УИД 38RS0030-01-2023-002261-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой А.Р.,
с участием помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Смирновой Е.С.,
ответчиков Андреевой М.Ю., Усова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-18/2024 по исковому заявлению Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска к Усову Артему Дмитриевичу, Андреевой Марине Юрьевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Усова Захара Дмитриевича о признании прекратившими право пользования специализированным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленного иска указано, что собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является муниципальное образование город Усть-Илимск. Данное жилое помещение включено в перечень жилых помещений специализированного жилищного фонда. Согласно ордеру от 15.12.1992 № 61475 Демченко Ю.Б. предоставлено право на занятие 2 комната в указанной квартире специализированного жилищного фонда. В качестве членов семьи в служебный ордер включены: Андреева В.А., - жена, Андреев А.Ю. – сын, Андреева Т.Ю. – дочь, Андреева М.Ю.- дочь. 19.12.2003 Демченко Ю.Б. в связи с вступлением в брак изменил фамилию на Панов, а 19.09.2017 умер. Ответчики не являются членами семьи нанимателя, в связи с чем прекратили право пользования спорным жилым помещением. На основании ст. 103 ЖК РФ истец просит признать прекратившими Андрееву М.Ю., Усова З.Д., Усова А.Д., Андрееву Т.Ю. право пользования специализированным жилым помещением квартирой по адресу: <адрес> выселить ответчиков из указанного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Определением суда от 19.12.2023 требования истца в отношении ответчика Андреевой Т.Ю. выделены в отдельное производство.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19.12.2023 по гражданскому делу № 2-3053/2023 исковые требования Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска к Андреевой Татьяне Юрьевне удовлетворены частично.
Суд решил:
Признать А.Т.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения прекратившей право пользования специализированным жилым помещением квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований о выселении Андреевой Татьяны Юрьевны, отказать.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик Андреева М.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Усова З.А., ответчик Усов А.Д. в судебном заседании исковые требования не признали согласно доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, исследовав в совокупности доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
По пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Разъяснения по применению статьи 13 Вводного закона даны в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу которых статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Из содержания приведенных выше положений Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось статьей 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть к моменту введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР определено, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
В силу части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения (статья 107 Жилищного кодекса РСФСР).
Согласно пунктам 6, 10 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 названного Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, а также члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.
Судом установлено следующее.
Как следует из выписки из ЕГРН от 07.02.2023, выписки из реестра муниципального имущества города Усть-Илимска квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является объектом муниципальной собственности, имеет статус служебного жилого помещения. Спорное жилое помещение является служебным жилым помещением специализированного жилищного фонда, до введения в действие Жилищного Кодекса РФ находилось в управлении исполнительного органа местного Совета народных депутатов (местной администрации) - Исполнительного комитета Усть-Илимского городского районного Совета депутатов трудящихся.
Согласно ордеру от 15.12.1992г. № 61475, выданному исполнительным комитетом городского районного Совета депутатов трудящихся г. Усть-Илимска, как служебное жилье квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена Д.Ю.Б.. В качестве членов семьи в ордере указаны: А.В.А.,<данные изъяты> года рождения - жена, А.А.Ю., <данные изъяты> года рождения – сын, Андреева Татьяна Юрьевна, <данные изъяты> года рождения - дочь, Андреева Марина Юрьевна, <данные изъяты> года рождения - дочь.
Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Д.Ю.Б. сменил фамилию на <данные изъяты>
В соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ А.В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19.12.2023 по гражданскому делу 2-3053/2023 Андреева Т.Ю. признана прекратившей право пользования специализированным жилым помещением квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. В удовлетворении исковых требований о выселении Андреевой Т.Ю. отказано.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 26.06.2014 по гражданскому делу № 2-1413/2014 Андреев А.Ю. признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно справке ООО «УИ ЖКХ-2008» от 11.10.2023 № 2985 в спорной квартире значатся зарегистрированными по месту жительства ответчики: Андреева М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Усов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Усов З.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Родителями Усова А.Д., Усова З.Д. являются Андреева М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и У.Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., который умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 16.10.2023 по гражданскому делу № 2-2175/2023 Андреева Марина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана членом семьи П.Ю.Б., являвшегося нанимателем жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>. Решением установлен факт вселения Андреевой М.Ю. в спорную квартиру 18.12.1992 с согласия наймодателя, с включением ее в ордер в качестве члена семьи нанимателя. Решение от 16.10.2023 вступило в законную силу 18.12.2023.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.
Как следует из приказа Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска от 12.08.2024 № 332-ОД, Андреева М.Ю. и члены ее семьи: Усов А.Д., Усов З.Д., зарегистрированные по адресу: <адрес>, признаны малоимущими гражданами, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. С 27.06.2024 указанных граждан принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что по настоящему делу необходимая совокупность обстоятельств, препятствующая выселению ответчиков из спорного жилого помещения, без предоставления иного жилья, установлена, а именно: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено нанимателю П.Ю.Б. по месту его работы в ЖКХ до введения в действие ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ); наниматель П.Ю.Б. проработал в ЖКХ, предоставившем ему служебное жилое помещение более десяти лет; Андреева М.Ю. признана членом семьи нанимателя П.Ю.Б. и вселена в спорную квартиру 18.12.1992 с согласия наймодателя, с включением ее в ордер в качестве члена семьи нанимателя; Андреева М.Ю. и члены ее семьи Усов А.Д., Усов З.Д. состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и их выселения без предоставления другого жилого помещения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета городского благоустройства Администрации города Усть-Илимска к Усову Артему Дмитриевичу, Андреевой Марине Юрьевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Усова Захара Дмитриевича о признании прекратившими право пользования специализированным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Балаганская
Мотивированное решение составлено 25.09.2024