Решение по делу № 11-16277/2023 от 24.11.2023

Судья Главатских Л.Н.

УИД: 74RS0002-01-2023-002056-41

    Дело № 2-4270/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-16277/2023

19 декабря 2023 года                      г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего              Доевой И.Б.,

судей          Елгиной Е.Г., Федосеевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасова Владимира Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения

по апелляционной жалобе Некрасова Владимира Анатольевича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Долганова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Некрасов В.А. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения от 15 июля 2021 года , возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 01 мая 1999 года по 26 мая 2000 года, с 01 февраля 2001 года по 12 ноября 2002 года, назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в пенсионный орган – 02 июля 2021 года (л.д. 5-6).

В обоснование исковых требований указано, что Некрасов В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 02 июля 2021 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного фонда от 15 июля 2021 года истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 21. Согласно указному решению продолжительность страхового стажа составляет 11 лет 04 месяца 29 дней (при необходимом стаже не менее 12 лет), величина ИПК 14, 567 (при необходимой не ниже 21). При этом ответчиком не были включены в страховой стаж истца периоды работы во время отбывания наказания в виде лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает решение от 15 июля 2021 года незаконным, поскольку с учетом спорных периодов работы во время отбывания наказания в виде лишения свободы право на назначение пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него возникло с даты обращения в пенсионный орган – 02 июля 2021 года.

Истец Некрасов В.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области <данные изъяты> действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 74-75).

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 18 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Некрасова В.А. отказано (л.д. 86-88).

В апелляционной жалобе Некрасов В.А. просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права и процессуального права при оценке доказательств. Настаивает на том, что пенсионный орган при обращении с заявлением о назначении пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на предоставление документов для подтверждения права на страховую пенсию, в частности подтверждающих периоды работы во время отбывания наказания в виде лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с целью своевременной реализации права на назначение пенсии. Вместе с тем, невыполнение пенсионным органом названной обязанности привело к нарушению установленного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение в порядке и сроки, определенные законом (л.д. 94).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Одновременно информация о слушании дела размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав новые доказательства, принятые в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 02 июля 2021 года Некрасов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе индивидуального (персонифицированного) учета 11 мая 2000 года, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 21-23).

Решением пенсионного органа от 15 июля 2021 года Некрасову В.А. отказано в назначении пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 21: продолжительность страхового стажа составляет 11 лет 04 месяца 29, величина ИПК 14, 567; при расчете стажа учтены периоды работы с 01 февраля 2001 года по 20 февраля 2001 года, с 01 марта 2001 года по 21 марта 2001 года, с 01 апреля 2001 года по 21 апреля 2001 года, с 01 мая 2001 года по 20 мая 2001 года, с 01 июня 2001 года по 20 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 22 июля 2001 года, с 01 августа 2001 года по 23 августа 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 20 сентября 201 года, с 01 октября 2001 года по 22 октября 2001 года, с 01 ноября 2001 года по 12 ноября 2001 года, с 15 января 2010 года по 31 декабря 2019 года (л.д. 7-8).

Из материалов дела также следует, что на основании заявления Некрасова В.А. о назначении страховой пенсии по старости от 29 июня 2022 года ему установлена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29 июня 2022 года (л.д. 28, 29-31); при расчете стажа учтены периоды работы с 13 января 1982 года по 15 ноября 1982 года, с 12 февраля 1992 года по 22 ноября 1994 года, с 01 декабря 1994 года по 30 июня 1997 года, с 01 мая 1999 года по 26 мая 2000 года, с 01 февраля 2001 года по 20 февраля 2001 года, с 01 марта 2001 года по 21 марта 2001 года, с 01 апреля 2001 года по 21 апреля 2001 года, с 01 мая 2001 года по 20 мая 2001 года, с 01 июня 2001 года по 20 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 22 июля 2001 года, с 01 августа 2001 года по 23 августа 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 20 сентября 201 года, с 01 октября 2001 года по 22 октября 2001 года, с 01 ноября 2001 года по 21 ноября 2001 года, с 01 января 2002 года по 12 ноября 2002 года, с 15 января 2010 года по 31 декабря 2020 года (л.д. 36).

Полагая, что исчисление страхового стажа и ИПК при обращении в пенсионный орган 02 июля 2021 года по результатам правовой оценки представленных документов произведено пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает его право на пенсионное обеспечение с даты возникновения права на назначение пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – 02 июля 2021 год с учетом спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Некрасов В.А. обратился в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Некрасова В.А., суд первой инстанции исходил из того, что оценка пенсионных прав Некрасова В.А. на момент его первоначального обращения в пенсионный орган 02 июля 2021 года, была произведена с учетом представленных им документов, а поскольку продолжительность страхового стажа истца составила 11 лет 04 месяца 29 дней, величина ИПК 14,567 при требуемом стаже, продолжительностью не менее 12 лет и величины ИПК не ниже 21, то право на назначение страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него не возникло.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Проверяя по доводам апелляционной жалобы истца решение суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, полагая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения <данные изъяты> пенсионный орган) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2017 году составляла 8 лет (приложение № 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пункте 34 которых указано, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению № 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения <данные изъяты> пенсионный орган).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что:

при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг;

при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов;

в случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Так, согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 288, Федерального закона Российской Федерации от 05 мая 1997 года № 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

В указанных целях Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется заблаговременная работа в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, по которой понимается комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу назначения ему страховой пенсии должен был предварительно оценить представленные документы и по результатам их предварительной оценки, при наличии, хоть и предположительно, права гражданина на пенсию, разъяснить ему о необходимости предоставления дополнительных документов, в том числе о стаже работы, если такая необходимость имелась, сроке их представления и последствиях непредставления таких документов, чего при обращении Некрасова В.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 02 июля 2021 года сделано не было.

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем, данные обстоятельства не повлияли на правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Некрасова В.А., поскольку из материалов дела следует, что 02 июля 2021 года Некрасов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе индивидуального (персонифицированного) учета 11 мая 2000 года, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 21-23).

Решением пенсионного органа от 15 июля 2021 года Некрасову В.А. отказано в назначении пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 21: продолжительность страхового стажа составляет 11 лет 04 месяца 29, величина ИПК 14, 567; при расчете стажа учтены периоды работы с 01 февраля 2001 года по 20 февраля 2001 года, с 01 марта 2001 года по 21 марта 2001 года, с 01 апреля 2001 года по 21 апреля 2001 года, с 01 мая 2001 года по 20 мая 2001 года, с 01 июня 2001 года по 20 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 22 июля 2001 года, с 01 августа 2001 года по 23 августа 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 20 сентября 201 года, с 01 октября 2001 года по 22 октября 2001 года, с 01 ноября 2001 года по 12 ноября 2001 года, с 15 января 2010 года по 31 декабря 2019 года (л.д. 7-8).

При этом, из материалов дела также следует, что на основании заявления Некрасова В.А. о назначении страховой пенсии по старости от 29 июня 2022 года ему установлена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29 июня 2022 года (л.д. 28, 29-31); при расчете стажа учтены периоды работы с 13 января 1982 года по 15 ноября 1982 года, с 12 февраля 1992 года по 22 ноября 1994 года, с 01 декабря 1994 года по 30 июня 1997 года, с 01 мая 1999 года по 26 мая 2000 года, с 01 февраля 2001 года по 20 февраля 2001 года, с 01 марта 2001 года по 21 марта 2001 года, с 01 апреля 2001 года по 21 апреля 2001 года, с 01 мая 2001 года по 20 мая 2001 года, с 01 июня 2001 года по 20 июня 2001 года, с 01 июля 2001 года по 22 июля 2001 года, с 01 августа 2001 года по 23 августа 2001 года, с 01 сентября 2001 года по 20 сентября 201 года, с 01 октября 2001 года по 22 октября 2001 года, с 01 ноября 2001 года по 21 ноября 2001 года, с 01 января 2002 года по 12 ноября 2002 года, с 15 января 2010 года по 31 декабря 2020 года (л.д. 36).

Как следует из ответов ОСФР по Челябинской области от 12 декабря 2023 года и от 19 декабря 2023 года на запрос суда апелляционной инстанции, при подсчете продолжительности страхового стажа Некрасова В.А. по состоянию на 29 июня 2022 года, в том числе были учтены периоды трудовой деятельности <данные изъяты> согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжки - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же справки от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписки из индивидуального лицевого счета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по фактически отработанному времени), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем продолжительность страхового стажа составила 19 лет 08 месяцев 09 дней, величина ИПК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 23,559 (11,980 - ИПК до ДД.ММ.ГГГГ, 11,579 - ИПК после ДД.ММ.ГГГГ), при требуемом ИПК 21.

Вместе с тем, при подсчете продолжительности страхового стажа Некрасова В.А. по состоянию на 02 июля 2021 года с учетом указанных в исковом заявлении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (при том, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был учтен в страховой стаж Некрасова В.А. по фактически отработанному времени при обращении с заявлением назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует сведениям, содержащимся в справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10)) страховой стаж составил бы 12 лет 04 месяца 29 дней (при требуемом стаже 12 лет), тогда как предположительная величина ИПК истца на ДД.ММ.ГГГГ составит 16,930, предполагаемая продолжительность страхового стажа составит 12 лет 04 месяца 29 дней (л.д. 114-115, 116-118, 120-122).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию при наличии всей совокупности условий для назначения пенсии по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на дату подачи заявления о назначении пенсии, в частности необходимый страховой стаж и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы и иных периодов, подлежащих включению в страховой стаж.

Учитывая, что у Некрасова В.А. на дату обращения с соответствующим заявлением к ответчику 02 июля 2021 года величина ИПК с учетом периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила бы 16,930, что менее требуемых 21, судебная коллегия приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Некрасовым В.А.

В данном случае, обращаясь в суд с иском, Некрасов В.А. просил признать незаконным решения от 15 июля 2021 года , возложить обязанность на пенсионный орган включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в пенсионный орган – 02 июля 2021 года (л.д. 5-6).

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»), к которым рассматриваемый судом спор не относится.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исковые требования Некрасова В.А. в части признания незаконным решения от 15 июля 2021 года , возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до принятия решения судом первой инстанции не предъявлял, таких доводов при разрешении дела в суде первой инстанции им не приводилось, действия пенсионного органа в указанной части истцом не оспаривались, какие-либо требования к пенсионному органу не заявлялись и предметом исследования и оценки суда первой инстанции не являлись.

По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Таким образом, обстоятельства, которые не составляли предмет и основание иска по настоящему делу, не могут рассматриваться судом апелляционной инстанции и являться основанием для отмены правильного по существу решения суда. При этом оснований для выхода за пределы исковых требований и доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца (абзац 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает. Судом первой инстанции правильно разрешен спор в пределах заявленных требований, поскольку суд может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), однако таких оснований у суда первой инстанции не имелось.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба истца не содержит.

Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некрасова Владимира Анатольевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2023 года.

11-16277/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Некрасов Владимир Анатольевич
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Ермилко Светлана Викторовна
Суд
Челябинский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.11.2023Передача дела судье
19.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Передано в экспедицию
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее