10RS0001-01-2024-000477-45
№ 2-420/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гуйдо К.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каменевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Н.А. к администрации Беломорского муниципального округа об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Н.А. обратилась в суд, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать А.Т.Ф., после смерти которой осталось наследственное имущество в виде ? доли в праве на жилой дом общей площадью 254,5 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. После смерти матери истец к нотариусу за оформлением прав на наследственное имущество не обращалась, поскольку пользовалась домом, вследствие чего полагала отсутствующей необходимость оформлять документы. Как при жизни матери, так и после ее смерти истец пользуется домом, поддерживает его в пригодном для проживания состоянии, разрабатывает приусадебный участок возле дома. Иные лица, претендующие на недвижимое имущество, отсутствуют.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит установить факт принятия ею за умершей матерью наследства в виде ? доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; признать за ней право собственности на указанное недвижимое имущество.
Определением судьи от 14 августа 2024 г., в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены нотариус Беломорского нотариального округа Зайкова А.Н., Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ППК "Роскадастр" по Республике Карелия.
Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о рассмотрении дела.
Представитель ответчика администрации Беломорского муниципального округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал об отсутствии возражений по существу заявленных требований.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела, гражданское дело № 2-217/2024, приходит к следующим выводам.
Частью 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (п.п. 1, 2 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности.
Судом установлено, подтверждается регистрационным удостоверением, что 8 ноября 1987 г. Республиканским бюро технической инвентаризации МЖКХ Карельской АССР зарегистрировано право собственности А.Т.Ф. на ? доли индивидуального жилого <адрес>. Иными сособственниками объекта недвижимости являлись П.В.И., Б.М.П., А.Е.А., каждый в размере ? доли.
Наличие у указанных лиц права общей долевой собственности в размере ? доли каждого также отражено в техническом паспорте на домовладение, выписке из реестровой книги о праве собственности на объект.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 3 мая 2024 г. Васильева Н.А. признана принявшей наследство на основании завещания за П.В.И., умершим ДД.ММ.ГГГГ, за Васильевой Н.А. признано право на ? доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 254,5 кв.м.
Указанным судебным актом установлено, что имело место изменение адреса индивидуального жилого дома, ему присвоен №.
Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на государственном кадастровом учете с присвоенным кадастровым номером №, запись о регистрации права собственности А.Т.Ф. на ? доли в праве общей долевой собственности на дом не внесена.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Руководствуясь ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд признает, что А.Т.Ф. на дату смерти являлась правообладателем ? доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
А.Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождение умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к имуществу умершей не заводилось.
Васильева (ранее – Алексеева) Н.А. приходится Алексеевой Т.Ф. дочерью.
Истец в подтверждение фактического принятия наследства предоставила суду документацию на дом, в том числе технический паспорт, выписку из реестровой книги о праве собственности на объект; в исковом заявлении указала, что регулярно проверяет состояние дома, совместно с племянником провела в доме ремонт и разработала приусадебный участок.
Суд находит, что истец совершила в установленные сроки действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, пользовалась домом, приусадебным участком.
С учетом изложенного, поскольку фактическое принятие истцом наследства после смерти матери нашло свое подтверждение, суд полагает возможным признать Васильеву Н.А. принявшей наследство за А.Т.Ф. и признать за ней право собственности в порядке наследования на ? доли названного выше объекта недвижимости.
Суд также учитывает отсутствие правопритязания иных лиц на наследственное имущество.
Из содержания п. 1 ст. 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Решение суда о признании права собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования является основанием для государственной регистрации права.
Поскольку при рассмотрении дела ответчик наследственные права истца не оспаривал, наследственных прав на имущество не заявлял, суд правовых оснований для удовлетворения иска к указанному ответчику не усматривает.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.
Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
В связи с указанным выше, принимая во внимание, что спорное имущество не является выморочным, наследственные права истца не оспариваются, суд относит расходы по уплате государственной пошлины на истца и не распределяет их.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать Васильеву Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> <адрес>, паспорт серии № №, принявшей наследство за А.Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Признать право Васильевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт серии № №, на ? доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью № кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Гуйдо
Мотивированное решение составлено 5 сентября 2024 г.