Согласно статье 1 Федерального закона №54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных этим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положения Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 возложили на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации обязанности по разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с чем, в данном случае не имеется оснований полагать, что права административного истца, закрепленные Конституцией РФ, нарушены, а администрация г.Орла отказала в проведении пикета по формальным основаниям.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что несмотря на то, что изменения, продляющие введенные Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ограничения изданы 22 марта 2021 года, администрацией г.Орла ответ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия дан уже 21 марта 2021 года, не влекут отмену обжалуемого решения, по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 19 марта 2020 года №155 с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения ограничено проведение на территории Орловской области массовых мероприятий, в том числе публичных.
Вопреки доводам жалобы, на момент принятия ответа от 21 марта 2021 года каких-либо особых распоряжений, снимающих введенные ограничения с 1 апреля 2021 года, не выносилось.
Напротив, Указом Губернатора Орловской области от 22 марта 2021 года №116 срок введенных ограничений продлен по 30 апреля 2021 года.
Довод апелляционной жалобы Р¤РРћ3 Рѕ том, что СЃСѓРґ приравнял публичное мероприятие – пикет Рє массовому мероприятию, основан РЅР° неправильном толковании РЅРѕСЂРј материального права, был рассмотрен СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, обоснованно признан несостоятельным РїРѕ мотивам, РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ приведенным РІ обжалуемом судебном решении, оснований РЅРµ согласиться СЃ которыми Сѓ судебной коллегии РЅРµ имеется.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ апелляционной жалобе, РЅРµ содержат обстоятельств, свидетельствующих Рѕ нарушении СЃСѓРґРѕРј РЅРѕСЂРј материального права, повторяют РґРѕРІРѕРґС‹, выраженные РїСЂРё рассмотрении дела РІ СЃСѓРґРµ первой инстанции, Рё сводятся фактически Рє несогласию СЃ той оценкой, которую исследованным РїРѕ делу доказательствам дал СЃСѓРґ первой инстанции, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ повлечь его отмену. Оснований Рє переоценке установленных СЃСѓРґРѕРј обстоятельств Сѓ судебной коллегии РЅРµ имеется, поэтому жалоба РЅРµ может быть удовлетворена.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного СЃСѓРґР° Рі.Орла РѕС‚ 29 марта 2021 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Р¤РРћ3 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 марта 2021 года.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: