УИД 66RS0031-01-2024-001130-43
Дело №2-854/2024
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2024 года
Качканарский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Козловой А.В.
при секретаре судебного заседания Захаровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Качканар, действующего в интересах Соловьевой Людмилы Викторовны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная районная больница» о признании незаконным действия по не установлению специальной социальной выплаты, возложении обязанности по начислению и направлению соответствующего реестра социальной выплаты, а также компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Качканарский городской суд поступило исковое заявление прокурора г. Качканара в интересах Соловьевой Людмилы Викторовны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная районная больница» о начислении специальной социальной выплаты и направлении соответствующего реестра для последующей выплаты. Третьими лицами указаны Министерство здравоохранения Свердловской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В исковом заявлении указано, что прокуратурой г. Качканара проведена проверка доводов обращения Соловьевой Л.В. на неправомерное бездействие работодателя ГАУЗ СО «Качканарская ЦРБ» по не включению её в реестр работников, имеющих право на получение социальной выплаты.
В ходе проверки установлено, что ГАУЗ СО «Качканарская ЦРБ» (до 19.08.2024 - ГАУЗ СО «Качканарская центральная городская больница) имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 25.12.2020.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» ГАУЗ СО «Качканарской ЦРБ» изданы приказы от 03.02.2023 № 28-п «О реализации постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568» и № 27-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях начисления специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников ГАУЗ СО «Качканарской ЦГБ», участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования». Специальная социальная выплата медицинским работникам учреждения, согласно приказу № 27-п, установлена с 01.01.2023.
Между тем, согласно указанному приказу учреждения работники вспомогательных лечебно-диагностических подразделений: «отделение лучевой диагностики», «физиотерапевтическое отделение», «отделение функциональной диагностики», не входили в перечень структурных подразделений и должностей учреждения, кому выплачиваются специальные социальные выплаты.
Согласно трудовому договору от 24.12.2014 и дополнительным соглашениям к нему, Соловьева Л.В. трудоустроена с 01.01.2015 на должность фельдшера-лаборанта отделения лабораторной диагностики. Согласно организационной структуре «отделение лабораторной диагностики» относится к «вспомогательным лечебно-диагностическим подразделениям».
В штатном расписании учреждения на 2023 год по данному подразделению должности медицинских работников не классифицированы по видам и условиям оказываемой медицинской помощи. Трудовыми договорами, табелем учета рабочего времени также не предусмотрено данное подразделение.
В 2023 году, январе – феврале 2024 года Соловьева Л.В. выполняла свои должностные обязанности в пределах нормы рабочего времени, установленного трудовыми договорами, согласно табелям учета рабочего времени за соответствующий период.
Однако в ходе проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства (при проверке реестров медицинских работников за 2023 год, январь – февраль 2024 года, переданных в территориальное отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области) учреждением на работника Соловьеву Л.В. сведения о фактически отработанном времени и норме рабочего времени за указанный период не подавались (в соответствии с приказом учреждения от 03.02.2023 № 27).
Однако Соловьева Л.В. имела право на получение специальной социальной выплаты с 01.03.2023, поскольку оказывала первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, ответчиком своевременно не проведена работа по классификации работников подразделений учреждения по видам оказания медицинской помощи с учетом Порядков (Правил) оказания медицинской помощи, в соответствии с которыми вводились штатные единицы в штатное расписание, и данное распределение (в части должностей вспомогательных лечебно-диагностических подразделений: «отделение лучевой диагностики», «физиотерапевтическое отделение», «отделение функциональной диагностики») своевременно не утверждено локальным нормативным актом учреждения (с выделением должностей работников, имеющих право на установление специальных социальных выплат с 01.01.2023).
Такое право (пересмотра и доначисления социальных выплат за счет средств Социального фонда России) было дано лишь во 2 квартале 2023 года.
Распределение работников подразделений учреждения по видам оказания медицинской помощи, с учетом Порядков (Правил) оказания медицинской помощи, в соответствии с которыми вводились штатные единицы в штатное расписание в части вышеуказанных должностей, утверждено локальным нормативным актом учреждения от 12.04.2024 № 116-п (с выделением должностей лишь с 01.03.2024).
Как указывает истец, бездействие ответчика по не включению истца в соответствующий реестр в период с 01.01.2023 по 01.03.2024 является необоснованным, повлекло не начисление истцу социальной выплаты за указанный период в общей сумме 91 тыс. руб. (6 500 руб. – максимальный месячный размер специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику х 14 месяцев).
