дело № 2-829/2019
УИД <номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2019 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Косолаповой А.С.
при секретаре Гайворонской А.П.
с участием
представителя истца министерства здравоохранения Ставропольского края Хвостовой С.В.
ответчика Узденова К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску министерства здравоохранения Ставропольского края к Узденову К. В. о взыскании денежных средств, связанных с предоставлением единовременной компенсационной выплаты, уплаты неустойки и расторжении договора,
установил:
министерство здравоохранения Ставропольского края обратилось в суд с иском, впоследствии уточненным, к Узденову К. В. о взыскании денежных средств, связанных с предоставлением единовременной компенсационной выплаты, уплаты неустойки и расторжении договора. В обоснование заявленных требований указано, что 10 мая 2017 года между министерством здравоохранения Ставропольского края и Узденовым К.В. заключен договор № 17 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
Согласно указанному договору, медицинский работник обязан отработать в течение 5 лет со дня начала исполнения трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором от 31.03.2017 № 14, заключенным медицинским работником с медицинской организацией в сельском населенном пункте Ставропольского края, либо рабочем поселке Ставропольского края, либо поселке городского типа в с. Курсавка ГБУЗ СК «Андроповская центральная районная больница», врачом-хирургом, по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в связи, с чем министерство обязуется предоставить ему единовременную компенсационную выплату в размере 1000000,00 рублей. Обязательство министерством выполнено в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 раздела 2 договора в случае прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока действия трудового договора (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан возвратить в течение 15 рабочих дней со дня прекращения трудового договора в бюджет Ставропольского края часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
15.10.2018 Узденову К.В. направлено письмо о расторжении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты <номер обезличен>
18.10.2018 в адрес Узденова К.В. направлена претензия за № 01-13/8458.
09.01.2019 Узденовым К.В. перечислена сумма основного долга в размере 95000 руб.
Таким образом в настоящее время сумма невозвращенной медицинским работником единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период составляет 607634,95 руб. Неустойка по состоянию на 13.02.2019 – 79490,34 руб.
На основании изложенного истец, с учетом уточнения исковых требований, просит суд: взыскать с Узденова К.В. в пользу министерства основной долг в сумме единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период в сумме 607634,95 руб.; взыскать с Узденова К.В. в пользу министерства неустойку в размере 79490,34 руб.; расторгнуть договор от 10 мая 2017 года № 17 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику
В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Указала, что поскольку Узденов К.В. не отработал 5 лет в медицинском учреждении в с. Курсавка, в связи с чем, часть единовременной компенсационной выплаты подлежит возврату.
В судебном заседании ответчик Узденов К.В. исковые требования не оспаривал, пояснил, что он по мере возможности погашает задолженность перед министерством здравоохранения. Просил снизить размер неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Представители третьих лиц Федерального фонда обязательного медицинского страхования и ГБУЗ СК «Андроповская центральная районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и в срок, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, при этом в соответствии со ст. 310 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона № 472-ФЗ от 23.12.2016) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
На основании пункта 3 части 12.2 статьи 51 вышеназванного Закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
В Федеральном законе № 326-ФЗ дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационной характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1798-О отмечено, что правовое регулирование, установленное в части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Во исполнение федеральной программы постановлением Правительства Ставропольского края от 08.02.2017 утвержден Порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт Ставропольского края, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Ставропольского края, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
Согласно п. 16 указанного Порядка договор должен содержать, в том числе следующие условия: обязанность медицинского работника работать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором; порядок возврата медицинским работником в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока в бюджет Ставропольского края части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной со дня прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты.
Из материалов дела следует, что 10 мая 2017 года министерство здравоохранения Ставропольского края заключило с Узденовым К.В. договор № 17 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Предметом указанного договора являлось предоставление медицинскому работнику (Узденову К.В.), прибывшему (переехавшему) на работу в с. Курсавка ГБУЗ СК «Андроповская центральная районная больница» врачом-хирургом, единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с министерством (п. 5 договора), с обязанностью отработать пять лет со дня начала исполнения трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором от 31.03.2017 № 14 на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников (п. 2 договора). Обязательство министерством выполнено в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 29.06.2017 года <номер обезличен> и <номер обезличен>
В соответствии с пунктом 4 договора в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2. 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) Узденов К.В. обязан возвратить в течение 15 рабочих дней со дня прекращения трудового договора в бюджет Ставропольского края часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
В случае неисполнения медицинским работником обязанности, предусмотренной п. 4 договора, медицинский работник обязуется уплатить в бюджет Ставропольского края неустойку в размере 0,1% от размера части компенсационной выплаты, подлежащей возврату, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного п. 4 договора (дополнительное соглашение № 1 от 10.05.2018.
С условиями договора и дополнительного соглашения к нему Узденов К.В. согласился, о чем свидетельствуют его подписи.
Из материалов дела усматривается, что до истечения пяти лет, трудовой договор с ответчиком - Узденовым К.В. прекращен.
Так, приказом ГБУЗ СК «Андроповская центральная районная больница» № 1121/к от 21.09.2018 действие заключенного с ответчиком трудового договора от 31.03.2017 № 14 прекращено с 27 сентября 2018 года, Узденов К.В. уволен с 27 сентября 2018 года по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в качестве основания увольнения указано личное заявление работника.
Также из материалов дела следует, что истцом в адрес ответчика направлялись письма от 15.10.2018 № 01-13/8318 и от 18.10.2018 № 01-13/8458 о необходимости возврата части компенсационной выплаты, рассчитанной согласно договору на выплату, в размере 702634,95 руб., неустойки в размере 702,63 руб. за каждый день просрочки (л.д. 13-17), однако требования в полном объеме ответчиком в добровольном порядке не исполнены.
09.01.2019 Узденовым К.В. перечислена министерству здравоохранения сумма основного долга в размере 95000 руб.
Таким образом, учитывая, что трудовой договор с Узденовым К.В. расторгнут по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, у него возникла обязанность по возврату части единовременной компенсационной выплаты в заявленном размере – 607634,95 руб., неустойки, рассчитанной истцом по состоянию на 13.02.2019. Суд признает представленный истцом расчет арифметически верным, основанным на законе и положениях договора. Данный расчет ответчиком не оспорен и не опровергнут.
Однако в связи с заявленным ходатайством ответчика, суд считает возможным применить к требованиям о взыскании неустойки (пени) положения ст. 333 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу пункта 1 статьи 333 Кодекса, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
При рассмотрении требования истца о взыскании с ответчика неустойки суд исходит из того, что ответственность, установленная сторонами в договоре, является чрезмерно высокой. При определении размера подлежащей взысканию неустойки суд применяет предусмотренное статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации право уменьшения неустойки ввиду ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства и уменьшает ее до 30000 руб.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон, договор, может быть, расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд находит существенным нарушение ответчиком Узденовым К.В. договора № 17 от 10 мая 2017 года о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, в связи с чем полагает, что данное требование также подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Также суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика, в порядке, предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, государственной пошлины в сумме 9576 рублей 35 копеек, поскольку истец при предъявлении иска был освобожден от оплаты государственной пошлины в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования министерства здравоохранения Ставропольского края к Узденову К. В. о взыскании денежных средств, связанных с предоставлением единовременной компенсационной выплаты, уплаты неустойки и расторжении договора – удовлетворить частично.
Взыскать с Узденова К. В. в пользу министерства здравоохранения Ставропольского края основной долг в сумме единовременной компенсационной выплаты за неотработанный период в сумме 607634 (шестьсот семь тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля 95 копеек.
Взыскать с Узденова К. В. в пользу министерства здравоохранения Ставропольского края неустойку в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Расторгнуть договор от 10 мая 2017 года № 17 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику.
В удовлетворении требований министерства здравоохранения Ставропольского края к Узденову К. В. о взыскании неустойки в размере 49490 рублей 34 копейки – отказать.
Взыскать с Узденова К. В. в доход муниципального образования г. Ставрополя государственную пошлину в размере 9576 рублей 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 апреля 2019 года.
Судья А.С. Косолапова