дело № 2-78/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
с участием истца Поповой Г.М. и представителя ответчика Сидорченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Галины Михайловны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,
установил:
Попова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, в котором она проживает, расположенного по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>. В обоснование иска указала, что кровля жилого дома находится в ненадлежащем состоянии, при таянии снега и в дождливую погоду она протекает, стропила на чердаке сгнили, а дымоходные трубы разрушились. Фасад вокруг дома обрушился, облицовочные кирпичи раскрошились. В подвале дома прогнили доски, из которых выполнен настил, трубы системы отопления протекают, повсюду грязь и мусор, а ведущая в подвал лестница крутая и не имеет перил. В коридоре дома окна прогнили, двери подъезда не закрываются, На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данный многоквартирный жилой дом нуждается в проведении капитального ремонта, который не проведен до настоящего времени. Поэтому истец просит: заменить кровлю дома, выполненную из шифера, на металлочерепицу; заменить стропила на чердаке; произвести ремонт дымоходных труб, выложив их из новых кирпичей; выложить фасад новыми кирпичами и оштукатурить; произвести ремонт подвального помещения дома: очистить его от мусора и грязи, заменить трубы и прогнившие доски настила, оштукатурить стены, установить на входе в подвал новую лестницу с перилами; заменить деревянные окна в коридорах на пластиковые; заменить двери, установленные на входах в подъезды дома, на новые деревянные.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ООО «Квартал», осуществляющее техническое обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного жилого дома.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, мотивировав свои требования несогласием с установленным Региональной программой по проведению капитального ремонта сроком проведения ремонта ее дома – 2031 год. Кроме того, полагала, что администрация МР «Троицко-Печорский» как бывший наймодатель обязана провести капитальный ремонт дома в объеме заявленных требований, поскольку многоквартирный жилой дом на момент приватизации ею жилого помещения (2015 год) требовал проведения капитального ремонта, несмотря на то, что ответчик данный факт не признает.
Представитель ответчика Сидорченко С.А. в суде иск не признал, указал, что истец является собственником жилого помещения и несет бремя по содержанию и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. В муниципальной собственности находится всего одна квартира, расположенная в данном доме, а остальные жилые помещения принадлежат на праве собственности жильцам. Кроме того, многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск, <адрес> включен в региональную программу по проведению капитального ремонта, которой, с учетом очередности, установлены сроки проведения ремонта. Собственники помещений, расположенных в данном многоквартирном доме, вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома в более ранние сроки, чем те, что установлены программой. В отношении доводов истца о нуждаемости дома в капитальном ремонте на момент приватизации жилого помещения отметил, что доказательств в их подтверждение истцом не представлено. Первый договор приватизации жилого помещения в данном доме заключен ДД.ММ.ГГГГ, ни тогда, ни на момент приватизации квартиры истцом в 2015 году дом не требовал проведения капитального ремонта. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности, учитывая, что о нарушении своих прав истец узнала не позднее даты государственной регистрации права собственности истца ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указал, что истцом не представлено доказательств отнесения работ, указанных в исковом заявлении, к работам по капитальному ремонту дома.
Представитель третьего лица ООО «Квартал» в судебное заседание не явился. Учитывая надлежащее извещение, дело рассмотрено в его отсутствие
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Трехэтажный 36-квартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, был построен и введен в эксплуатацию в 1982 году. Управление многоквартирным домом до ДД.ММ.ГГГГ осуществляло товарищество собственников жилья «Парма», ликвидированное на указанную дату, а обслуживание дома, в том числе содержание и текущий ремонт общего имущества, осуществляет ООО «Квартал».
Попова Г.М. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на передачу квартиры в собственность граждан в порядке приватизации, заключенного ею с администрацией МР «Троицко-Печорский район», право собственности Поповой Г.М. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из реестра муниципального жилищного фонда от 29.03.2019 на момент заключения договора приватизации – ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира находилась в собственности МР «Троицко-Печорский». На основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была предоставлена нанимателю ФИО1, совместно с которым вселению в указанное жилое помещение в качестве члена его семьи подлежала Попова Г.М.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной решением Совета МР «Троицко-Печорский», вынесено заключение о признании многоквартирного дома по адресу: пгт. Троицко-Печорск, <адрес> нуждающимся в проведении капитального ремонта.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом в силу ч. 3 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Как следует из Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми», очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: износ многоквартирного дома; год ввода в эксплуатацию; своевременность и полнота оплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт; дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 г. N 572, с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства Республики Коми от 16.12.2014 № 524, от 19.04.2016 № 202, от 27.06.2016 № 316, от 05.10.2016 № 466, от 26.01.2017 № 44, от 15.06.2017 № 303, от 12.07.2017 № 374, от 24.01.2018 № 29, от 22.03.2018 № 148, от 28.01.2019 № 29 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2015-2044 годы, в которой дата проведения очередного капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения), а также фундамента многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, 1982 года постройки, установлена в 2031 году.
В соответствии с ч. 2 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме согласно ч. 5 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации должны быть определены или утверждены перечень работ по капитальному ремонту, смета расходов на капитальный ремонт, сроки проведения капитального ремонта, а также источники финансирования капитального ремонта.
При этом в силу ст. 39 этого же Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, уплачивая взнос на капитальный ремонт (ст. 154 Кодекса); доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется в силу ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.1). В случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса (п.3).
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 ГК РФ.
Из объяснений истца следует, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: пгт. Троицко-Печорск, <адрес> решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не принимали, как и решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (например, со счета регионального оператора на специальный счет). В связи с этим, доводы истца о несогласии с установленным региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта многоквартирного дома (2031 год), признаются судом необоснованными.
Оценивая доводы истца об обязанности администрации МР «Троицко-Печорский» как бывшего наймодателя провести капитальный ремонт многоквартирного дома по причине нуждаемости многоквартирного дома в капитальном ремонте на момент приватизации ею жилого помещения (2015 год), суд отмечает следующее.
Статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом, при этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из совокупности приведенных выше норм следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Вместе с тем, такая обязанность у бывшего наймодателя возникает лишь в случае, если на момент приватизации многоквартирный жилой дом уже требовал капитального ремонта.
Таким образом, юридически значимым для разрешения данного спора является выяснение вопроса о том, требовался ли на момент приватизации капитальный ремонт дома, и если требовался, то была ли исполнена наймодателем обязанность по проведению такого ремонта.
В свою очередь, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также в случае, когда обязанность по проведению капитального ремонта у бывшего наймодателя не возникла, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в т.ч. на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, относимых, допустимых и достоверных доказательств в подтверждение нуждаемости многоквартирного жилого дома в проведении капитального ремонта на дату приватизации истцом квартиры в материалы дела не представлено.
Более того, нуждаемость спорного дома в проведении капитального ремонта установлена лишь ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии, т.е. после приватизации (ДД.ММ.ГГГГ) Поповой Г.М. квартиру №, расположенную в данном жилом доме.
На основании изложенных законоположений, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Поповой Г.М. о возложении на администрацию МР «Троицко-Печорский», обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, согласно перечню и объему работ, определенных истцом.
При этом, в случае необходимости проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, истец не лишен права обратиться с требованием к обслуживающей организации о проведении такого ремонта.
Кроме того, суд находит обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности три года.
Правила определения момента начала течения исковой давности установлены статьей 200 ГК РФ, согласно пункту 1 которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Истец в суде пояснила, что о нуждаемости, по ее мнению, дома в капитальном ремонте ей стало известно сразу при вселении в жилое помещение на основании договора социального найма. Учитывая, что договор социального найма на квартиру № в данном доме был заключен ДД.ММ.ГГГГ, договор приватизации – ДД.ММ.ГГГГ, а право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о предполагаемом нарушении своих прав и законных интересов истцу стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку с настоящим исковым заявлением истец обратилась в суд 04.03.2019, с пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, и не представил доказательств уважительности причин его пропуска, в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Поповой Г.М. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская
Мотивированное решение составлено 16 апреля 2019 года