Решение по делу № 33-290/2023 от 21.03.2023

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 2-298/2023

Дело № 33-290/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2023 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Тимирова Р.В.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023, которым постановлено:

Исковые требования Леоновой Е. С., Леонова С. П. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ИНН 7901525782) обязанность представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, в департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.

Возложить на департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (ИНН 7900001828) обязанность включить квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Признать за Леоновой Е. С. (<...> года рождения, уроженка <...>, паспорт серии № <...>, выданный <...>), Леоновым С. П. (<...> года рождения, уроженца <...> края, паспорт серии № <...>), право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Возложить на областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» обязанность включить Леонову Е. С., Леонова С. П. в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать свидетельство, подтверждающее право их на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного на 35,50 квадратных метра.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истицы Леоновой Е.С.Мурзина А.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Леонова Е.С., Леонов С.П. обратились в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение меры социальной поддержки. В обоснование иска указали, что на момент объявления режима чрезвычайной ситуации 14.09.2020 были зарегистрированы и проживали по адресу: ЕАО, <...>. Их дом попал в зону подтопления, но обследование дома на предмет признания жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации не проводилось в связи с принятием мэрией города распоряжения от 23.10.2019 № 164 о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с его аварийным состоянием и подлежащим сносу.

Уточнив исковые требования, истцы просили обязать мэрию города МО «<...>» ЕАО предоставить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО; обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; признать за Леоновой Е.С., Леоновым С.П. право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать ОГБУ «МФЦ» включить Леонову Е.С., Леонова С.П. в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать свидетельство о предоставлении выплаты для приобретения жилого помещения на 35,50 кв.м.

Определением судьи от 12.01.2023 к участию в деле привлечены в качестве соответчиков мэрия муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Леонов П.С.

В судебное заседание истцы Леонова Е.С., Леонов С.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Леоновой Е.С.Мурзин А.С. уточнённые исковые требования поддержал. Суду пояснил, что истцы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>, на основании договора социального найма. Зарегистрированные в жилом помещении их сын и внук на момент чрезвычайной ситуации в нём не проживали, имеют иное жилое помещение. После чрезвычайной ситуации 2020 года состояние жилого помещения ухудшилось, что подтверждается строительно-техническим заключением. В силу своего возраста и юридической неграмотности, незнания порядка истцы считали, что государство автоматически предоставит им меры социальной поддержки, поскольку их дом попал в зону подтопления, как и <...>, который включён в границы зон чрезвычайной ситуации 2020 года, в том числе на основании решений суда.

В судебном заседании представитель ОГБУ «МФЦ» Исайкина В.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что ни жилой дом, ни земельный участок под ним не включены в зону чрезвычайной ситуации 2020 года. Истцы до 15.11.2021 не обратились с соответствующим заявлением для получения меры социальной поддержки. Дом признан аварийным и непригодным для проживания в 2017 году. Выявленные в ходе проведения строительно-технической экспертизы повреждения дома имели место и на момент признания дома аварийным в 2017 году.

В судебное заседание представители ответчиков мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, третье лицо Леонов П.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Жалоба мотивирована тем, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Истцами не подтверждено, что их жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2020 года. Так, в материалы дела не представлены фотографии, подтверждающие подтопление жилого дома в 2020 году, отсутствуют сведения об обращении истцов в мэрию города с заявлением об утрате в результате чрезвычайной ситуации 2020 года жилого помещения. В распоряжении губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» отсутствуют сведения о земельном участке и жилом помещении истцов. Довод суда о том, что жилой дом № № <...> находится рядом с домами, включёнными в зону чрезвычайной ситуации, является несостоятельным, поскольку жилые помещения были включены в границы чрезвычайной ситуации на основании решений судов, поэтому данное указание не может являться допустимым доказательством по делу. Дом истцов межведомственной комиссией в 2017 году был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом, принято решение о сносе дома. В связи с этим суд должен был критически отнестись к строительно-техническому заключению № СТЗ-63-1/2022.

Кроме того, в нарушение пункта 11 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, согласно которому наниматели утраченного жилого помещения по договору социального найма для получения выплаты не позднее 15.11.2021 подают в ОГБУ «МФЦ» перечисленные в данном пункте документы, истцы в установленный срок для получения выплаты в ОГБУ «МФЦ» не обращались.

