Дело № 33-9289/2023
№ дела в суде первой инстанции 2-104/2023
УИД 59RS0008-01-2022-004113-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Новоселовой Д.В.
судей Петуховой Е.В., Шабалиной И.А.
при секретаре Анваровой О.Р.,
с участием прокурора Захарова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 сентября 2023 года дело по апелляционной жалобе Администрации Пермского муниципального округа Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 01.06.2023 по иску Администрации Пермского муниципального округа, Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края к Натфуллину Эдуарду Олеговичу, Сафоновой Танзиле Илдусовне об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения посредством выкупа, прекращении права долевой собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение,
встречному иску Натфуллина Эдуарда Олеговича, Сафоновой Танзили Илдусовны к Администрации Пермского муниципального округа, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору социального найма,
Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Захарова Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» обратилась с иском к ответчикам Натфуллину Э.О., Сафоновой Т.И. об изъятии жилого помещения площадью 26,6 кв.м., расположенного по адресу: **** 2, посредством выплаты каждому собственнику жилого помещения (Натфуллину Э.О., Сафоновой Т.И.) возмещения (выкупной цены) в размере 584402 рублей; прекращении права долевой собственности Натфуллина Э.О., Сафоновой Т.И. (по 1/2 доле у каждого) на указанное жилое помещение; признании права муниципальной собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: ****, признании ответчиков утратившими право пользования указанным жилым помещением с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение; возложении на ответчиков обязанности предоставить истцу банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
В обоснование предъявленных требований истец указал на то, что многоквартирный дом по адресу: **** признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Двуреченского сельского поселения от 18.11.2015 № 377. В ввиду неисполнения в установленный срок собственниками помещений требования о сносе аварийного дома администрацией Двуреченского сельского поселения издано постановление от 04.10.2021 № 251 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу». Ответчики Натфуллин Э.О. и Сафонова Т.И. являются собственниками жилого помещения площадью 26,6 кв.м., расположенного по адресу: ****, каждый собственник имеет 1/2 долю в праве на данное имущество. Согласно отчёту об оценке ООО «***» от 18 апреля 2022 года №14/2 размер возмещения за жилое помещение, принадлежащее ответчикам, с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе доли в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и с учётом убытков, причиненных собственникам его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поисками жилья, определен в размере в сумме 1 168 804 рублей. Ответчики отказались подписывать соглашение о выкупе жилого помещения, с момента получения ответчиками уведомления о выкупе указанного недвижимого имущества прошло более трех месяцев.
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 10.02.2023, произведена замена первоначального истца администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» на правопреемника администрацию Пермского муниципального округа Пермского края (том 1: л.д.245).
Определением суда от 04.04.2023, в качестве соистца по первоначальному иску привлечено Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края (том 2: л.д.40-41).
Ответчики Натфуллин Э.О. и Сафонова Т.И. обратились к Администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края со встречным иском (в редакции заявления об уточнении встречных требований) о возложении обязанности по предоставлению взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения площадью не менее 36 кв.м. по договору социального найма; прекращении права долевой собственности на часть жилого дома, расположенной по адресу: ****; признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение, признании утратившими право пользования жилым помещением с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение, снятии ареста с указанного жилого помещения (том 2: л.д.45-50).
В обоснование встречного иска ответчики Натфуллин Э.О. и Сафонова Т.И. указали, что они имеют в долевой собственности часть жилого дома, расположенную по адресу: ****. Жилое помещение находится в жилом доме признанном аварийным подлежащим сносу, то есть является непригодным для проживания, аварийным. Они не имеют средств для приобретения жилого помещения, размера денежной суммы, которую они могут получить по Соглашению о выкупе жилого помещения, недостаточно для приобретения жилого помещения. При таком положении они вправе требовать предоставления другого благоустроенного жилого помещения площадью не менее 36 кв.м., отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 01.07.2023 прекращено производство по встречному требованию Натфуллина Э.О. и Сафоновой Т.И. к Администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о снятии ареста с части жилого дома по адресу: ****.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 01.06.2023 постановлено:
«Исковые требования Администрации Пермского муниципального округа, Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края по первоначальному иску – оставить без удовлетворения.
Исковые требования по встречному иску удовлетворить в части.
Возложить на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить Натфуллину Эдуарду Олеговичу, Сафоновой Танзиле Илдусовне взамен изымаемого для муниципальных нужд аварийного жилого помещения (кадастровый номер **) по адресу: ****, иное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 26,6 кв.м., в черте населенного пункта пос. Ферма вне очереди.
В удовлетворении исковых требований Натфуллина Эдуарда Олеговича, Сафоновой Танзили Илдусовны к Администрации Пермского муниципального округа отказать.
Решение суда является основанием для прекращения права долевой собственности Натфуллина Эдуарда Олеговича (1/2 доля), Сафоновой Танзили Илдусовны (1/2 доля) на жилое помещение (кадастровый номер **), расположенное по адресу: ****, возникновения права муниципальной собственности на вышеуказанное жилое помещение, внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о правах на данное жилое помещение после предоставления Натфуллину Эдуарду Олеговичу, Сафоновой Танзиле Илдусовне жилого помещения Управлением жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края.».
В апелляционной жалобе администрация Пермского муниципального округа просит решение суда отменить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, удовлетворив требования администрации Пермского муниципального округа Пермского края. В обоснование доводов указывает, что действия администрации по нормам и требованиям ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации были проигнорированы ответчиками, в связи с чем и было подано соответствующее исковое заявление.
Представитель истцов (Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Администрация Пермского муниципального округа Пермского края) – Трясцина Любовь Александровна на доводах жалобы настаивала.
Представитель ответчика Сафоновой Т.И. Рогожникова Ольга Владимировна возражала против удовлетворения жалобы. Пояснила, что ответчики не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сафонова Т.И. обратилась за получением справки о признании ее малоимущей, ответ пока не получила. Натфуллин Э.О. ведет асоциальный образ жизни, о признании его малоимущим не обращался, Сафонова Т.И. такими полномочиями не обладает. Ответчики настаивают на предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
Прокурор дал заключение о наличии оснований для изменения судебного акта и предоставлении жилого помещения в собственность, поскольку отсутствуют основания установленные ЖК РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Натфуллин Э.О. и Сафонова Т.И. имеют в долевой собственности часть жилого дома, состоящую из квартиры № ** площадью 26,6 кв.м. (кадастровый номер **), расположенную по адресу: ****; каждый собственник имеет 1/2 долю в праве на жилое помещение; право собственности Натфуллина Э.О. на 1/2 долю в праве на жилое помещение обременено запретами на совершение регистрационных действий, наложенными постановлениями судебного пристава – исполнителя.
Натфуллин Э.О. и Сафонова Т.И. не имеют иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, постановлениями судебного пристава – исполнителя (том 1: л.д.27-28, 63-65, 149-167).
При этом Сафоновой Т.И. 28.11.2018 года произведено отчуждение на основании договора купи-продажи принадлежащей ей на праве собственности квартиры площадью 46,9 кв.м. 28.11.2018 года своей сестре Н.
Согласно постановлению администрации Двуреченского сельского поселения от 18 ноября 2015 года № 377 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, заключения межведомственной комиссии от 02 сентября 2015 года № 129 и акта обследования; собственникам помещений рекомендовано освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома в течение 180 дней с момента получения уведомления (том 1: л.д.6, 132, 179-183).
На основании постановления Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы» указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (том 1: л.д.177-178).
В связи с признанием многоквартирного дома по адресу: **** аварийным и подлежащим сносу и ввиду неосуществления собственниками жилых помещений требования о сносе дома в установленный срок, с целью дальнейшего использования высвобождаемого земельного участка для муниципальных нужд постановлением администрации Двуреченского сельского поселения от 04 октября 2021 года № 251 принято решение об изъятии земельного участка площадью 958 кв.м. с кадастровым номером **, для муниципальных нужд путём предоставления собственникам возмещения, а также изъятия жилого помещения, по адресу: ****, заключения с собственниками соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Двуреченского сельского поселения путем предоставления возмещения (выкупной цены) (том 1: л.д.7).
Натфуллин Э.О. и Сафонова Т.И. 29 октября 2021 года уведомлены об изъятии земельного участка и принадлежащего им жилого помещения, что следует из соответствующих расписок о получении постановления администрации Двуреченского сельского поселения от 04 октября 2021 года № 251 (том 1: л.д.8).
В соответствии с отчетом об оценке от 18 апреля 2022 года № 14/2, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью «Мотовилиха», размер возмещения за жилое помещение общей площадью 26,6 кв.м., расположенное по адресу: ****, с учётом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе доли в праве на земельный участок ( кадастровый номер **, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом убытков, причиненных собственникам его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поисками жилья, составляет 1168804 рубля (том 1: л.д.30-51).
Разрешая требования ответчиков (истцов по встречному иску) о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения площадью не менее 26 кв.м. по договору социального найма; прекращении права долевой собственности на часть жилого дома по адресу: ****; признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение, признании утратившими право указанным жилым помещением с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение, суд исходил из того, что Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края является органом, исполняющим обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принимая решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд руководствовался разъяснениями, изложенными в абзаце 4 пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которым не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Удовлетворение встречных требований полностью исключило удовлетворение первоначального иска.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части предоставления истцам по встречному иску жилого помещения по договору социального найма согласиться не может.
Между тем с наличием у истцов по встречному иску права на предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения соглашается, но считает, что оно подлежит им предоставлению на праве собственности по 1/2 доле каждому.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 N 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****.
Согласно п. 6.2 раздела 6 Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:
предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений;
предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации;
путем выплаты собственникам возмещения за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения;
путем предоставления субсидий собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений.
В соответствии с п. 6.4 Программы по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости предоставляемого жилого помещения, собственник обязан оплатить разницу в стоимости помещений. Порядок и сроки оплаты определяются соглашением с собственником жилого помещения, при этом срок оплаты не может быть установлен позднее 25 декабря года, в котором заключено соглашение с собственником, а при заключении такого соглашения в 2024 году срок оплаты разницы в стоимости помещений устанавливается не позднее 01 декабря 2024 года.
Предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с выселением может находиться в границах населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, или с согласия в письменной форме этих граждан может находиться в границах другого населенного пункта на территории Пермского края.
Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении следующих условий:
на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату заключения договора мены у собственников отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
собственники приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а собственники, право собственности у которых возникло в порядке наследования на жилое помещение в многоквартирном доме, - независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственниками не совершались действия по отчуждению жилых помещений;
предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В целях реализации Программы под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, общая площадь которого отличается от площади занимаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не более чем на 5 квадратных метров.
Таким образом, согласно п. 6.2 Программы жилое помещение по договору социального найма взамен изымаемого может быть предоставлено только с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 указанного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, определение от 15 февраля 2005 г. N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища, по договорам социального найма во внеочередном порядке даже в случае, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Из толкования приведенных нормативных положений жилищного законодательства, разъяснений Конституционного суда РФ в их взаимосвязи следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам при наличии совокупности двух условий: нуждаемости и наличия статуса малоимущих. Отсутствие одного из них, исключает возможность обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Истцы по встречному иску малоимущими не признаны, Сафонова Т.И. 28.11.2018 г. совершила действия по отчуждению жилого помещения и в силу положений ст. 53 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в жилом помещении до истечения указанного выше срока.
При данных обстоятельствах ответчикам (истцам по встречному иску) не может быть предоставлено во внеочередном порядке жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Между тем судебная коллегия приходит к выводу, что истцам по встречному иску исходя из предмета заявленных исковых требований (предоставление жилого помещения) может быть предоставлено, взамен изымаемого, равнозначное жилое помещение в собственность без доплаты, поскольку соглашение о предоставлении жилого помещения с зачетом выкупной стоимости между сторонами не достигнуто.
Кроме того исходя из буквального токования положений ч.8 ст. 32 ЖК РФ и п.6.4 Программы, жилое помещение может быть предоставлено с зачетом его стоимости только по соглашению с собственником. Такое соглашение между истцами и ответчиком не достигнуто.
Так же согласно п.п.7 п. 6.4 Программы собственник освобождается от доплаты, если предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Принимая во внимание изложенное решение суда первой инстанции подлежит изменению в части правового основания предоставления жилого помещения, с возложением на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа обязанности предоставить жилое помещение истцам в собственность.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.
По изложенным выше основаниям доводы заявителя жалобы администрации подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 01.06.2023 изменить в части предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Изложить резолютивную часть решения следующим образом.
Возложить на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить во внеочередном порядке в собственность Натфуллину Эдуарду Олеговичу, Сафоновой Танзиле Илдусовне взамен изымаемого для муниципальных нужд аварийного жилого помещения (кадастровый номер **) по адресу: ****, иное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 26,6 кв.м., в черте населенного пункта пос. Ферма, по 1/2 доле в праве собственности каждому.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Определение в окончательной форме изготовлено 03.10.2023 г.