№ 2-658/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2021 года г.Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Францевой О.В., с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя ответчика ОАО «Концерн КЭМЗ» ФИО8, представителей заинтересованного лица – Управления по Южному федеральному округу Центра охраны объектов промышленности ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО6 и ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев исковое заявление Прокурора <адрес> Республики Дагестан, в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» о понуждении обеспечения охраны объектов производства войсками национальной гвардии Российской Федерации,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд в соответствии со с.45 ГПК РФ с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрена информация начальника Управления по Южному федеральному округу ЦООП ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО5 о несоблюдении требований антитеррористического законодательства со стороны ОАО «Концерн КЭМЗ». Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В пункте 4 статьи 3 Закона № 35-ФЗ определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статьей 2 Закона № 35-ФЗ к основным принципам, на которых основывается противодействие терроризму в Российской Федерации, отнесены в числе прочих законность, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности (далее — Требования), которые определяют порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и являющихся критически важными, стратегическими, режимными, опасными производственными объектами (территориями).
В соответствии с пунктом 5 Требований для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов с учетом степени их потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на объектах и возможных последствий их совершения проводится категорирование объектов (территорий) по степени их потенциальной опасности (далее - категорирование).
Согласно определению в пункте 4 Требований категория объекта (территории) условный индекс, характеризующий объект (территорию) по степени его потенциальной опасности при возникновении на объекте чрезвычайной ситуации в результате совершения террористического акта на объекте с учетом важности объекта для обеспечения интересов общества и безопасности государства.
Пунктом 19 Требований регламентировано, что в зависимости от степени потенциальной опасности объекта, значимости объекта для инфраструктуры и жизнеобеспечения, возможных последствий совершения на объекте террористических актов, вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на нем людям и имуществу в случае совершения на объекте террористического акта, обследуемому объекту присваивается соответствующая категория.
В порядке пункта 22 Требований результаты работ по категорированию объекта вносятся Паспорт безопасности объекта. В пункте 21 Требований, установлено, что объекты (территории) которым в установленном порядке присвоены категории В и С, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
По результатам обследования и категорирования ОАО «Концерн КЭМЗ» составлен и утвержден в установленном порядке паспорт безопасности ОАО «Концерн КЭМЗ», согласно которому по уровню потенциальной опасности объекту присвоена категория С (средняя).
В пункте 1 Требований также указано, что перечень объектов (территорий) определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень предприятий (объектов) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, в который включено ОАО «Концерн КЭМЗ» (пункт 172 Перечня).
Таким образом, учитывая вышеприведенные законодательные нормы, объекты (территории) ОАО «Концерн КЭМЗ» подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, ОАО «Концерн КЭМЗ» в нарушение вышеуказанных требований законодательства охрана объектов войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации до настоящего периода времени не обеспечена.
Ненадлежащим исполнением, требований законодательства об антитеррористической защите объектов промышленности нарушаются права и интересы работников ОАО «Концерн КЭМЗ» и иных лиц, посещающих ОАО «Концерн КЭМЗ», эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц.
На основании изложенного истец просит суд понудить ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» обеспечить охрану объектов (территорий) ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод», расположенных по адресу: <адрес>, войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства, помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержала, дав аналогичные поданному иску пояснения.
Представитель ответчика – ОАО «Концерн КЭМЗ» ФИО8 исковые требования не признал, пояснив суду, что предприятие занимается производством гражданских товаров, а также исполняет военные заказы. В настоящее время предприятие охраняется силами работников предприятия, имеется сигнализация. В случае же удовлетворения исковых требований прокурора, просил предоставить срок для составления договора.
Представитель заинтересованного лица Управления по Южному федеральному округу Центра охраны объектов промышленности ФГУП «Охрана» Росгвардии ФИО6 исковые требования прокурора <адрес> просил удовлетворить. Пояснив суду, что для выполнения требований законодательства в области обеспечения антитеррористической защиты объектов промышленности Управление по ЮФО неоднократно направляло в адрес руководства ОАО «Концерн КЭМЗ» обращения, в которых предлагало обсудить вопросы сотрудничества, совместного проведения обследования объектов и заключения договора об оказании услуг по охране объекта. В последнем ответе ОАО Концерн КЭМЗ ответило, что готово к сотрудничеству на безвозмездной основе. Указанный ответ был расценен ими как отказ. ОАО «Концерн КЭМЗ» находится в ведении министерства промышленности и торговли РФ и включено в Перечень предприятий промышленности подлежащих обязательной антитеррористической защите.
Таким образом, постоянное включение ОАО Концерн КЭМЗ в утвержденный перечень подчеркивает значимость предприятия в общей системе обеспечения экономической и оборонной мощи Российской Федерации, обязывает его руководство и должностных лиц в обязательном порядке обеспечить надежную антитеррористическую защиту объектов. Основой для включения ОАО Концерн КЭМЗ в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ № явилось то, что объектам данного предприятии в ходе категорирования их объектов присвоена категория по потенциальной опасности «С - средняя». В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, ОАО Концерн КЭМЗ включено в сводный Реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Установка кнопок тревожной сигнализации с информации от них на пульты централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны Росгвардии, а также организация выезда оперативных групп при срабатывании КТС, это необходимые, но не достаточные и не соответствующие требованиям нормативных актов меры по обеспечению надежной антитеррористической защиты промышленных объектов.
Суд, выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Статьей 12 ГК РФ, в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, а именно Паспорта антитеррористической защищенности ОАО «Концерн КЭМЗ», ОАО «Концерн КЭМЗ» отнесен к категории объектов со средней степенью потенциальной опасности.
Данное обстоятельство представителем ответчика не отрицалось.
В пункте 3 статьи 22 Федерального закона № предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом № 35-ФЗ.
В соответствии, с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктами 7, 12 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно ч.3.1 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии, со ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О государственной охране» государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемых в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в РФ и исполнения международных обязательств РФ, осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технически х, информационных и иных мер.
В силу, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов /территорий/ промышленности в форме паспорта безопасности объекта /территории/ промышленности» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности объектов /территорий/ промышленности, подлежащих антитеррористической защите находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли».
Согласно, п.19 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности, по результатам работы комиссии в зависимости от степени потенциальной опасности объекта (территории), значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, возможных последствий совершения на объекте (территории) террористических актов, вида и размера ущерба, который может быть нанесен объекту (территории), находящимся на нем людям и имуществу в случае совершения на объекте (территории) террористического акта, обследуемому объекту (территории) присваивается соответствующая категория.
Согласно п.21, 22 Требований объекты (территории), которым в установленном порядке присвоены категории В и С, подлежат охране войсками национальной гвардии РФ и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, в соответствии с законодательством РФ. Результаты работы по категорированию объекта (территории) вносятся в паспорт безопасности объекта (территории).
Учитывая, что ОАО «Концерн КЭМЗ» отнесено к уровню потенциальной опасности - С (средняя), обеспечение охраны производственных площадей, административных зданий, пропускной и внутриобъектовый режим на предприятии должен находится в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, однако, в нарушение требований действующего законодательства, охрана объекта Федеральной службы войск национальной гвардии РФ не осуществляется.
В связи с изложенным, прокурором <адрес> в адрес Генерального директора ОАО «Концерн КЭМЗ» ДД.ММ.ГГГГ направлено Представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта промышленности, приняв соответствующее решение в течение месяца и сообщив о результатах принятых мер.
ОАО «Концерн КЭМЗ» прокурору <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, согласно которому ОАО «Концерн КЭМЗ» готов рассмотреть вопрос охраны объекта войсками национальной гвардии РФ на безвозмездной основе. При этом сообщает, что в процессе деятельности ОАО «Концерн КЭМЗ» осуществляет сотрудничество с ФСБ, органами внутренних дел ими заключен договор на оказание услуг по охране «тревожная кнопка», ведется круглосуточное видеонаблюдение всей территории предприятия, на проходной завода установлены стационарные металлодетекторы.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Концерн КЭМЗ» обратилось в Управление по <адрес> ЦООП ФГУП «Охрана» Росгвардии, с просьбой рассмотреть возможность направления в ОАО «Концерн КЭМЗ» своих представителей, в целях обсуждения и согласования вопроса оказания услуг по охране объектов ОАО «Концерн КЭМЗ».
Письмо с аналогичным содержанием в Управление по <адрес> ЦООП ФГУП «Охрана» Росгвардии, направлялось ответчиком и ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется переписка ФГУП «Охрана» Росгвардии Управления по <адрес> и ОАО «Концерн КЭМЗ» по поводу необходимости заключения договора об оказании услуг по охране объектов предприятия, однако до настоящего времени данный договор между сторонами не заключен.
В связи с изложенным, на требование прокурора <адрес> ОАО «Концерн КЭМЗ» предоставлена информация по существу заключения договора с ФГУП «Охрана» Росгвардии, согласно которой ОАО «Концерн КЭМЗ» от заключения договора не уклоняется, переговорам не препятствует, готова обсудить условия договора, готова к встрече с представителями ФГУП «Охрана» Росгвардии, о чем сообщала им неоднократно.
Таким образом, судом установлено, что к объекту ОАО «Концерн КЭМЗ» предъявляются специальные требования антитеррористической защищенности, вследствие чего осуществлять охрану вышеуказанного предприятия в соответствии с п.п.21, 22 Требований утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым в установленном порядке присвоены категории В и С, должны войска национальной гвардии РФ и (или) организации, находящиеся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Охрана ОАО «Концерн КЭМЗ» в настоящее время осуществляется собственными силами, что является нарушением требований антитеррористического законодательства.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что наличие на предприятии кнопки тревожной сигнализации с информацией от них на пульты централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны Росгвардии, а также организация выезда оперативных групп при срабатывании КТС, являются не достаточными и не соответствующими требованиям нормативных актов мерами по обеспечению надежной антитеррористической защиты промышленных объектов, суд признает обоснованными.
Установив вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение по делу, оценив доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковое заявление Прокурора <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» о понуждении обеспечения охраны объектов производства войсками национальной гвардии Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» обеспечить охрану объектов (территорий) ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод», расположенных по адресу: <адрес>, войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, через Кизлярский городской суд.
Судья Францева О.В.