Истцы Леонова Е.С., Леонов С.П., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, третье лицо Леонов П.С. в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Леоновой Е.С.Мурзин А.С. просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 статьи 18 названного Федерального закона установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В связи с ухудшающейся паводковой обстановкой распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В силу пункта 4 Порядка к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

При этом органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

В соответствии с пунктом 9 Порядка размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.

В силу пунктов 15, 16 Порядка в случае принятия решения о предоставлении выплаты ОГБУ «МФЦ» в течение 7 рабочих дней со дня принятия данного решения включает гражданина и (или) членов его семьи в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории ЕАО в 2020 году. После утверждения списка губернатором ЕАО департамент социальной защиты населения правительства ЕАО в течение 2 рабочих дней направляет его в ОГБУ «МФЦ», который оформляет свидетельство.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, общей площадью 35,50 кв.м, находится в бессрочном владении и пользовании нанимателя Леонова С.П. и членов его семьи Леоновой Е.С. (жена), Леонова П.С. (сын) на основании договора социального найма жилого помещения от 21.03.2006 № 81.

В указанном жилом помещении зарегистрированы Леонов С.П. с <...>, Леонова Е.С. с <...>, их сын Леонов П.С. с <...> и внук Леонов С.П., <...> года рождения, с <...>.

Согласно пояснениям представителя Мурзина А.С. сын и внук истцов в указанном жилом помещении не проживают.

На день объявления чрезвычайной ситуации (14.09.2020) истцы не имели в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Заключением межведомственной комиссии от 23.10.2017 № 164 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.

После чрезвычайной ситуации 2020 года многоквартирный дом и жилое помещение истцов, расположенное в нём, межведомственной комиссией не обследовались.

Из строительно-технического заключения № СТЗ-63-1/2022 от 06.12.2022, составленного ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» по заказу Леоновой Е.С., следует, что значительная агрессивность окружающей среды в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, в том числе в г. Биробиджане, сильно повлияла на естественный процесс старения, ускорило его. Во время паводка резко ухудшились атмосферная среда, грунтовая среда, биологическая среда, в результате разрушение конструкций произошло быстрее.

Жилой дом имеет следы естественного износа, связанные с эксплуатацией дома, но критические повреждения и деформации конструкции и элементов здания возникли в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, интенсивного выпадения дождевых осадков и подъёма паводковых вод, что привело к подмыванию основания фундамента и в последующем к нарушению его целостности и деформации, а также деформации и потере прочности несущих строительных конструкций, появлению колонии патогенных плесневых грибов на внутренней отделке помещения.

Выявленные недостатки свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома. Микроклимат жилого помещения не позволяет обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Жилое помещение опасно для нахождения людей в доме, тем более для дальнейшего проживания.

Суд первой инстанции, установив, что жилое помещение истцов утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, что на день её объявления истцы не имели в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, пришёл к выводу, что за истцами должно быть признано право на получение меры государственной поддержки, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами, в связи с чем исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцами не подтверждена утрата жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, что дом истцов межведомственной комиссией в 2017 году уже был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом, поэтому следует критически отнестись к строительно-техническому заключению, отмену решения суда не влекут.

Как усматривается из распоряжения мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО от 26.10.2017, принятого на основании заключения межведомственной комиссии от 23.10.2017 № 164, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу, при этом установлен срок для расселения граждан до 31.01.2028. Следовательно, жилой дом, несмотря на признание его аварийным в 2017 году, мог использоваться гражданами для проживания до их расселения.

Истцы, как следует из искового заявления, продолжали проживать в данном доме, в том числе на момент чрезвычайной ситуации.

В свою очередь экспертным заключением ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 06.12.2022 установлено, что критические повреждения дома, создающие опасность для нахождения в нём людей, возникли в результате чрезвычайной ситуации 2020 года. ОГБУ «МФЦ» доказательств обратного в материалы дела не представило, указанное заключение им не опровергнуто.

Кроме того, согласно сообщению МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города» от 21.12.2023 № 2274 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, включено в перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории ЕАО, 14.02.2023 сопроводительным письмом актуализированный перечень направлен мэрией города в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.

Распоряжением губернатора ЕАО от 24.04.2023 № 92-рг «О внесении изменений в распоряжение губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, включены земельный участок, расположенный по адресу: <...>, и жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с включением в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, указанных земельного участка и жилого помещения в установленном законом порядке ОГБУ «МФЦ» не оспорено.

Таким образом, учитывая, что в настоящее время жилое помещение истцов включено в границы зон чрезвычайной ситуации 2020 года, строительно-техническим заключением ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 06.12.2022 подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, утрачено в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, доказательств, свидетельствующих о том, что данное жилое помещение стало окончательно непригодным для проживания не вследствие чрезвычайной ситуации 2020 года, ответчиком не представлено, судебная коллегия считает, что истцы имеют право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного.

В силу пункта 11 Порядка граждане, указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка и являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченного жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, для получения выплаты не позднее 15.11.2021 подают в ОГБУ «МФЦ» либо его филиалы по месту нахождения утраченного жилого помещения документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», «г» и «к» пункта 10 настоящего Порядка.

Довод жалобы ответчика о том, что истцы в установленный срок для получения выплаты в ОГБУ «МФЦ» не обращались, то есть пропустили срок для обращения за получением выплаты, судебной коллегией отклоняется, так как предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявления не является пресекательным, и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки. Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих документов в иной срок.

Судебная коллегия признаёт уважительными причины, не позволившие истцам своевременно обратиться за получением выплаты, поскольку, как следует из пояснения представителя Мурзина А.С., истцы предполагали, что им автоматически предоставят меры социальной поддержки, так как их дом попал в зону чрезвычайной ситуации. Истцы вынуждены были обратиться за юридической помощью, провести экспертизу, затем обратиться в суд.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» – без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.А. Конева

Р.В. Тимиров

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.12.2023.

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 2-298/2023

Дело № 33-290/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2023 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Тимирова Р.В.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023, которым постановлено:

Исковые требования Леоновой Е. С., Леонова С. П. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ИНН 7901525782) обязанность представить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, в департамент архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области.

Возложить на департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (ИНН 7900001828) обязанность включить квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года.

Признать за Леоновой Е. С. (<...> года рождения, уроженка <...>, паспорт серии № <...>, выданный <...>), Леоновым С. П. (<...> года рождения, уроженца <...> края, паспорт серии № <...>), право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Возложить на областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» обязанность включить Леонову Е. С., Леонова С. П. в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать свидетельство, подтверждающее право их на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного на 35,50 квадратных метра.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истицы Леоновой Е.С.Мурзина А.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Леонова Е.С., Леонов С.П. обратились в суд с исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение меры социальной поддержки. В обоснование иска указали, что на момент объявления режима чрезвычайной ситуации 14.09.2020 были зарегистрированы и проживали по адресу: ЕАО, <...>. Их дом попал в зону подтопления, но обследование дома на предмет признания жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации не проводилось в связи с принятием мэрией города распоряжения от 23.10.2019 № 164 о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с его аварийным состоянием и подлежащим сносу.

Уточнив исковые требования, истцы просили обязать мэрию города МО «<...>» ЕАО предоставить информацию о жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>, как утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО; обязать департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО включить квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <...>, в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; признать за Леоновой Е.С., Леоновым С.П. право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления; обязать ОГБУ «МФЦ» включить Леонову Е.С., Леонова С.П. в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, и выдать свидетельство о предоставлении выплаты для приобретения жилого помещения на 35,50 кв.м.

Определением судьи от 12.01.2023 к участию в деле привлечены в качестве соответчиков мэрия муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Леонов П.С.

В судебное заседание истцы Леонова Е.С., Леонов С.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Леоновой Е.С.Мурзин А.С. уточнённые исковые требования поддержал. Суду пояснил, что истцы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: ЕАО, <...>, на основании договора социального найма. Зарегистрированные в жилом помещении их сын и внук на момент чрезвычайной ситуации в нём не проживали, имеют иное жилое помещение. После чрезвычайной ситуации 2020 года состояние жилого помещения ухудшилось, что подтверждается строительно-техническим заключением. В силу своего возраста и юридической неграмотности, незнания порядка истцы считали, что государство автоматически предоставит им меры социальной поддержки, поскольку их дом попал в зону подтопления, как и <...>, который включён в границы зон чрезвычайной ситуации 2020 года, в том числе на основании решений суда.

В судебном заседании представитель ОГБУ «МФЦ» Исайкина В.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что ни жилой дом, ни земельный участок под ним не включены в зону чрезвычайной ситуации 2020 года. Истцы до 15.11.2021 не обратились с соответствующим заявлением для получения меры социальной поддержки. Дом признан аварийным и непригодным для проживания в 2017 году. Выявленные в ходе проведения строительно-технической экспертизы повреждения дома имели место и на момент признания дома аварийным в 2017 году.

В судебное заседание представители ответчиков мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, третье лицо Леонов П.С. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Жалоба мотивирована тем, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Истцами не подтверждено, что их жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации 2020 года. Так, в материалы дела не представлены фотографии, подтверждающие подтопление жилого дома в 2020 году, отсутствуют сведения об обращении истцов в мэрию города с заявлением об утрате в результате чрезвычайной ситуации 2020 года жилого помещения. В распоряжении губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» отсутствуют сведения о земельном участке и жилом помещении истцов. Довод суда о том, что жилой дом № № <...> находится рядом с домами, включёнными в зону чрезвычайной ситуации, является несостоятельным, поскольку жилые помещения были включены в границы чрезвычайной ситуации на основании решений судов, поэтому данное указание не может являться допустимым доказательством по делу. Дом истцов межведомственной комиссией в 2017 году был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом, принято решение о сносе дома. В связи с этим суд должен был критически отнестись к строительно-техническому заключению № СТЗ-63-1/2022.

Кроме того, в нарушение пункта 11 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утверждённого распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп, согласно которому наниматели утраченного жилого помещения по договору социального найма для получения выплаты не позднее 15.11.2021 подают в ОГБУ «МФЦ» перечисленные в данном пункте документы, истцы в установленный срок для получения выплаты в ОГБУ «МФЦ» не обращались.

Истцы Леонова Е.С., Леонов С.П., представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, третье лицо Леонов П.С. в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции представитель истицы Леоновой Е.С.Мурзин А.С. просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 статьи 18 названного Федерального закона установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В связи с ухудшающейся паводковой обстановкой распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, в том числе являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В силу пункта 4 Порядка к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

При этом органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления».

В соответствии с пунктом 9 Порядка размер выплаты гражданам определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метров для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. метров на семью из 2 человек и 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения, которая равна средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором Еврейской автономной области Перечня.

В силу пунктов 15, 16 Порядка в случае принятия решения о предоставлении выплаты ОГБУ «МФЦ» в течение 7 рабочих дней со дня принятия данного решения включает гражданина и (или) членов его семьи в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории ЕАО в 2020 году. После утверждения списка губернатором ЕАО департамент социальной защиты населения правительства ЕАО в течение 2 рабочих дней направляет его в ОГБУ «МФЦ», который оформляет свидетельство.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, общей площадью 35,50 кв.м, находится в бессрочном владении и пользовании нанимателя Леонова С.П. и членов его семьи Леоновой Е.С. (жена), Леонова П.С. (сын) на основании договора социального найма жилого помещения от 21.03.2006 № 81.

В указанном жилом помещении зарегистрированы Леонов С.П. с <...>, Леонова Е.С. с <...>, их сын Леонов П.С. с <...> и внук Леонов С.П., <...> года рождения, с <...>.

Согласно пояснениям представителя Мурзина А.С. сын и внук истцов в указанном жилом помещении не проживают.

На день объявления чрезвычайной ситуации (14.09.2020) истцы не имели в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Заключением межведомственной комиссии от 23.10.2017 № 164 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.

После чрезвычайной ситуации 2020 года многоквартирный дом и жилое помещение истцов, расположенное в нём, межведомственной комиссией не обследовались.

Из строительно-технического заключения № СТЗ-63-1/2022 от 06.12.2022, составленного ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» по заказу Леоновой Е.С., следует, что значительная агрессивность окружающей среды в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, в том числе в г. Биробиджане, сильно повлияла на естественный процесс старения, ускорило его. Во время паводка резко ухудшились атмосферная среда, грунтовая среда, биологическая среда, в результате разрушение конструкций произошло быстрее.

Жилой дом имеет следы естественного износа, связанные с эксплуатацией дома, но критические повреждения и деформации конструкции и элементов здания возникли в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, интенсивного выпадения дождевых осадков и подъёма паводковых вод, что привело к подмыванию основания фундамента и в последующем к нарушению его целостности и деформации, а также деформации и потере прочности несущих строительных конструкций, появлению колонии патогенных плесневых грибов на внутренней отделке помещения.

Выявленные недостатки свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома. Микроклимат жилого помещения не позволяет обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. Жилое помещение опасно для нахождения людей в доме, тем более для дальнейшего проживания.

Суд первой инстанции, установив, что жилое помещение истцов утрачено и непригодно к использованию по назначению в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, что на день её объявления истцы не имели в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, пришёл к выводу, что за истцами должно быть признано право на получение меры государственной поддержки, установленной вышеназванными нормативно-правовыми актами, в связи с чем исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцами не подтверждена утрата жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, что дом истцов межведомственной комиссией в 2017 году уже был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом, поэтому следует критически отнестись к строительно-техническому заключению, отмену решения суда не влекут.

Как усматривается из распоряжения мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО от 26.10.2017, принятого на основании заключения межведомственной комиссии от 23.10.2017 № 164, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу, при этом установлен срок для расселения граждан до 31.01.2028. Следовательно, жилой дом, несмотря на признание его аварийным в 2017 году, мог использоваться гражданами для проживания до их расселения.

Истцы, как следует из искового заявления, продолжали проживать в данном доме, в том числе на момент чрезвычайной ситуации.

В свою очередь экспертным заключением ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 06.12.2022 установлено, что критические повреждения дома, создающие опасность для нахождения в нём людей, возникли в результате чрезвычайной ситуации 2020 года. ОГБУ «МФЦ» доказательств обратного в материалы дела не представило, указанное заключение им не опровергнуто.

Кроме того, согласно сообщению МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города» от 21.12.2023 № 2274 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, включено в перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории ЕАО, 14.02.2023 сопроводительным письмом актуализированный перечень направлен мэрией города в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО.

Распоряжением губернатора ЕАО от 24.04.2023 № 92-рг «О внесении изменений в распоряжение губернатора Еврейской автономной области от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, включены земельный участок, расположенный по адресу: <...>, и жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с включением в границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, указанных земельного участка и жилого помещения в установленном законом порядке ОГБУ «МФЦ» не оспорено.

Таким образом, учитывая, что в настоящее время жилое помещение истцов включено в границы зон чрезвычайной ситуации 2020 года, строительно-техническим заключением ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 06.12.2022 подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, утрачено в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, доказательств, свидетельствующих о том, что данное жилое помещение стало окончательно непригодным для проживания не вследствие чрезвычайной ситуации 2020 года, ответчиком не представлено, судебная коллегия считает, что истцы имеют право на предоставление выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного.

В силу пункта 11 Порядка граждане, указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка и являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченного жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, для получения выплаты не позднее 15.11.2021 подают в ОГБУ «МФЦ» либо его филиалы по месту нахождения утраченного жилого помещения документы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «в», «г» и «к» пункта 10 настоящего Порядка.

Довод жалобы ответчика о том, что истцы в установленный срок для получения выплаты в ОГБУ «МФЦ» не обращались, то есть пропустили срок для обращения за получением выплаты, судебной коллегией отклоняется, так как предусмотренный пунктом 11 Порядка срок подачи заявления не является пресекательным, и его пропуск не влечёт прекращение права на меры государственной поддержки. Порядок не содержит прямого запрета для предъявления соответствующих документов в иной срок.

Судебная коллегия признаёт уважительными причины, не позволившие истцам своевременно обратиться за получением выплаты, поскольку, как следует из пояснения представителя Мурзина А.С., истцы предполагали, что им автоматически предоставят меры социальной поддержки, так как их дом попал в зону чрезвычайной ситуации. Истцы вынуждены были обратиться за юридической помощью, провести экспертизу, затем обратиться в суд.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» – без удовлетворения.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.А. Конева

Р.В. Тимиров

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.12.2023.

33-290/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонов Сергей Павлович
Леонова Елена Станиславовна
Ответчики
Мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО
ОГБУ "МФЦ в ЕАО"
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕА
Другие
Исайкина В.А.
Мурзин А.С.
Леонов Павел Сергеевич
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
22.03.2023Передача дела судье
14.04.2023Судебное заседание
06.12.2023Производство по делу возобновлено
22.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024Передано в экспедицию
22.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее