Дело № 2а-2865/2019
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
16 мая 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Яковлевой П.П.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Северодвинска РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Роскомнадзора РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации,
установил:
заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Северодвинска обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ защиту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании информации, склоняющей детей Рє совершению суицида Рё оправдывающей это, размещенной РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу http://www.sunhome.rupoetrysamoubiistvo-suicid, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Р’ обоснование требований указано, что РІ С…РѕРґРµ проведенного прокуратурой мониторинга сети В«Рнтернет» установлено, что РЅР° указанном сайте содержится информация, склоняющая детей Рє совершению суицида Рё оправдывающая это. Доступ Рє информации имеет неопределенный РєСЂСѓРі лиц. Распространение информации, побуждающей несовершеннолетних Рє насилию Рё суициду, противоречит основам конституционного строя, наносит вред нравственности граждан, РЅРѕСЃРёС‚ противоправный характер.
Участвующий РІ деле РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Бостан Р•.Р. требования поддержал. Указал, что принятые меры РїРѕ установлению собственников сайта, РЅР° котором содержится информация, результатов РЅРµ дали. РџРѕСЏСЃРЅРёР», что РЅР° сайте РЅРµ содержится призывов Рє совершению самоубийства, Р° приведена информация, оправдывающая суицид, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РІРѕ внесудебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ сайты РЅРµ включались РІ Единый реестр. Законом РЅРµ предусмотрен досудебный РїРѕСЂСЏРґРѕРє РїРѕ указанным спорам, возможность блокировки сайтов РІРѕ внесудебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РЅРµ препятствует обращению РІ СЃСѓРґ РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу своего представителя в суд не направил, представил возражения.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации права РЅР° обжалование решений Рё действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений Рё должностных лиц Рё РІ соответствии СЃРѕ статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РљРђРЎ Р Р¤, Кодекс) СЃСѓРґС‹ общей юрисдикции, Верховный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее также - СЃСѓРґС‹) рассматривают Рё разрешают подведомственные РёРј дела, возникающие РёР· административных Рё иных публичных правоотношений (административные дела) Рѕ защите нарушенных или оспариваемых прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов граждан, прав Рё законных интересов организаций (части 1 Рё 2 статьи 1 РљРђРЎ Р Р¤).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия РІ сфере контроля Р·Р° распространением информации РІ РЎРњР, РІ том числе Рё РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений РІ рамках предоставленных ему полномочий.
Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» (далее - Закон Рѕ защите информации) РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Р’ отношении РІРёРґРѕРІ информации, причиняющей вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, указанных РІ Рї. 1 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Закона Рѕ защите информации, решения Рѕ включении РІ Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим РёРЅСѓСЋ распространяемую посредством сети В«Рнтернет» информацию, причиняющую вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ административного судопроизводства РІ рамках осуществления обязательного судебного контроля Р·Р° соблюдением прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РїСЂРё реализации отдельных административных властных требований Рє физическим лицам Рё организациям (С‡. 3 СЃС‚. 1 РљРђРЎ Р Р¤).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.
Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ). При этом неявка административного ответчика в судебное заседание, за исключением случая, когда его явка признана судом обязательной, непредставление им объяснений по административному делу не препятствуют рассмотрению дела по существу.
Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети В«Рнтернет», РїРѕ результатам которого РЅР° страницах сайта РІ сети В«Рнтернет» выявлено наличие информации, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Рнформация, размещенная РЅР° страницах сети Рнтернет РїРѕ указанному РІ административном РёСЃРєРµ адресу, содержит информацию, склоняющую детей Рє суициду Рё оправдывающая это.
Доступ к сайту открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным ответчиком. Сайт в Реестр не внесен.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; оправдывающая противоправное поведение.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.п. 1, 2, 16 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что вышеуказанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иск подлежит удовлетворению.
Доводы административного ответчика о необходимости включения спорного сайта в Единый реестр во внесудебном порядке не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Право на обращение в суд с указанным требованием не ограничено обязанностью предварительного обращения в уполномоченные органы. Возможность обращения в уполномоченный орган не свидетельствует о наличии препятствий для обращения в суд. Учитывая характер содержащейся на сайте информации, не содержащей призывы к совершению самоубийства, возможность обращения прокурора с настоящим иском в суд не ограничена законом.
Учитывая, что РІ соответствии СЃ Рї. 2 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ основанием для включения РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ данном случае будет являться вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, Р° Федеральная служба РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что РёСЃРє заявлен Рє надлежащему ответчику.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе, вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным ответчиком, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный РёСЃРє заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рі. Северодвинска РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Роскомнадзора РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, содержащейся РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации удовлетворить.
Признать информацию, склоняющую детей Рє совершению суицида Рё оправдывающую это, размещенную РІ информационно-коммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу http://www.sunhome.rupoetrysamoubiistvo-suicid, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Настоящее решение СЃСѓРґР° является основанием для включения Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайта РІ сети В«Рнтернет» http://www.sunhome.rupoetrysamoubiistvo-suicid, содержащего информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (склоняющую детей Рє совершению суицида Рё оправдывающую это), РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года
Председательствующий А.В. Калашникова