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой г. Качканара 20.09.2024 в адрес главного врача ГАУЗ СО «Качканарской ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления работодателем отказано в восстановлении прав работников на получение специальных социальных выплат.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 29, ч. 1 ст. 45, ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, заместитель прокурора г. Качканара просит суд:
1. признать незаконными действия ГАУЗ СО «Качканарской ЦРБ» в части не установления специальной социальной выплаты Соловьевой Л.В. и не внесении её в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568,
2. возложить на ГАУЗ СО «Качканарскую ЦРБ» обязанность по начислению указанной социальной выплаты Соловьевой Л.В. за период с 01.01.2023 по 01.03.2024 и направлению соответствующего реестра для последующей выплаты в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (в соответствии с пп. «е» п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 (в соответствующей редакции)),
3. взыскать с ГАУЗ СО «Качканарской ЦРБ» в пользу Соловьевой Л.В. 10 000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Качканара Нужная Н.В. требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении. Дополнительно просила суд восстановить срок для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, учитывая, что спорная выплата не является составной частью заработной платы истца. О нарушении своих прав истцу стало известно только после проведенной проверки.
Истец Соловьева Л.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, настаивала на их удовлетворении. Суду дополнительно пояснила, что о нарушении своих прав узнала только после проведенной в сентябре 2024 года проверки. С марта 2024 года соответствующие выплаты получает. Работает в отделении лабораторной диагностики, проводят исследования по направлениям участковых терапевтов, педиатров и узких специалистов, выезжают в детскую поликлинику, проводят исследования также в рамках диспансеризации граждан. Работу осуществляет непосредственно во взрослой поликлинике, выезжает в другие подразделения по необходимости. В подтверждение своих доводов представила суду журналы регистрации таких исследований, содержащие сведения о направлении специалиста. Требования о компенсации морального вреда поддержала, согласилась с заявленным прокурором его размером.
Представитель ГАУЗ СО «Качканарской ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд отзыв, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также просили отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что специальная социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 не входит в состав заработной платы и относится к иным выплатам, причитающимся работнику. Кроме того, в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ требование о невыплате работнику заработной платы или иных выплат может быть заявлено не позднее одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. На основании разъяснений Минздрава России от 10.02.2023 № 16-3/И/2-2050 осуществление специальной социальной выплаты рекомендуется производить медицинским работникам, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядка оказания медицинской помощи. Согласно Порядков в штатном расписании выделено структурное подразделение Поликлиника, сотрудники которого оказывают первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. В Качканарской ЦРБ штаты параклинических и вспомогательных подразделений утверждены в целом на учреждение без разбивки на разделы и сотрудники не закреплены за разделами. 11.04.2024 по итогам внепланового заседания медико-экономического совета (МЭС) приказом по учреждению № 116-п от 12.04.2024 внесены изменения в приложение 1 «Перечень подразделений и должностей, кому выплачиваются специальные социальны выплаты», а также утверждено штатное расписание параклинических и вспомогательных подразделений по должностям медицинских работников исходя из объема лечебно-диагностической работы при оказании первичной медико-санитарной помощи, численности обслуживаемого населения, рекомендуемых нормативов. Указанный приказ распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2024. С указанной даты должность фельдшера-лаборанта отделения лабораторной диагностики включена в перечень должностей, по которым выплачиваются специальные социальные выплаты. Ответчик заявил о пропуске срока обращения истца в суд, т.к. исковое заявление поступило 05.11.2024, за пределами годичного срока, предшествующего обращению в суд.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили письменный отзыв, согласно которому ответчик указывает, что выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования РФ, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Выплата производиться территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты. Следовательно, полномочиями по определению оснований для включения медицинских работников в направляемый в территориальный орган Фонда реестр наделена медицинская организация. ОСФР по Свердловской области просило учесть данную позицию при вынесении решения по данному гражданскому делу.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Свердловской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств и заявлений в суд не направляли.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГАУЗ СО «Качканарской ЦРБ», а также в отсутствие представителей третьих лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области и Министерства здравоохранения Свердловской области в порядке ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, выслушав вышеуказанных лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с абз. 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу абз. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
И с 01.01.2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
е) средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В силу п. 3 Правил выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций.
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
По смыслу вышеуказанных норм закона условием, являющимся основанием для признания за истцом права на получение социальных выплат являются: осуществление медицинским работником трудовой деятельности в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях. При этом должность работника должна быть отнесена к специалистам со средним медицинским образованием, работающие с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. ч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (далее - Положение № 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1-27 к названному Положению.
Согласно п 2 Приложения № 1 Положения № 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Пунктами 8, 9 Приложения № 1 Положения № 543н установлено, что для организации работы поликлиники в ее структуре в зависимости от численности прикрепленного населения в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать следующие отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты).
Согласно п. 10 Приложения к Положению № 543 первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Как следует из материалов дела, Соловьева Л.В. в соответствии с трудовым договором от 24.12.2014 № 666/14 работает в отделении лабораторной диагностики фельдшером-лаборантом с 01.01.2015.
В перечень её должностных обязанностей входит оказание первичной медицинской помощи (пункты 1.7, 1.8, 1.13 Должностной инструкции, раздел 3.2 Трудового договора).
Как следует из Устава Качканарской ЦРБ (до 19.08.2024 – Качканарская центральная городская больница), последнее создано в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения (п. 10 Глава 2).
Основными видами деятельности, которые Автономное учреждение осуществляет в соответствии с целями, для достижения которых оно создано является: первичная медико-санитарная помощь. Для обеспечения основной вида деятельности учреждение, в том числе проводит обследование, лечение и пр.
Согласно выписке из реестра лицензий, Качканарской ЦРБ осуществляется лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность.
В силу номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённых приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, а затем приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н должность «фельдшер-лаборант» отнесена к должностям среднего медицинского персонала (раздел 1.4 и 9.29 соответственно).
Таким образом, установлено, что истец Соловьева Л.В. работала в спорный период и работает в настоящее время в должности среднего медицинского персонала в должности фельдшера-лаборанта, участвовала в оказании первичной медико-санитарной помощи, проведении исследований, то она имеет право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с пп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, предполагающему максимальный месячный размер специальной социальной выплаты в размере 6 500 руб.
Соответственно действия ответчика по не включению её в соответствующий реестр в период с 01.01.2023 по 01.03.2024 являются необоснованными.
Правильность оформления реестра и объем сумм, подлежащих перечислению, предметом спора по данному делу не являются.
С учетом порядка осуществления указанной выплаты на ответчика подлежит возложению обязанность по направлению реестра на работника Соловьеву Л.В. для получения специальной социальной выплаты в соответствии с пп. «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в соответствующей редакции), исходя из максимального размера специальной социальной выплаты в размере 6 500 руб.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Суд полагает возможным применить в настоящем споре положения ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, квалифицируя спорную выплату как иную выплату, причитающуюся работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 392 Трудового кодекса РФ, они могут быть восстановлены судом (часть пятая статьи 392 Трудового кодекса РФ).
В абз. 5 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. (абз. 1 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15).
С учетом вышеприведенных норм закона спорная выплата составной частью заработной платы не является, в связи с чем, порядок и её условия в трудовом договоре между сторонами не определены, в расчетных листках каких-либо сведений относительно выплаты не содержалось. При этом работодателем не разъяснялись работнику условия реализации социальной надбавки согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, с локальными нормативными актами, реализующими право на получение надбавки, работник также не был ознакомлен.
Совокупность данных позволяет восстановить истцу срок обращения в суд, установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, надлежит удовлетворить исковые требования о возложении на ответчика обязанности по начислению указанной социальной выплаты за период с 01.01.2023 по 01.03.2024 и направлению соответствующего реестра для последующей выплаты в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В Трудовом кодексе РФ не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Как указано в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные не имущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Суд, учитывая фактические обстоятельства дела, характер причиненных истцу страданий, характер и степень вины ответчика в нарушении прав истца, баланс между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику, длительность нарушения прав работника, полагает, что сумма компенсации морального вреда, заявленная истцом к взысканию с ответчика, соразмерна последствиям нарушения и компенсирует перенесенные ей нравственные страдания.
В соответствии с требованиями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В данном случае истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, соответственно с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 6000 руб. по двум требованиям неимущественного характера в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, исковое заявление прокурора г. Качканар, действующего в интересах Соловьевой Л.В., подлежит удовлетворению.
На основании изложенного,
Руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Качканар, действующего в интересах Соловьевой Людмилы Викторовны (<данные изъяты>) – удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная районная больница» (<данные изъяты>) в части не установления специальной социальной выплаты Соловьевой Людмиле Викторовне (<данные изъяты>) и не внесении её в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 г. № 2568.
Возложить на Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная районная больница» <данные изъяты>) обязанность по начислению указанной социальной выплаты Соловьевой Людмиле Викторовне (ИНН <данные изъяты>) за период с 01.01.2023 по 01.03.2024 и направлению соответствующего реестра для последующей выплаты в отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (в соответствии с п.п. «е» п.2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 г. № 2568 (в соответствующей редакции).
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная районная больница» в пользу Соловьевой Людмилы Викторовны (<данные изъяты>) - 10 000 (десять тысяч) руб. 00 коп.– в счет компенсации морального вреда.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная районная больница» (<данные изъяты>) в доход бюджета государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) руб.00 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.
Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова